Холодная Марина Александровна

российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1992)

Закончила факультет психологии Ленинградского университета (1971). Работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета (1971-1981), затем на кафедре психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета (1981-1994). С 1994 г. работает в Институте психологии РАН (Москва) в качестве ведущего научного сотрудника, с 2001 по 2017 гг. – зав. лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина, в настоящее время – главный научный сотрудник лаборатории.

  • В 1974 г. на факультете психологии ЛГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления», в 1990 г. на факультете психологии МГУ – докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта».

    Основные области научных исследований: интеллект, способности, когнитивные стили, понятийное мышление, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения.

    Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого разработано новое поколение школьных учебников (учебно-методических комплектов) по математике для 5–9-х классов, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта (совместно с проф. Э.Г. Гельфман).


Адрес: 129366 Москва, ул. Ярославская, д.13, комн. 345

Телефон: (495) 682-71-78

E-mail: kholod@psychol.ras.ru

Область научных интересов:
психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, концептуальные способности, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.

  • Лауреат конкурса в сфере образования и науки (1997).

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1999).

  • Лауреат премии федеральной целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» (диплом Министерства образования Российской Федерации от 13.12.2001 г.)


Общее количество публикаций – 164, в том числе 6 монографий.


Основные публикации

Монографии:

  • Холодная М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1983. – 190 с.

  • Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. –
  • СПб.: Питер, 1997/2002 – 272 с.
  •  Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2002/2004. – 384 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб.: Питер, 2006. – 384 с.
  • Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 288 с.
  • Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 200 с.


Научные труды, подготовленные в качестве ответственного редактора

  • Рабочая концепция одаренности / Отв. ред. В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная, Ю.Д. Бабаева и др. 2-е изд., расшир. и перераб. М., 2003. — 94 с.

  • Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований / Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина, ИП РАН, 19—20 сентября 2005 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 477 с.

  • Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 541 с. (Серия «Выдающиеся ученые Института психологии РАН»).

  • Теоретическое наследие Л.М. Веккера: На пути к единой теории психических процессов / Отв. ред. М.А. Холодная, М.В. Осорина. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета. 2008. — 261 с.

  • Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации / Материалы Всероссийской конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7—8 октября 2010 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. — 368 с.


Основные статьи:


  • Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? / Вопросы психологии. № 5. 1990. С. 121—128.

  • Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности / Психологический журнал. Т. 13. № 3, 1992. С. 84—93.

  • Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности / Вопросы психологии. № 1. 1993. С. 32—39.

  • Холодная. М.А., Гельфман Э.Г., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) / Психологический журнал. Т. 14. № 6. 1993. С. 35—45 40.

  • Gelfman E.G., Kholodnaya M.A. et al. Concept formation process and individual child’s intelligence / Mathematics for Tomorrow’s Young Children: International Perspectives on Curriculum / Ed. by H.M. Mansfield et. al.. Dortrecht, The Netherland: Klumer Acad. Publishers, 1994. Р. 151—163 (всоавт. — ГельфманЭ.Г. идр.).

  • Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или “другие способности”? / Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 61—69.

  • Shavinina L.V., Kholodnaya M.А. The cognitive Experience as a Psychological Basis of Intellectual Giftedness / J. for the Education of the Gifted. 1996. V. 20. № 1. Р. 3—35.

  • Холодная М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» способностей / Стиль человека: Психологический анализ / Под ред. А. Либина. М., 1998. С. 52—63.

  •  Холодная, М. А., Гельфман Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности / Педагогика. 1998. № 1. С. 3–12.

  • Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение / Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 46—56.

  • Холодная М.А. Основные направления изучения психологии способностей в Институте психологии РАН / Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 13—22.

  • Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ / Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 72—82.

  • Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2, С. 66—75.

  • Холодная М.А. Профессиональные иллюзии как следствие упрощенного представления о природе интеллекта / Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. 2004. С. 38—41.

  • Холодная М.А., Берестнева О.Г., Кострикина И.С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности / Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 1. С. 51—59.

  • Холодная М.А. Структура и функции естественного интеллекта в контексте проблемы искусственного интеллекта / Искусственный интеллект: Междисциплинарные исследования / Под ред. Дубровского Д.И., Лекторского В.А. М., 2006. С. 149—162.

  • Холодная М.А. Перспективы исследований в области психологии способностей / Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 1. С. 28—37.

  • Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте: к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала» / Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 143—156.

  • Холодная М.А. Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты / Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 49—60.

  • Холодная М.А., Гельфман Э.Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике / Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 236—261.

  • Холодная М.А. Стили совладания в юношеском возрасте в контексте проблемы интеллектуального контроля совладающего поведения / Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Н. Журавлева и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 84—96.

  • Холодная М.А. Теоретические представления Л.М. Веккера о природе концептуальных структур в контексте исследований креативности / Психологический журнал, 2008. Т. 29. № 5. С. 21—31.

  • Холодная М.А. Возможности объединения онтологического, субъектного и ресурсного подходов в исследовании интеллекта / Личность и бытие: Субъектный подход / Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения А.В. Брушилинского, 15—16 октября 2008 г. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 201—204.

  • Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание и функциональная грамотность: приоритеты в сфере школьного образования / Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России "Психология и современное российское образование", 8—12 декабря 2008 года, Москва. С. 381—383.

  • Холодная М.А. Ментализм как альтернатива традиционным теориям в области психологии познания / Ярославский психологический Вестник. Вып. 25. Ярославль, 2009. С. 87—89.

  • Холодная М.А. Интеллект как ресурс совладающего поведения / Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (12—13 февраля 2009 г.). М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 236—249.

  • Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания / Психологический журнал. 2010. Т.31. № 4. С. 59-68.

  • Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития / Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 5. С. 69-78.

  • Холодная М.А., Щербакова О.В., Горбунов И.А., Голованова И.В., Паповян М.И. Информационно-энергетические характеристики различных типов когнитивной деятельности / Психологический журнал. 2013. Т. 36. № 5. С. 96-107.

  • Журавлев А.Л., Холодная М.А. О стиле научного творчества В.Н. Дружинина / Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 4. С. 109-113.

  • Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей В.Н. Дружинина) / Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5.C. 5-14.

  • Kholodnaya M.A., Emelin A.A. Resource function of conceptual and metacognitive аbilities in adolescents with different forms of disontogenesis / Psychology in Russia. № 4. 2015. С. 26-35.

  • KholodnayaМ.А., Gelfman E.G.Development-focused educational texts as a basis for learners’ intellectual development in studying mathematics (DET technology) / Psychology in Russia: State of the Art. Volume 9, Issue 3, 2016, рр. 24-37.

  • Kholodnaya M.A., Volkova E.V. Conceptual structures, conceptual abilities and productivity of cognitive functioning: the ontological approach / Procedia - Social and Behavioral Sciences 217 (2016). P. 914-922.

  • Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность / Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149-163

  • Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения / Психологический журнал. Т. 38. № 5. 2017. С. 5-17.



Учебные пособия

  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Математика: учебная книга и практикум для 5 класса: в 2 ч. Ч. 1: Натуральные числа и десятичные дроби / Гельфман Э.Г. [и др.]. – 8 изд., исправл. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 240 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: учебная книга и практикум для 5 класса: в 2 ч. Ч. 2: Положительные и отрицательные числа / Гельфман Э.Г. [и др.]. – 5 
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: методическое пособие для 5 класса / Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 231 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Кузнецова М.В. Математика. Программа для основной школы. 5–6 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 95 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: методическое пособие для 5 класса / Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 231 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: методическое пособие для 6 класса / Гельфман Э.Г. [и др.]. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 248 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А. и др. Математика: учебная книга и практикум для 6 класса: в 2 ч. Ч. 2: Рациональные числа / Гельфман Э.Г. [и др.]. – 6 изд., исправл. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 216 с.
  • Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Кузнецова М.В. Алгебра. Программа для основной школы. 7–9 классы. М.: Бином. лаборатория знаний, 2013. – 88 с.


kholod@psychol.ras.ru

раб. т. 8-495-682-71-78




Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН