А
Абульханова Ксения Александровна
Александров Юрий Иосифович
Алексеев Никита Глебович
Аллахвердов Виктор Михайлович
Ананьев Борис Герасимович
Андреева Галина Михайловна
Анохин Петр Кузьмич
Анциферова Людмила Ивановна
Аракелов Геннадий Гургенович
Аркин Ефим Аронович
Артемов Владимир Алексеевич
Артемьева Елена Юрьевна
Арямов Иван Антонович
Асмолов Александр Григорьевич
Ахутина (Рябова) Татьяна Васильевна
Абульханова Ксения Александровна 1933 г. р. Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974 г.г. работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, с 1974 - в Институте психологии АН СССР (ныне РАН); с 1987 г. - заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1989 по 2010 - заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН. А. начала свою научно-исследовательскую работу под руководством С.Л. Рубинштейна в 50-е г.г. в области психологии мышления. В 60-70-е г.г. становится одним из ведущих методологов отечественной психологии. В монографии "О субъекте психической деятельности" (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием. Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни.1991). Опираясь на типологические разработки Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова и др. и собственные эмпирические исследования, А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии). На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая трехкомпонентную структуру (осознание, переживание и практическая регуляция времени) и типологические особенности этой организации. На эмпирическом уровне проводились сопоставления абстрактно выделенных структур организации времени, активности и сознания с их реальным функционированием на разных возрастных, профессиональных выборках путем сочетания типологических, биографических, социально-психологических (полевых) и кросскультурных методов исследования, что позволило выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни их развития в зависимости от разнообразных условий. А. разрабатывается концепция социального мышления; под ее руководством исследуются особенности социального мышления российской личности и менталитета.
|
|
Александров Юрий Иосифович 1948 г.р. |
|
Российский психолог, нейрофизиолог, закончил 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова (1972), доктор психологических наук (1986), заведующий лабораторией нейрофизиологических основ психики института психологии РАН (с 1994). Ученик П.К.Анохина и В.Б.Швыркова А., в рамках системной психофизиологии развивает исторический подход к исследованию системной организации поведения. Им обосновано положение о том, что поведенческий акт реализуется как иерархия ФУС, уровни которой отражают историю становления поведения или последовательные стадии его формирования. Обнаружено, что набор реализующихся ФУС и характеристики отношений между ними соответствуют цели поведения, что рассматривается как проявление субъективности психического отражения. Сознание и эмоции выступают как характеристики разных уровней системной организации деятельности, представляющих собой этапы формирования психического. (Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. 1989).
|
|
Алексеев Никита Глебович 1932 г.р. |
|
Российский философ, психолог, кандидат психологических наук (1975), член-корреспондент РАО (1992). Закончил факультет философии МГУ (1961), является заведующим лабораторией философско-методологических основ образования ЦПИ. А. осуществляет разработку философско-методологических основ проектирования образования. Им сформулировано понятие "учебная задача", разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа, осуществляется построение механизмов реализации "игровых", активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-деятельностные игры (Учебно-познавательная задача: формирование осознанного решения. 1981; Использование ОДИ в системе образования. 1992).
|
|
Аллахвердов Виктор Михайлович 1946 г.р. |
|
Российский психолог, закончил психологический факультет ЛГУ (1971), доктор психологических наук (1994). Область научных исследований А. связана с вопросами общей и социальной психологии. Им было показано существование особого феномена, названного им неосознанным негативным выбором: информация, однажды не осознанная имеет тенденцию оставаться неосознанной также при повторном испытании и, наоборот, спонтанно появляться в сознании при смене задания в виде якобы случайной ассоциации, ошибки и пр. По мнению А. как осознание, так и неосознание – результат специального решения (позитивного или негативного выбора), осуществляемого субъектом. (Опыт теоретической психологии. 1993). Как психолог – практик А. проводит работу по фасилитации групп и разрешению конфликтов, разрабатывает игровые приемы обучения и оргконсультирования.
|
Ананьев Борис Герасимович (1907- 1972) |
|
Российский психолог, доктор психологических наук (1939), профессор, действительный член АПН СССР (1955), заслуженный деятель науки РСФСР, один из создателей ленинградской школы психологии. Закончил Горский педагогический институт во Владикавказе (1928), с 1929г. работал в институте по изучению мозга и психической деятельности в г. Ленинграде, с 1937 по 1942 годы - заведующий сектором психологии института. А. - организатор психологического отделения и факультета психологии в ЛГУ, его декан (до 1972). А.- известный специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии. В начальный период научной деятельности примыкал к рефлексологии, занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Пересмотрев свои позиции, выступил с самокритикой и критикой рефлексологического направления в целом, его теоретических и методических аспектов: принимал активное участие в методологических дискуссиях конца 20-х-начала 30-х гг. и научной перестройке Института мозга. На основе своих психолого-педагогических исследований обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки. 1935). В секторе психологии Института мозга и в ЛГУ по его программе проведены исследования психологии чувственного познания, стержнем которых являлась проблема отражения пространства и времени. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов. Открыт специальный механизм пространственной ориентации, парная работа больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропсихического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. (Психология чувственного познания. 1960; Восприятие пространства и времени.1969). А. выступил инициатором нового подхода к возрастной психологии на основе представления о целостном жизненном цикле человека (сер. 50-хгг.). Основные закономерности развития он искал на пересечении двух линий - онтогенеза и жизненного пути. Взаимодействием онтогенетического и биографического "рядов" объяснялись сенситивные периоды, два типа старения ("конвергентное" и "дивергентное"), двухфазность развития психических функций, становление индивидуальности. С 1951г. по 1960г. А. возглавлял Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики, где он разворачивает исследования проблем психологии взрослого человека, преемственности в процессе обучения и комплексного изучения умственного развития учащихся. А. разрабатывал вопросы методологии психологии. На основе изучения тенденций развития науки он приходит к выводу о необходимости комплексного изучения человека; он явился автором междисциплинарного подхода к проблеме человека, предложил программу комплексных исследований и активно участвовал в организации НИИКСИ (научно-исследовательского института комплексного социального исследования) при университете. В основу его программы была положена идея об индивидуальности как системе, интегрирующей разноуровневые свойства индивида, личности и субъекта. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энергоинформационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии в нашей стране. (Человек как предмет познания. 1968). |
|
Андреева Галина Михайловна 1924 г.р. |
|
Российский психолог, ведущий специалист в области социальной психологии. Окончила философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1950), преподает в МГУ с 1953 г., доктор философских (1966), профессор (1968), академик Российской Академии Образования (1993), заслуженный деятель науки РФ (1984), член Европейской Ассоциации Экспериментальной Социальной Психологии (1975). В 1972 г. А. создала на факультете психологии МГУ кафедру социальной психологии и до 1989 г. заведовала ею. Создание этой кафедры во многом способствовало становлению социальной психологии как научной и учебной дисциплины в вузах страны: была разработана программа курса, А. был написан первый в стране университетский учебник “Социальная психология” (М., 1980), удостоенный Ломоносовской премии (1984). В ее работах осуществлена систематизация социально-психологического знания, разработана общая теория социальной психологии. Ею обоснованы основные принципы социально-психологической теории, связанные с содержательным анализом человеческого поведения и деятельности, изложены ведущие проблемы социальной психологии, освещены методологические аспекты социально-психологического исследования. В работах А. дается психологическая характеристика разных социальных групп, раскрывается динамика социально-психологических процессов, рассматриваются основные направления прикладных исследований в социальной психологии. Тема докторской диссертации А.: “Методологические проблемы эмпирического социального исследования” (1966). В последующие годы область научных интересов А. переместилась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Ею была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. На кафедре социальной психологии под руководством А. проводились многочисленные исследования по этой проблематике, что отражено в ряде коллективных монографий (1978; 1981; 1984), в которых А. выступала в качестве редактора и автора. Ее концепция исследования социально-перцептивных процессов в реальных социальных группах послужила основой для многих кандидатских диссертаций. Изучение проблем социальной перцепции проводится в условиях конкретной совместной деятельности членов группы, с учетом социального контекста, в который включена та или иная группа в процессе своей жизнедеятельности. В качестве важнейших переменных выделены специфика содержания совместной деятельности и уровень развития группы. В 90-е годы результаты многолетних исследований обобщены А. в разработанном ею спецкурсе “Психология социального познания”, на основе которого написано учебное пособие (Андреева, 1997). А. подготовлено 48 кандидатов и 9 докторов наук, опубликовано более 160 работ (включая 12 монографий и учебников, индивидуальных, а также в соавторстве или под ее редакцией), в том числе многие - в зарубежных изданиях.
|
|
Анохин Петр Кузьмич (1898-1974) |
|
Российский нейрофизиолог, доктор медицинских наук (1935), академик АМН СССР (1945) и академик АН СССР (1966). Закончил Ленинградский государственный институт медицинских знаний (1926). Научную деятельность начал под руководством И.П. Павлова (1922).Был одним из организаторов Института психологии АН СССР и лаборатории нейрофизиологии обучения (позже - нейрофизиологических основ психики). А. разработал теорию функциональных систем (ТФУС), связавшую воедино тонкие нейрофизиологические механизмы и целостную деятельность индивида. Он рассматривал ТФУС как "методологический мост" между психологией и физиологией, основу для системного анализа нейрофизиологических основ психики. Из ТФУС следует, что любая деятельность осуществляется только при интеграции множества разнородных частных механизмов в единой ФУС, под которой понимается организация избирательно вовлеченных компонентов. Полезный результат системы (его информационный эквивалент - цель), является системообразующим фактором, определяющим избирательное вовлечение элементов в ФУС. Важнейшей концепцией, выдвинутой и сформулированной А. при изучении развития, явилась концепция системогенеза. Принципиальным положением этой концепции является представление о том, что гетерохрония в закладках и темпах развития различных структурных образований организма связана с необходимостью формирования целостных ФУС, а не отдельных сенсорных, моторных, активационных и т.п. "механизмов". В процессе индивидуального развития в первую очередь созревают именно те элементы, без которых невозможна реализация ФУС, обеспечивающих выживание. (Биология и нейрофизиология условного рефлекса. 1968; Очерки по физиологии функциональных систем. 1975; Философские аспекты теории функциональной системы.1978). |
|
Анциферова Людмила Ивановна 1924 г.р. |
|
Российский психолог, философ, доктор психологических наук (1974), профессор (1991), заслуженный деятель науки (1984). Закончила философский факультет МГУ (1948). С 1972 года работает в институте психологии РАН, где была заведующей лабораторией философских проблем психологии (1974-1982) и лаборатории психологии личности (1982- 1991). С 1991 года - главный научный сотрудник института. А. является ученицей С.Л. Рубинштейна, в центре ее научных интересов - методология и история психологии, вопросы исторической психологии, психологии развития, психологии личности. В работах А. проведен анализ основных направлений и тенденций развития мировой психологической науки, изучена традиция французской психоисторической школы, выявлены продуктивные концепции и методические средства, значимые для развития отечественной психологии (Материалистические идеи в зарубежной психологии.1974). Исследование детерминации возникновения новых научных теорий и концепций, позволило обосновать положение о преломлении через своеобразие личности ученого уровневой системы социально-исторических условий и факторов (специфика общественных отношений и требований общества, социальные противоречия, состояние смежных наук, общекультурные тенденции и т.д.). Под руководством А. была проведена психолого-историческая реконструкция структуры, целей и идеалов рабочих Азербайджана в 20-е г.г. ХХ века. В методологическом плане ею осуществлена интеграция принципов развития и системного подхода, что нашло отражение в работе «Принцип развития в психологии» (1978). А. разработан динамический подход к личности, предопределяющий ее понимание как саморазвивающейся системы, инициатора своего деятельного существования, изменения и поступательного развития. Обосновано положение о том, что развитие личности включает как движение вперед, так и вспять, к прошлому. Интеграция личности с настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей, переходу на новые уровни развития. Исследуется поведение личности в трудных жизненных ситуациях, выявлены различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные события. В 2004 году в издательстве "Институт психологии РАН" вышла в свет фундаментальная монография Л.И. Анцыферовой "Развитие личности и проблемы геронтопсихологии" (исправленное и дополненное издание - 2006 год). |
|
Аракелов Геннадий Гургенович 1939 г.р. |
|
Российский психолог. Закончил биолого-почвенный факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1964) по специальности “цитология, гистология”, доктор психологических наук (1982), профессор(1986). С 1985 года работает на кафедре психофизиологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. А. исследует нейронные и молекулярные механизмы функционирования мозга. Полученные материалы нашли отражение в его докторской диссертации и монографии «Нейронные механизмы движений» (1984). Им обнаружен класс гигантских полифункциональных нейронов, интегрирующих в себе свойства сенсорных, моторных и центральных нейронов, что обеспечивает быстроту оборонительной реакции животных. Микроанатомия этих нейронов позволяет им выполнять командную синхронизирующую функцию в целостной оборонительной реакции. Рассматривает психофизиологические механизмы стресса. |
|
Аркин Ефим Аронович (1873-1978) |
|
Российский психолог и педагог, закончил медицинский ф-т Киевского университета (1897), доктор педагогических наук (1936), профессор (1924). Начиная с середины двадцатых годов, научно-педагогическая деятельность А. в Москве сосредотачивалась в пед. Институте дефектологии и МПГИ им. Ленина. В центре исследовательских интересов А. были проблемы развития личности детей, формирования детских коллективов и генезиса психики в раннем и дошкольном возрасте. Уделяя большое внимание наследственной обусловленности психического развития, А. в двадцатые годы примыкал к биогенетическому направлению, возглавляемому П.П. Блонским. Изучая динамику развития и проявления тех бессознательных инстинктов и влечений, которые приводят к объединению детей в группы, А. приходил к выводу, что существует известное соответствие между детскими коллективами и коллективами древних, первобытных людей. Главная закономерность, выделенная А. при исследовании динамики развития детского коллектива, состоит в том, что устойчивость связей и количество детей, охватываемых этими связями, зависят от возраста детей. Изменение стимулов, которые обуславливают соединение детей в группы, идет от предметов внешнего мира (обыкновенно игрушки) к склонностям или влечениям и затем к чувствам, связанным с другими детьми. Изучая взаимосвязи между коллективом и личностью, он приходил к выводу, что определенная степень организованности и вытекающей из нее дисциплины не должны привести к потере самостоятельности самодеятельности у членов коллектива и что нормальное развитие коллектива неизбежно предполагает "широкую наличность элемента свободы". Изучая проблему лидерства (вожачества) пришел к выводу, что вожаками являются не только те дети, которые организовывают деятельность группы, но и дезорганизаторы. А. доказывал, что сила вожака не в любви к нему детей, а в том, что он первый указывает наиболее доступные, надежные и экономные пути прорыва детской активности, вовлекая детей в ту или иную деятельность. То есть ценность лидера в том, какие перспективы открывает для развития группы тот выход активности, который предложен вожаком. В дальнейшем изучал вопросы влияния полового воспитания детей, процесс вхождения новых детей в группу, факторы, влияющие на сплоченность коллектива, динамику групповой дифференциации. Исследуя влияние индивидуальных особенностей, склонностей и интересов детей на процесс формирования группы, А. писал о необходимости учета этих факторов взрослыми при организации детских коллективов и преодолении конфликтов внутри них. |
|
Артемов Владимир Алексеевич (1897-1982) |
|
Российский психолог, закончил философское отделение историко-филологического факультета Московского университета (1918), доктор психологических наук, профессор. В течение почти 40 лет (до 1973) А. возглавлял кафедру психологии Московского Государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза и был руководителем лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи этого института, ставшей важным всесоюзным центром по подготовке исследователей языка, методики и психологии обучения иностранным языкам. В двадцатые-тридцатые годы исследовательские интересы А. были направлены на изучение проблемы формирования характера, индивидуальных особенностей и одаренности детей. Уделяя большое внимание анализу роли наследственности в развитии одаренности, А. одним из первых разделил понятия одаренности и профессиональной пригодности, разрабатывал программы обучения и воспитания одаренных детей, настаивая на необходимости открытия специальных классов для одаренных. Основным направлением научных исследований А. в последующие годы являлась разработка проблем экспериментальной фонетики, психологии речи и обучения иностранным языкам. Под его руководством разработаны методы структурно-функционального анализа интонации и речевых особенностей русского и иностранных языков, создана соответствующая электроакустическая аппаратура. В комплексных исследованиях, осуществленных А. принимали участие не только психологи, но и языковеды, акустики, инженеры связи. В них было установлено, что в речи представлены как система языка, так и психические особенности и личностные качества человека. А. была разработана коммуникативная теория речи, положенная в основу созданной им теории обучения иностранным языкам (Психология обучения иностранным языкам. 1969). |
|
Артемьева Елена Юрьевна (1940-1987) |
|
Российский психолог, доктор психологических наук (1987), основатель нового теоретического и экспериментального подхода к анализу сознания - психологии субъективной семантики. Научная деятельность А. началась с работ в области математической психологии и методологии статистической обработки психологических данных (Вероятностные методы в психологии. 1975). В восьмидесятые годы она разрабатывает психологию субъективной семантики. Ее основная идея состоит в том, что категориальные системы (семантики), относящиеся к различным сенсорным модальностям и системам чувственных признаков имеют единую структуру и взаимно проецируются друг в друга (Психология субъективной семантики.1980). Семантический код объектов любой природы отвязан от чувственных признаков и сенсорных модальностей вообще. Эмоциональный след столкновения в нашем опыте с теми или иными внешними объектами или воздействиями сохраняется в нашей психике в виде их семантического кода, который определяет дальнейшее отношение к этим объектам или воздействиям. А. разработала ряд оригинальных методик и способов их обработки, которые позволили подтвердить гипотезу о взаимопроекции разномодальных субъективных семантик и о ключевой роли семантического кода в быстром опознании сложных объектов и формирования отношения к ним. Разработанные А. подходы и методы с успехом применяются учениками А. в таких фундаментальных и прикладных областях психологии как медицинская психология, психология профессий и профессионального обучения, психология искусства, психология рекламы и др.
|
|
Арямов Иван Антонович (1884-1958) |
|
Российский психолог. После окончания в 1912 году Московского университета (физико-математический и медицинский факультеты) А. совмещал врачебную и педагогическую деятельность. С 1919 года полностью перешел на педагогическую работу вначале в качестве преподавателя Пензенского института народного образования, затем профессора Московского института физической культуры и 2-го Московского университета. С 1937 года в течение 20 лет А. был профессором и заведующим кафедрой психологии Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской. Совместно с П.П. Блонским являлся одним из лидеров биогенетического направления отечественной детской психологии и педологии. Исследовал проблемы полового воспитания детей, взаимоотношения личности и коллектива. Им написано 15 книг и около 90 статей по вопросам педагогики и психологии. Большой заслугой А. являются его работы, посвященные возрастным особенностям ребенка и школьника. Такие его книги и брошюры, как «Дитя рабочего», «Рабочий – подросток», «Особенности мышления советского подростка и юноши», «Возрастные особенности школьника», «Особенности детского возраста», принадлежали к числу первых советских исследований в области возрастной психологии и имели немаловажное практическое значение для воспитательной работы учителей и родителей.
|
|
Асмолов Александр Григорьевич 1949 г.р. |
|
Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. – главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года – зам. министра образования России, профессор (1992), организатор и первый заведующий кафедрой психологии личности ф-та психологии МГУ (1997), автор более 200 научных работ. Кандидатская диссертация А., выполненная под руководством А.Н. Леонтьева (1977), посвящена анализу места и функций установочных явлений в структуре деятельности, динамической парадигме анализа деятельности. В ней раскрыта уровневая природа установок как механизма стабилизации поведения личности, намечены пути диалога отечественных и зарубежных теорий установки и психологической теории деятельности. Материалы, полученные в этой работе, нашли отражение в книге “Деятельность и установка” (1979). Динамика подходов А. к проблеме личности в психологии раскрывается в его книгах “Личность как предмет психологического исследования” (1984), “Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе” (1986), “Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов” (1990) и докторской диссертации “Историко-эволюционный подход в психологии личности” (1996). В работах А. реализуется комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. В них представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом “рассеивающем отборе”. А. рассматривает психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. Им было дано обобщение основных принципов анализа в теории деятельности; предложена систематизация неосознаваемых психических явлений; обосновано понимание бессознательного как особой формы отражения, в которой субъект и мир выступают как одно неразрывное целое; выдвинуто представление о смысловых образования личности и смысловой природе индивидуальности человека. Идеи, выдвинутые А. в его книге “Культурно-историческая психология и конструирование миров” (1996), нашли отражение не только в теории психологии, но и в практике образования. В сфере образования России А. организована и внедрена в системе управления образованием практическая психология как проективная дисциплина, создана служба практической психологии и система переподготовки практических психологов образования, спроектированы комплексно-целевые программы, способствующие психологизации и гуманизации образования. Им также обоснована парадигма развивающего смыслового вариативного образования как доктрина системы образования в России, приведшая к изменению социального статуса психологии в сфере образования, а также развитию неклассической релятивистской психологии как одного из направлений современной методологии науки.
|
|
Ахутина (Рябова) Татьяна Васильевна 1941 г.р. |
|
Российский психолог, окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина (1963), доктор психологических наук (1989). Работала в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р. Лурия, с 1972 года - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (1991). Научные исследования А. связаны с проблемами нейропсихологии и психолингвистики. А. было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии (Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии. 1975). Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена ее докторская диссертация, отраженная в книге «Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса. 1989). Последние годы А. работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика «Числовой ряд» для развития навыков программирования и контроля. |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты