Белова Софья Сергеевна

научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, кандидат психологических наук

Образование:

Окончила факультет государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы, специализация «психология управления» (г. Новосибирск) и аспирантуру Института психологии Государственного университета гуманитарных наук (г. Москва). Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта».

Научные интересы: психология способностей,социальное познание, имплицитное научение закономерностям языка

Контакты:sbelova@gmail.com

Основные публикации: разделы в коллективных монографиях

Николаева Е.И., Белова С.С., Тренин Е.М. Вербальная ассоциация и эмоциональное слово. Психологический и психофизиологический анализ эмоциональной значимости слов. Словарь парадигматических ассоциаций и словарь совпадений ассоциативных полей слов различной эмоциональной значимости. В II ч. Издательство Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. – СПб., – 2014. (25 п.л.)

Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения / Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, с. 109-119.

Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализаций / Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004, с. 39-62.

Белова С.С. Возникновение интенций в раннем возрасте и их соотношение с речевым развитием / Речь ребенка: проблемы и решения. Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой, Институт психологии РАН, 2008, с. 147-168

Ушакова Т.Н., Белова С.С., Громова О.Е. Интенциональный механизм в контексте начального этапа речевого развития / Речь ребенка: проблемы и решения. Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой, Институт психологии РАН, 2008, с. 130-146

Громова О.Е,  Белова С.С. Разработка анкеты для дифференцированной оценки нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет / Речь ребенка: проблемы и решения. Коллективная монография под ред. Т.Н. Ушаковой, Институт психологии РАН, 2008, с. 223-261

Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта / Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2009, с. 187-215

Белова С.С., Медынцев А.А. Творчество и опыт его компьютерного моделирования / Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под ред. Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, с. 247-259

Валуева Е.А., Белова С.С. Активационная парадигма в исследованиях творчества / Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под ред. Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, с. 219-262

Валуева Е.А., Белова С.С. Диагностика творческих способностей: методы, проблемы, перспективы  / Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под ред. Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, с. 625-648

Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Культурная специфика структуры креативности и интеллекта  / Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Коллективная монография под ред. Д.В. Ушакова. М., Издательство ИП РАН, 2011, с. 599-605

Статьи

Белова С.С. Логические и интуитивные основания первого впечатления об интеллекте ребенка / Психология. Журнал ГУ ВШЭ, том 2, №1, 2005, с. 140-147.

Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Интеллект и адаптация / Журнал прикладной психологии, № 6-3, 2006, с. 49-53.

Ушакова Т.Н., Белова С.С., Громова О.Е. Раннее речевое развитие ребенка и его основания / Вопросы психологии, 2007, №2, с. 44-56

Белова С.С., Валуева Е.А. Имплицитные основы первого впечатления об интеллекте ребенка: сравнение педагогов и наивных испытуемых /  Психология образования в поликультурном пространстве. Елец: Издательство Елецкого государственного университета, 2007. №1-2. с. 78-88.

Белова С.С. Творчество: психологические и компьютерные модели / Психология. Журнал ГУ-ВШЭ. 2008. Т. 5, № 4. С. 112–119.

Белова С.С., Громова О.Е. Артикуляционные предпосылки развития речи ребенка раннего возраста (по результатам анкетирования родителей) / Дефектология. – 2009. - №4. – С. 51-60.

Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики / Психологический журнал, 2010, №6, с. 83-97.

Камышникова Л.Д., Белова С.С. Самооценка эмоционального интеллекта с точки зрения модели культурной релевантности / Психология. Журнал ГУ ВШЭ, том 7, №3, 2010, с. 120-128.

Камышникова Л.Д., Белова С.С. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Психология образования в поликультурном пространстве. Научный журнал, том 1 (№13)/2011, с. 60-67.

Валуева Е.А., Белова С.С., Ушаков Д.В. От психологии творчества к методологии психологии: к 90-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева / Психологический журнал, 2011, № 2, сс. 144-151.

Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки осмысленности ранней детской речи / Вопросы психологии, №2, 2012, сс. 45-55

Гаврилова Е.В., Белова С.С. Вербальные способности: психолингвистический и дифференциально-психологический подходы / Вопросы психолингвистики, № 3, 2012, сс. 98-105

Белова С.С., Валуева Е.А., Овсянникова В.В., Сысоева Т.А. Аналитические и творческие способности в социальной сфере / Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. №4. с.91-97

Белова С.С., Смирнова О.М. Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей  / Психологическая наука и образование, 2015, Т. 20, № 2, с. 43–54.

Белова С.С., Харлашина Г.А. Непреднамеренное, имплицитное и статистическое научение в усвоении второго языка: экспериментальные данные о семантике, морфологии и синтаксисе / Вопросы психолингвистики, 2015, №4, с. 22-32

Ушакова Т.Н., Белова С.С. Истоки психолингвистического развития младенца первого года жизни / Вопросы психолингвистики, 2015, №4, с. 182-195

Валуева Е.А., Белова С.С. Эффект Флинна: обзор современных данных / Психология. Журнал ВШЭ. 2015. Т. 12. №4. 165-183

Валуева Е.А., Белова С.С., Морозова О.А. Культурная востребованность способностей и психометрические свойства когнитивных тестов / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. 14. 3. 491-500 DOI: 10.17323/1813-8918-2017-3-491-500

Гаврилова Е.В., Белова С.С. Непреднамеренная переработка информации и вербальный интеллект / Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №. 2. С. 5—19. doi:10.17759/exppsy.2017100202

Белова С.С., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: от измерения к теории / Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. E, Педагогические науки. 2017. №7. 63-68

Гаврилова Е.В., Белова С.С. Успешность интерпретации метафор и ее связь с интеллектуальными способностями учащихся / Психология образования в поликультурном пространстве. Елец: Издательство Елецкого государственного университета, 2017, №1, с.8-18.

Валуева Е.А., Белова С.С. Структура интеллекта и профессия. Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 44-61.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН