Экспертный комментарий А.Е. Воробьевой для статьи М. Пророковой «Психология свободы: Должно ли высшее образование быть бесплатным?» в интернет-издании FURFUR (2016)

А.Е. Воробьева:

Минусы платного высшего образования состоят в том, что в таких условиях высшее образование перестаёт быть социальным лифтом для молодёжи, и доступ к нему талантливой, но малообеспеченной молодёжи весьма затруднён. К тому же в российских реалиях коммерческое высшее образование часто превращается в покупку диплома в рассрочку, когда вуз настолько боится потерять платежеспособного студента, что идёт ему навстречу, закрывая глаза на академические задолженности и неподобающее поведение.

В идеале необходимость платить за своё образование должна способствовать более осознанному выбору профессии, в реальности же, во-первых, человек действует не всегда рационально. Во-вторых, высшее образование получают не всегда для того, чтобы потом работать по этой профессии. Осознанность и правильность выбора профессии — это вопрос, в большей мере связанный с системой профориентации, которая у нас развита слабо, чем с платностью/бесплатностью высшего образования. Экономическое поведение человека при выборе товаров и услуг иррационально и подвержено влиянию целого ряда факторов: реклама, мода, существующие стереотипы, боязнь риска, нелогичность суждений и так далее. Также не нужно забывать о том, что высшее образование получают не только вчерашние школьники, но и взрослые люди, а также люди так называемого третьего возраста, и их доля среди учащихся высших учебных заведений будет расти. В этой категории учащихся будет встречаться познавательный и даже развлекательный мотив получения высшего образования наряду с мотивом приобретения новой профессии.

На Западе больше развита гражданская активность, поэтому неудивительно, что вспыхивают студенческие бунты в защиту прав молодёжи, в том числе молодые люди отстаивают и право на обучение на бюджетной основе. У нас сейчас такое вряд ли возможно. Студенческие движения возникли давно и были связаны не только с нарушением интересов студентов, но также и с социально-политическими проблемами, молодёжь всегда жаждала перемен в обществе и была движима идеалистическими устремлениями. Чем выше численность молодёжи в обществе, тем чаще его сотрясают бунты. Действия государства должны быть направлены на профилактику такого рода конфликтов и их урегулирование, но всё же оно не должно идти на поводу у толпы.

Возможность получить образование должна быть у всех, но нужен отбор по интеллектуальным возможностям, иначе создаётся ситуация, когда мы в вузе учим тех, кому место в техникуме или колледже, и уровень преподавания вынужденно снижается до возможностей аудитории. Высшее образование само по себе является благом, но для обществ разного типа желателен разный процент населения, имеющего высшее образование. Если мы строим общество думающих людей с высокотехнологичной экономикой, это одно, если нам нужно много рабочих рук — другое. В этой связи убеждена, что важной задачей является работа над уровнем среднего специального образования и подъём престижа соответствующих учебных заведений. 

Читать полностью

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН