Методика оценки лидерского потенциала студентов, кандидатов в резерв перспективных руководителей
Название проекта: Методика оценки лидерского потенциала студентов . кандидатов в резерв перспективных руководителейЛаборатории ИП РАН, принимавшие участие в проекте: Лаборатория психологии труда
Руководитель и исполнители: Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Дикая Лариса Григорьевна, исполнитель кандидат психологических наук Янина Валерьевна Примаченко
Ключевые слова: Перспективный руководитель, лидерский потенциал, метакачество, диагностическая модель,Личностные качества, ресурсы, студенты, отбор.
Цель проекта: Разработать критерии и методику для отбора студентов в группу подготовки резерва будущих перспективных руководителей
Основное содержание: Методика оценки лидерского потенциала руководителя основывается на представлении о лидерском потенциале как метакачестве личности, интегрирующем субъектные, профессиональные и лидерские качества руководителя-лидера. Было выявлено, что модель лидерского потенциала перспективного руководителя, составленная по представлениям руководителей и студентов, отличается от модели лидерского потенциала современного реального руководителя по степени выраженности лидерских и субъектных качеств личности, творческих и морально-нравственных ресурсов личности.
На основе этого подхода был подобран комплекс методик диагностики личностных качеств руководителя и разработана диагностическая модель высокого лидерского потенциала перспективного руководителя, ядро которого составляют деятельностно-ориентированные и лидерские качества, основными ресурсами являются социально-ориентированные и волевые качества личности. Дополнительные ресурсы объединяют интеллектуальные, морально-нравственные и творческие качества личности.
Социальная значимость, экономическая эффективность: В настоящее время в процессе реорганизации систем управления возрастает потребность в руководителях, готовых к инновациям, обладающих лидерскими качествами, навыками командной работы и способных формировать проектную команду. Поэтому уже в процессе обучения в ВУЗЕ возникла острая необходимость в целенаправленной подготовки студентов в резерв будущих перспективных руководителей.
Области возможного применения: Психология труда, профориентация, профотбор, подготовка перспективных
руководителе в процессе обучения в Вузе и отбор студентов и работающих руководителей в резерв перспективных руководителей для современных организаций.
Степень готовности к практическому применению: Подобран комплекс методик, определяющий степень выраженности лидерского потенциала руководителя, разработаны критерии для отбора студентов в группу подготовки резерва будущих перспективных руководителей.
Оценка патентоспособности и сведения о патентной защите разработки: Патентноспособность имеется.По сравнению с другими методиками возможна не только качественная, но и количественная оценка лидерского потенциала при отборе и подготовке будущего руководителя. Кроме того, аналога такой оценки лидерского потенциала не имеется.
Основные публикации по проекту:
1. Дикая Л.Г., Примаченко Я. В. Личностный потенциал руководителя: образ и реальность./Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть2. /Отв. ред. Журавлев А.Н., Кольцова В.А..М.:Изд. ²Институт психологии РАН⌡, 2012, С. 426-428
2. Примаченко Я.В. Технология исследования лидерского потенциала как одного из факторов успешной профессиональной адаптации руководителя [Текст] / Я.В. Примаченко / Материалы IV съезда РПО (18.21 сент. 2007 г.): В 3 т. Т. 3. .М.; Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. С. 73.74.
3. Примаченко Я.В. Личностные детерминанты лидерства студентов на примере студентов ДВГУПС [Текст] /Я.В. Примаченко /Личность и профессия: труды Международ. науч.-практ. конф. (9 ноября 2007 г.). В 7 т. Т. 7 /под ред. К.И. Воробьёвой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. С. 158.163.
4. Л.Г. Дикая, Я.В. Примаченко Системно-деятельностный подход к отбору студентов в резерв перспективных руководителей-лидеров. (для железнодорожного транспорта /Личность профессионала в современном мире⌡ Отв. ред. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. . М.: Изд.²Институт психологии РАН⌡. 2013, С.393-416.
2. Примаченко Я.В. Технология исследования лидерского потенциала как одного из факторов успешной профессиональной адаптации руководителя [Текст] / Я.В. Примаченко / Материалы IV съезда РПО (18.21 сент. 2007 г.): В 3 т. Т. 3. .М.; Ростов н/Д: КРЕДО, 2007. С. 73.74.
3. Примаченко Я.В. Личностные детерминанты лидерства студентов на примере студентов ДВГУПС [Текст] /Я.В. Примаченко /Личность и профессия: труды Международ. науч.-практ. конф. (9 ноября 2007 г.). В 7 т. Т. 7 /под ред. К.И. Воробьёвой. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. С. 158.163.
4. Л.Г. Дикая, Я.В. Примаченко Системно-деятельностный подход к отбору студентов в резерв перспективных руководителей-лидеров. (для железнодорожного транспорта /Личность профессионала в современном мире⌡ Отв. ред. Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. . М.: Изд.²Институт психологии РАН⌡. 2013, С.393-416.
Электронные журналы Института психологии РАН
Приглашаем к публикации в электронных журналах:
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты