Бессонова Ю.В. Интервью газете «Гудок» (12.07.2013)
Скрытая угроза
Специалисты изучат психологические причины аварийного поведения
Причины совершения аварийных действий работниками локомотивных бригад ОАО «РЖД» будет исследовать совместно с Российской академией наук (РАН).Статистика аварий за последние десять лет говорит о том, что их количество ежегодно сокращается, однако масштабность негативных последствий и численность пострадавших возрастают.
Причины условно делят на две основные категории: связанные с неисправностями техники и человеческим фактором.
«В психологии есть теория, которая подразумевает существование «аварийщиков» и «безаварийщиков». Действительно, людей можно разделить на две категории: с пониженной и повышенной вероятностью совершения аварийных действий», – рассказывает научный сотрудник лаборатории инженерной психологии и эргономики Института психологии РАН Юлия Бессонова.
Есть множество версий, за счёт чего обеспечивается эта самая безаварийность, однако вопросов остаётся довольно много. Проявляется ли аварийность только в узкой профессиональной деятельности или во всех ситуациях? Одинаковыми или полярными психологическими составляющими обеспечиваются эти понятия? Кроме того, для описания «безаварийщиков», по словам Юлии Бессоновой, сейчас используются формальные определения, применимые для каждой профессии, такие как добросовестность, внимательность, высокая квалификация. Поэтому было принято решение о разработке методики мониторинга и формирования культуры безопасности, направленной на учёт внешних и внутренних факторов психологических рисков.
Специалисты утверждают: любого человека можно обучить безаварийному поведению. Они говорят о «правильной» и «неправильной» программах поведения, где ключевым является не навык, не натаскивание и не заучивание действий. По данным анализа аварийности, количество незначительных нарушений техники безопасности в разы превосходит зафиксированное количество аварий и происшествий. Но именно в незначительных происшествиях кроются предпосылки крупных аварий. «По нашим данным, большинство ошибок совершают именно профессионалы, например водители со стажем работы свыше 10 лет. Нами была создана система комплексной оценки условий, которые представляют потенциальную вероятность для возникновения риска ошибки по человеческому фактору. Методика представляет систему, построенную по принципу «360 градусов» и подразумевающую комплексную оценку психологических факторов. Разработанная технология нацелена на выявление ещё не проявившихся нарушений и чрезвычайных ситуаций», – поясняет Юлия Бессонова.
Если говорить, например, об авиации, то с помощью разработанной системы специалисты РАН выявили, что на потенциальной аварийности сказывается возрастной состав специалистов – молодые кадры отсутствуют на всех должностных позициях. Там же, где есть молодые специалисты, их интересует только конечный результат – зарплата. Имеет место и узкое понимание личной ответственности: основной состав специалистов интересуется только поставленной задачей.
Аналогичную методику планируют разработать и для железнодорожного транспорта. Для этого необходимо провести исследование. «Для каждой профессии перечень факторов глобален и имеет определённую специфику. В авиации после пяти лет работы сотрудники совершают грубейшие ошибки, а у нас наоборот, в период от одного до пяти лет, а потом их количество снижается. Поэтому необходимо создать единый опросник для работников локомотивных бригад, чтобы знать, кто из сотрудников склонен к совершению неправильных действий, и вовремя провести с ними работу, – уточняет и.о. начальника департамента здравоохранения ОАО «РЖД» Вячеслав Кульбачинский. – У Академии наук уже накоплен опыт по другим специальностям, поэтому они нам в этом помогут. Обследование работников локомотивных бригад будет проходить в Научно-клиническом центре (НКЦ) на тренажёре «Кабина машиниста». В исследовании планируется задействовать не меньше 300 машинистов».
Электронные журналы Института психологии РАН
Приглашаем к публикации в электронных журналах:
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты