Тест: Понимание ментального мира (детский вариант)

Название проекта: Тест: Понимание ментального мира (детский вариант)

Лаборатории ИП РАН, принимавшие участие в проекте: Лаборатория психологии развития

Руководитель и исполнители: Сергиенко Е.А., д.психол.н., Лебедева Е.И., к.психол.н.

Ключевые слова: модель психического, социализация, предикторы, понимание ментальных состояний, дефицит модели психического, расстройства аутистического спектра, ранний возраст

Цель проекта: Создание и апробация теста: Понимание ментального мира⌡ (детский вариант)

Основное содержание: На данный момент не существует диагностических батарей, разработанных самостоятельно российскими исследователями или адаптированных для русскоязычных детей. Данный диагностический инструментарий включает не только сборник лабораторных задач на понимание различных ментальных состояний (эмоций, намерений, неверных мнений и т.д.), но диагностические критерии нарушения развития предикторов модели психического в раннем детстве, а также опросник для родителей.

Социальная значимость, экономическая эффективность: Создание и апробация данного диагностического теста должно помочь в разработке коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие модели психического в соответствии с возрастом и преодоление дефицита понимания ментального мира у детей с расстройствами аутистического спектра.

Области возможного применения: Диагностика дефицита в развитии понимания отдельных аспектов ментального мира у детей с расстройствами аутистического спектра (как группы, испытывающей наибольшие трудности в понимании ментального мира других людей) и у детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Степень готовности к практическому применению: В данный момент проходит апробацию.

Оценка патентоспособности и сведения о патентной защите разработки: -

Основные публикации  по проекту: 
1. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека.. М.: Изд-во ²Институт психологии РАН⌡, 2009.. 415 с.
2. Сергиенко Е. А., Таланова Н. Н., Лебедева Е. И. Телевизионная реклама и дети. . М.: Изд-во ²Институт психологии РАН⌡, 2013. . 184 с. (Фундаментальная психология . практике)
3. Лебедева Е.И. Предикторы модели психического в раннем детском возрасте / Психологические проблемы современного российского общества / Отв. ред. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. М.: Изд-во ²Институт психологии РАН⌡, 2014. С.200-213.
4. Лебедева Е.И., Таланова Н.Н., Сергиенко Е.А. Роль психометрического интеллекта в понимании дошкольниками социального мира / Психологические исследования. 2012. Т. 5, ≤ 26. С. 3.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН