Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций

Дорфман Л.Я. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций // Психологический журнал, 2015, том 36, № 1, с. 81–90

Подвергнуты анализу современные психологические представления об уровнях и типах креативности. Сопоставлены наиболее известные отечественные и иностранные классификации уровней креативности. Типология креативности описана на основе ее главных особенностей – полезности и производства новизны. Понятие новизны уточнено применительно к проблеме соотношения креативности и интеллекта. Рассмотрен вопрос о том, является ли креативность унитарным и гомогенным конструктом или представляет собой многокачественный и гетерогенный конструкт. Обозначены теоретические проблемы, разрешение которых может способствовать избавлению понятия креативности от избыточно вольных определений. В соответствии с обозначенными проблемами изложены четыре типологические модели креативности: производство “эффективной” новизны в оппозиции к “просто” новизне; таксономия новизны и креативности; таксономия креативности и интеллекта, основанная на использовании фокальной и периферийной информации; категоризация креативности, основанная на условиях, запускающих креативный процесс, и обнаружении проблем, необходимых для креативного процесса. Показаны преимущества гетерогенного подхода над гомогенным подходом к креативности.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН