Валуева Екатерина Александровна
научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, кандидат психологических наук
Образование:
Окончила факультет психологии Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института психологии РАН. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Интеллект, креативность и процессы активации семантической сети». С 2006 г. работает в Институте психологии РАН.
Сфера научных интересов: психология способностей, тесты способностей, интеллект, креативность, влияние подсказок на решение задач, инкубационные процессы в решении задач.
Контакты:ekval@list.ru
Основные публикации:
Валуева Е.А. Интеллект, креативность и процессы распространения активации // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.З. №3. 2006. С. 130-142.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Параллельные открытия в отечественной и зарубежной психологии: пример интуиции и имплицитного научения // Образ российской психологии в регионах страны и в мире: Материалы международного Форума и Школы молодых ученых ИП РАН. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2006. С. 32 - 44.
Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Интеллект и адаптация // Журнал прикладной психологии. № 6-3. 2006. С. 49-53.
Белова С.С., Валуева Е.А. Имплицитные основы первого впечатления об интеллекте ребенка: сравнение педагогов и наивных испытуемых // Психология образования в поликультурном пространстве. Елец: Издательство Елецкого государственного университета, 2007. №1-2. с. 78-88.
Белова С.С., Валуева Е.А. Проблемы культурной релевантности оценки интеллекта и креативности // Материалы итоговой научной конференции ИП РАН (14-15 февраля 2008 г.). М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2008. С. 49-63.
Губарева А.Е., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Универсальная развивающая программа для одаренных студентов и ее методологические и психологические аспекты (на примере дисциплины биологическая химия в ММА им. И.М. Сеченова) // Вестник МГУ. Серия 20, «Педагогика, образование». №1. 2009. С. 41-55.
Валуева Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. / Под редакцией Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М: Издательство «Институт психологии РАН», 2009. C. 216-227.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т.7, № 2. С. 103-114.
Ушакова Т.Н., Белова С.С., Валуева Е.А. Лингвопсихологическое исследование вербальной семантики // Психологический журнал. 2010. №6. С. 83-97.
Белова С.С., Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Диагностика социально-личностной компетентности / Формирование социально-личностных компетентностей в современном образовании. Методические рекомендации / Науч. ред. Д. В. Ушаков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 20-42.
Лаптева Е.М. , Валуева Е.А. Роль креативности в использовании подсказок при решении задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т.7, № 4. с. 97-107.
Ушаков Д.В., Белова С.С., Валуева Е.А. От психологии творчества к методологии психологии: к 90-летию со дня рождения Якова Александровича Пономарева // Психологический журнал. 2011. № 2. C. 125-132.
Лаптева Е.М. , Валуева Е.А. Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества. Часть 1. Прайминг-эффекты // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т.8, № 4. С. 134-146.
Валуева Е.А., Белова С.С. Диагностика творческих способностей: методы, проблемы, перспективы // Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2011. С. 625-647.
Валуева Е.А., Белова С.С. Активационная парадигма в исследованиях творчества // Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2011. С. 219-262.
Валуева Е.А., Лаптева Е.М. Феномен подсказки при решении задач: взгляд со стороны психологии творчества. Часть 2. Эффекты подсказки в решении сложных когнитивных задач // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 3. С. 140–162.
Белова С.С., Валуева Е.А., Коробкина Е.Ю., Лаптева Е.М., Ушаков Д.В. Формирование социально-личностной компетентности в образовании // Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 315-337.
Белова С.С., Валуева Е.А., Овсянникова В.В., Сысоева Т.А. Аналитические и творческие способности в социальной сфере // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. № 4. С. 91-97.
Валуева Е.А, Мосинян А.Е., Лаптева Е.М. Эмоциональная подсказка и успешность решения задач // Экспериментальная психология. 2013. № 3. С.5-15.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Культурная релевантность и свойства тестов интеллекта: проверка предсказаний структурно-динамической теории // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т.10, № 3. C. 29-40.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. «Принцип востребованности» в когнитивной системе человека // Когнитивные исследования: сборник научных трудов. Вып. 6 / под ред. Б.М. Величковского, В.В. Рубцова, Д.В. Ушакова. М.: Издательство ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. C. 34-48.
Валуева Е.А. Сигнальная модель инсайта: основные положения и соотношение с научными взглядами Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 6. С. 35–44.
Валуева Е.А., Григорьев А.А., Ушаков Д.В. Диссинхрония когнитивного развития у одаренных детей: структурно-динамический подход // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 55–63.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Сигнальная модель инсайта: от исторических предпосылок к эмпирическим предсказаниям // Современные исследования интеллекта и творчества / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. С. 15–47.
Валуева Е.А, Лаптева Е.М. Использование подсказок при решении задач: модальная специфичность или универсальная способность? // Российский журнал когнитивной науки. 2015. Т. 2. № 2 – 3. С. 53–65.
Валуева Е.А, Белова С.С. Эффект Флинна: обзор современных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 4. С. 165-183.
Grigoriev A., Ushakov D., Valueva E., Zirenko M., & Lynn R. Differences in educational attainment, socio-economic variables and geographical location across 79 provinces of the Russian Federation // Intelligence. 2016. Vol. 58. P. 14–17.
Валуева Е.А. Роль инкубационного периода в решении задач. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т.13. № 4.
Valueva E., Lapteva E., Ushakov D. Aha-cueing in problem solving // Learning and Individual Differences. 2016. 52. 204–208.
Валуева Е.А., Ушаков Д.В. Инсайт и инкубация в мышлении: роль процессов осознавания // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 19-35.
Валуева Е.А, Данилевская Н.М., Лаптева Е.М., Ушаков Д.В. Когнитивная сложность художественных текстов для детей: квантитативные методы оценки // Вопросы психолингвистики. 2017. № 1 (31). С. 42-61.
Валуева Е.А, Данилевская Н.М., Лаптева Е.М., Ушаков Д.В. Причины векового роста интеллекта: анализ художественной литературы // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 18-26.
Валуева Е.А., Белова С.С., Морозова О.А. Культурная востребованность способностей и психометрические свойства когнитивных тестов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 3. С. 491-500.
Shepeleva Е.А., Valueva E.A., Krovitskaya I.V. The Role of Academic Self‑Concept and Emotional Self‑Efficacy in Feedback Effects on Anagram Solving // The Russian Journal of Cognitive Science, 2017, vol. 4 (4), pp. 37–44.
Валуева Е.А., Белова С.С. Структура интеллекта и профессия. Сибирский психологический журнал. 2018. № 67. С. 44-61.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты