Банк психологических методик
Шкала
аналитичности-холистичности
Апанович
В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И.
Характеристики:
Шкала имеет 4 субшкалы: фокус внимания, каузальная атрибуция, толерантность к
противоречиям, восприятие изменений, позволяющие оценивать отдельные проявления
аналитичности-холистичности. Шкала позволяет надёжно и валидно измерять общий
показатель аналитичности-холистичности как континуум в русскоязычной популяции.
Choi I., Koo M., Choi J. Individual differences in
Analytic Versus Holistic Thinking // Personality and Social Psychiligy
Bulletin. 2007. Vol. 33. №
5. P. 691-705.
Апанович
В.В., Знаков В.В., Александров Ю.И. Апробация шкалы аналитичности–холистичности
на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80-96.
Политика мира и психология
Лебедев А.Н.,
Луцкий В.А.
Две
нейронные константы в новых законах психологии не только обеспечили высокую
точность прогнозов поведения человека [1,2], но и помогли нам разработать
пошаговую технологию объединения народов мира в одну семью [3,4] в качестве
антитезы известной технологии глобализации мира. Требуется широкое обсуждение
новой технологии в среде психологов и политиков.
Лебедев
А.Н. Нейронаука и психология. Избранные труды.
Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany. 2016, 214 c.
Лебедев
А.Н. Оценка профессиональных и нравственных качеств личности методами
нейробиологии // Творчество и развитие общества в XXI веке: взгляд науки,
философии и богословия. Сборник статей. / Под. ред. А.В. Паршинцева, В.И.
Немыченкова. Изд. Алетейя, СПб. 2017. С.
278-294.
Лебедев
А.Н. Переписка с президентом РФ В.В. Путиным: 22.05. 2018,
№А-26-02-НО-57368691, УЧ-687456 19.06.2018, 23 c.
Lebedev A.N., Lucky V.A. Neuronal constants in laws of
human’s psychology. The scientific method, Warszawa, Poland, №19/2018. Vol.2,
p.54-60.
Компьютерная методика A-Ware
Позволяет
ставить участников исследования в проблемную ситуацию и оценивать показатели
процесса научения. В частности, обеспечена возможность оценки эффекта переноса
научения и сравнения показателей выполнения заданий между двумя режимами
обратной связи: представления очков либо в виде приобретения, либо в виде
потери. Кроме того, особенности заданий и набор изменяемых параметров позволяют
предполагать, что эта методика найдет применение в других экспериментальных и
прикладных исследованиях, в том числе не связанных с варьированием параметров
обратной связи.
Созинов
А.А., Бохан А.И., Александров Ю.И. Методика оценки показателей формирования
нового опыта и решения проблем в ситуации приобретения баллов или избегания их
потери // Экспериментальная психология. 2018. Т.11. №1. С. 75-91. doi:10.17759/exppsy.2018110105
Культура безопасности на потенциально опасных технических комплексах «360 градусов»
Обознов А.А.,
Бессонова Ю.В., Петрович Д.Л.
Методика
предназначена для скрининговой оценки персонала, работающего на потенциально
опасных предприятиях, связанных с угрозой возникновения техногенных катастроф.
Методика включает систематизированный сбор информации по совокупности условий,
представляющих потенциальную вероятность для возникновения риска ошибки по
«человеческим факторам».
Области
возможного использования: Ассессмент персонала потенциально опасных технических
и технологических комплексов, в т.ч. транспорта, химической промышленности,
энергетике, либо персонала, задействованного в обеспечении безопасности и/или
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или социального
характера. Аудит потенциально проблемных зон в организации и управление уровнем
безопасности по «человеческим факторам».
Разработаны
несколько модификаций методики:
- Для специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность на предприятиях потенциальной опасности. Профессиональный вариант методики возможен в полной версии (168 вопросов) и в сокращенной (77 вопросов). Созданы варианты методики для различных профессиональных выборок: для локомотивных бригад в ОАО РЖД; для пожарных и спасателей МЧС; специалистов химических производств.
- Для пользователей потенциально опасных объектов (пассажиров общественного транспорта). Методика позволяет проанализировать субъективные представления пассажиров о потенциальных источниках опасности на различных видах транспорта, границы допустимого поведения, психологическую готовность к действиям в условиях опасности и сопоставить ее с реальными знаниями о правильном поведении, оценить эффективность различных средств обеспечения безопасности и смещение фокуса внимания в нештатных ситуациях, определить флуктуацию доверия пассажиров в штатных и нештатных ситуациях.
Структура
методики:
Блок 1
включает субъективную оценку факторов, влияющих на культуру безопасности:
инструкции и рабочая документация (однозначность, полнота и др.); организация
работы и функциональные обязанности (распределение ответственности и др.);
техника и оборудование (эргономичность, ремонт поломок и др.); рабочее место и условия (эргономичность, социальная
безопасность и др.); обучение и квалификация (анализ ошибок, предупреждение
нарушений и др.); система контроля за безопасностью (периодичность проверок,
фиксация нарушений и др.); коммуникации в организации (информированность о состоянии
безопасности и др.). Время заполнения блока – 15 минут. Количество вопросов: 7
шкал по 24 вопроса (итого 168 пунктов). Возможно как групповое, так и
индивидуальное применение.
Блок 2
включал оценку когнитивного компонента культуры безопасности (знания об
источниках опасности, потенциальных рисках и т.д.), поведенческого компонента
(готовность действовать в условиях опасности и пр.), эмоционального компонента
(оценка риска, эмоционального статуса и пр.) и ценностного компонента (приоритетов,
профессиональных ожиданий и ценностей). Время заполнения блока – 20-25 минут.
Количество вопросов: 5 шкал по 3 ситуации для каждого из 4 компонентов культуры
безопасности (итого 60 пунктов). Тип вопросов: метод кейсов (решение
ситуативных задач), турнир высказываний (метод попарных сравнений). Возможно
как групповое, так и индивидуальное заполнение.
Возможные
технические, экономические и (или) социальные эффекты от внедрения: Методика
“Культура безопасности профессионала” является рабочим инструментом, который
позволяет проводить комплексный анализ широкого разнообразия факторов,
формирующих культуру безопасности и реализующихся в устойчивых моделях
безопасного поведения обследуемых респондентов. В зависимости от
исследовательских нужд методика “Культура безопасности…” позволяет выявить
проблемные области в феноменологическом поле культуры безопасности.
Использование методики позволяет на основании данных скрининга целенаправленно
планировать и формировать стратегии коррекционных вмешательств, позволяющих
оптимизировать в соответствии с требованиями безопасности рабочее пространство
респондентов, условия их деятельности, особенности профессиональной
коммуникации и регулирующие функции контроля за соблюдением требований
безопасности. Данные, получаемые с помощью методики, могут быть использованы
для построения типологий респондентов, которые характеризуются различными
субъективными представлениями о нормативности требований безопасности или ее
различных аспектов.
Методика
«Культура безопасности пассажиров» позволяет проанализировать субъективные
представления пассажиров о потенциальных источниках опасности на различных
видах транспорта, психологическую готовность к действиям в условиях опасности и
сопоставить ее с реальными знаниями о правильном поведении, оценить эффективность
различных средств обеспечения безопасности и смещение фокуса внимания в
нештатных ситуациях, определить флуктуацию доверия пассажиров в штатных и
нештатных ситуациях.
Результаты,
полученные с помощью методики, позволяют снизить материальные, временные и
организационные издержки при отборе наиболее эффективных способов обеспечения
безопасности на транспорте, в частности – средств и методов оповещения.
Особенности психологии пассажиров (внимания, степени доверия, распределения
ответственности и т.д.) позволяют отобрать наиболее действенные методы
управления пассажиропотоком и организации поведения толпы в штатных и нештатных
условиях.
По
сравнению с существующими аналогами разработанная методика позволяет:
- Провести диагностику всех четырех компонентов культуры безопасности: когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностного.
- Провести комплексную оценку внешних факторов, косвенно влияющих на культуру безопасности.
- В основу методики положен комплексный подход к обеспечению безопасности, методика включает совокупность факторов культуры безопасности – объективных и субъективных, технических и психологических.
- Разработанные варианты методики пригодны для диагностики и сопоставления результатов тестирования всех участников производственного процесса: проектировщиков потенциально опасных объектов, эксплуатантов, ремонтников, потребителей конечных услуг.
Возможности методики:
- Психологическая технология мониторинга позволяет выявлять зоны потенциального риска и обеспечивает оценку их системного воздействия на культуру безопасности. В основу технологии заложен нормативный подход, связанный с выявлением ещё не проявившихся нарушений и чрезвычайных ситуаций, ранней диагностикой и предупреждением ЧС по причине человеческих факторов.
- Методика предполагает возможность «тонкой настройки» методики с учетом специфики деятельности персонала, комплексность
- Комплексность и системность. Технология включает не один или несколько факторов психологического риска, в ней интегрирован комплекс аспектов, влияющих на культуру безопасного профессионального поведения.
- Выявление психологических аспектов рисков включает как внешние, так и внутренние детерминанты потенциального возникновения ЧС, в том числе отношение, приоритетные ценности, психофизиологическое возможности, психологический статус специалиста.
- Структура технологии предполагает оценку наличия негативных факторов, его субъективной психологической значимости для специалиста, частоты встречаемости, что позволяет охарактеризовать не только имеющуюся ситуацию на производстве, но и индивидуальное отношение обследованного специалиста к обеспечению безопасности.
Полученные
с помощью разработанной методики данные позволяют оценить, в первую очередь,
спектр функциональных обязанностей работника, обеспечивать сравнимость и
сопоставление по ключевым параметрам ответов представителей руководящего и
исполнительского звена, и, наконец, оценивать с точки зрения человека,
включенного в контур управления потенциально опасным техническим средством,
наличие тех или иных предикторов возникновения аварии. Однако еще более
существенной представляется возможность оценить параметр, который не позволяют
выявить непсихологические методы исследования – субъективную важность тех или
иных предикторов безопасности для конкретного человека.
Методика
прошла валидизацию на машинистах ОАО «РЖД», осуществляющих пассажирские
перевозки (совместно с Обозновым А.А., Петрович Д.Л., Сериковым В.В.), и
пассажирах общественного транспорта, наиболее часто пользующиеся услугами
железнодорожного транспорта. Проведено нормирование методики на выборке 412
работников локомотивных бригад.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты