статья 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ   ТОМ 6  №  1    1985

 

 

ПСИХИКА И ЗДОРОВЬЕ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

 

Александрова В. Ю., Суслова Е. А.,  Александров А. А.

Стр. 122-130

 

 

            Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются ведущей причиной заболеваемости и смертности в индустриально развитых странах. Кроме того, эти заболевания - одна из основных причин постоянной и временной нетрудоспособности населения [23].

            Борьба с ССЗ наряду с созданием новых медикаментозных средств требует применения эффективных профилактических мер, разработанных на основе научных представлений о природе и причинах развития заболевания. К их числу относится гипотеза о так называемых «факторах риска», наличие которых повышает вероятность возникновения и развития ССЗ: Среди факторов риска особое значение придается гиперхолестеринемии, повышенному уровню артериального давления, избыточному весу, гиподинамии, курению и эмоциональному стрессу [10].

            Большинство факторов риска обнаруживают себя уже в детском возрасте. По некоторым данным, до 50% подростков имеют хотя бы один фактор риска [11]. Нередко уже у  подростков 12-13 лет наблюдается повышенное артериальное давление, которое у 30% из них остается высоким до 18 лет [5].80% подростков с избыточным весом сохраняют его и во взрослом возрасте [17]. Значительное число школьников страдает гиподинамией, причем с возрастом отмечается ее нарастание [20]. В 12-13 лет курят около 7% мальчиков, в 14-уже 30%, а в 16 лет – более 40%; в старших классах начинают курить и девочки [16].

            Представленные данные демонстрируют необходимость проведения профилактической работы в первую очередь среди детей и подростков. Решение задачи ранней профилактики ССЗ предполагает, в частности, целенаправленную борьбу с их предвестниками –  факторами риска.

            Факторы риска можно условно разделить на две группы: «физиологические», т. е. такие, наличие которых само по себе свидетельствует о функциональных нарушениях (гипертензия, гиперхолестеринемия, ожирение), и «поведенческие», непосредственно не отражающие состояние

здоровья организма, но характеризующие поведенческие, социальные и психологические условия развития заболеваний (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, стресс). Однако многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о том, что практически любой фактор риска, будь то «физиологический» или «поведенческий», имеет свои социально-психологические корни. Так, например, развитие повышенного артериального давления или ожирения помимо наследственности нередко опосредовано как стрессогенными условиями жизни (неблагополучный социальный статус, перегрузки на работе, межличностные конфликты и т. д.), так и личностными характеристиками, которые повышают индивидуальную восприимчивость человека к неблагоприятным воздействиям извне (тревожность, агрессия, невротизм и др.) [2, 12, 19]. Появление таких поведенческих факторов риска, как курение, гиподинамия и нерациональное питание, стресс, в свою очередь обусловлено процессом адаптации индивида с его личностными особенностями к разнообразным условиям и требованиям социального окружения [18, 21, 22, 24, 26] 1.

            Необходимым этапом, предваряющим разработку и внедрение научно обоснованных профилактических мероприятий, является поиск возможных причин и условий развития факторов

 

---------------

1 Говоря о социальном окружении, мы имеем в виду· так называемую «микросоциальную среду», т. е. те сферы непосредственного социального взаимодействия, в которых происходит формирование и развитие личности [1] .

           

риска. Постановка такой задачи ориентирует исследователя прежде всего на оценку стиля жизни человека, т. е., иными словами, на выявление таких особенностей его поведения, которые в сочетании с объективными условиями жизни способствуют развитию заболеваний.

Понятие «стиль жизни» разрабатывается в рамках философии, социологии, психологии и других наук [3, 13, 14]. Общепризнанным является тот факт, что стиль жизни человека складывается в процессе его жизнедеятельности и является производным от изменяющихся объективных условий его жизни и формирующейся в этих условиях субъективной «жизненной позиции», отражающей отношение человека к окружающему миру и самому себе [3, 13].

            Формирование стиля жизни субъекта начинается еще в раннем детстве и неотделимо от процесса формирования его как личности. Это означает, что для ответа на вопрос, как и почему складывается тот или иной стиль жизни, необходимо проанализировать пути и условия формирования личности ребенка. Такой анализ целесообразно проводить, исходя из знания общих закономерностей и конкретной специфики процесса социализации ребенка2, базирующегося на смене типов его ведущей деятельности [6]. Условиями развития личности ребенка являются различные элементы его социального окружения: семья, сверстники, референтные взрослые. Причем те или иные элементы имеют разную значимость в различные периоды развития и зависят от того, какая деятельность является для ребенка ведущей на данном этапе.

            Формирование личности ребенка начинается в тот период, когда основное содержание его жизнедеятельности составляет общение с родителямиЗ. Именно в раннем детстве начинает складываться большинство привычек и навыков ребенка, на возникновение которых оказывают большое влияние семейные привычки и традиции. Большинство курильщиков, например, выросли в семьях, где один или оба родителя курили [8, 25]. Среди семейных привычек нередко встречаются нерациональное питание, низкая физическая активность и др. Однако механизм формирования простейших на первый взгляд привычек достаточно сложен. С одной стороны, дети не только некритически воспринимают большинство семейных привычек, но и усваивают их, идентифицируя себя с родителями. С другой стороны, приобретение ребенком той или иной привычки нередко становится своеобразным средством оптимизации его взаимоотношений с родителями, необходимым условием адаптации к их требованиям, к стилю жизни семьи в целом.

Особую роль в формировании поведения и личности ребенка играет отношение к нему родителей, опосредованное характером их отношении друг с другом [7]. Так, возникновение «вредных» привычек может быть обусловлено неосознанным стремлением родителей посредством воспитания ребенка разрешить собственные проблемы. Например, закармливание ребенка в семье без отца нередко становится одним из элементов воспитания по типу «гиперпротекции» [7]. Повышенный вес у ребенка может свидетельствовать и о гипертрофированном стремлении родителей к удовлетворению его «витальных» потребностей, что на деле может являться компенсацией отсутствия реального внимания к его духовным запросам, уходом от эмоционального контакта с ним.

            За внешними проявлениями стиля жизни – привычками ребенка, как правило, стоит его личностная направленность, отражающая отношение к другим лицам и к самому себе [14]. Такая направленность определяет способы поведения в каждой конкретной ситуации и характеризуется, в свою очередь, содержанием ведущих мотивов ребенка. Уже в раннем детстве под влиянием воспитания могут формироваться такие потребности, содержание которых само по себе оказывается патогенным и ставит ребенка в условия постоянного конфликта с требованиями социума, усложняющимися с переходом на последующие этапы развития. Показательным примером может являться образование устойчивой мотивации достижения, создающей субъективные предпосылки для развития хронической психической напряженности, субъективного стресса [4, 12].

           

--------------

2 Под «социализацией» мы понимаем «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны ... процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1].

3 Поскольку в первые годы жизни ребенка семья является той малой группой, в которой и через которую ребенок «получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность», то влияние семьи можно выделить в качестве основного фактора, формирующего личность ребенка в период дошкольного детства [1].

 

Мотив достижения может возникнуть уже в детстве, и одним из немаловажных условий его формирования является характер самооценки ребенка. Соответствие самооценки реальным возможностям и способностям крайне важно для благополучного развития личности человека. Самооценка формируется в реальном взаимодействии ребенка в первую очередь с родителями, и в зависимости от конкретной ситуации может сложиться как завышенной, так и заниженной. Несоответствие самооценки ребенка его реальным возможностям ставит перед ним целый ряд проблем, связанных с процессом социализации. Самооценка формируется под влиянием оценки поведения ребенка со стороны окружающих. Постоянное чрезмерное захваливание ребенка в семье может сформировать у него завышенную самооценку, а вместе с ней острую потребность в успехе, похвале. И поэтому, когда ребенок столкнется с иной оценкой своей личности, своих достижений в школе или в общении со сверстниками, он, стремясь сохранить свою самооценку, может вступить в конфликт с окружающими.

            В ином случае постоянная строгая придирчивость со стороны близких, игнорирование успехов ребенка, его, реальных достижений создают у него заниженную самооценку, что может привести к тревожности, робости, замкнутости, мнительности, постоянным сомнениям в ценности и значимости своей личности [4, 7].

            Конфликтность, связанная с индивидуалистической направленностью ребенка, несоответствием его реальных возможностей уровню притязаний, может привести к хроническому аффекту «не адекватности» и в конечном итоге к развитию эмоционального стресса, являющемуся одним из факторов риска ССЗ [4].

            Таким образом, мы видим, какую значительную роль играет семья в приобретении ребенком отдельных привычек, установок, в становлении стиля его жизни в дошкольном детстве. В этот период развития ребенок ассимилирует тот стиль жизни, который непосредственно отражает специфику его социального окружения. Поэтому исследование стиля жизни ребенка должно с необходимостью включать в себя изучение объективных условий его «семейной ситуации» и дополняться информацией о том, какого рода личностная направленность складывается у ребенка в процессе его семейного воспитания, каковы основные мотивы ребенка и какими средствами он пытается их реализовать.

            Поступление ребенка в школу является качественно новым этапом его жизни. В младшем школьном возрасте учение приобретает характер ведущей деятельности, в которой реализуются ранее сформировавшиеся навыки общения ребенка в условиях усложнения требований нового социального окружения.

            В процессе учебной деятельности ребенок усваивает новые формы мышления, овладевает способностью учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями [15]. Характерной особенностью психического развития ребенка в этот период является формирование системы научных понятий. Этот факт важно учитывать в профилактической работе с детьми, поскольку знания, усвоенные на этом этапе, могут стать «житейскими причинами». Кроме того, в процессе освоения учебной деятельности у ребенка возникает сознательное отношение к своему поведению, развивается рефлексия, способность к планированию и прогнозированию своих действий, целеполаганию. Если личностная направленность или характер самооценки, сложившиеся на предшествующих этапах развития ребенка, оказываются неадекватными требованиям, которые к нему предъявляются со стороны социального окружения, это может вызвать конфликты со сверстниками, учителями, сформировать негативное отношение к учению в целом и в конце концов привести к хронической психической напряженности.

            Вступление в подростковый возраст –  еще один этап в развитии личности ребенка, становлении стиля его жизни. Расширение круга интересов подростка, изменение его взаимоотношений с внешним миром ставят перед ним целый ряд проблем. Существенную роль начинает играть стремление найти свое место в иерархии референтной группы сверстников, выяснение роли и значимости своей личности в сфере взаимоотношений с другими людьми.

            В этот период в сознании подростка начинает складываться модель будущего стиля жизни, для реализации которой ему необходимо избрать те или иные средства. В качестве таких средств, как правило, выделяются составляющие стиля жизни семьи подростка. Однако если в начальный период формирования стиля жизни ребенка главную роль играет семья, то в период подростничества, когда содержанием ведущей деятельности становится интимно-личностное общение подростка со сверстниками, эту роль начинает выполнять коллектив, референтная группа сверстников. Так, например, на формирование и распространение привычки курения среди подростков оказывают влияние не только семейные традиции, но и распространенность его в классном коллективе и особенно отношение к курению в референтной для подростка группе. Если в классе существует позитивное групповое мнение по поводу курения, то всякое индивидуальное профилактическое воздействие на юного курильщика нивелируется этой групповой установкой.

            Краткий анализ основных этапов развития личности ребенка показывает, как изменяется роль объективных и субъективных факторов в формировании стиля жизни ребенка в зависимости от того, на каком уровне развития находится его личность, какая деятельность является для него ведущей на данном этапе.

            Если в раннем детстве стиль жизни ребенка непосредственно определяется особенностями его «семейной ситуации», то с расширением его связей с миром, обусловленным вступлением в сферу предметно-практической деятельности (учение в школе), а затем в сферу интимно-личностного общения со сверстниками, влияние на стиль жизни ребенка его социального окружения становится все более сложным. С одной стороны, это означает «расширение» и «усложнение» самого социального окружения, в которое включается уже не только семья ребенка, но и иные референтные лица (друзья, соученики, учителя и др.). С другой стороны, влияние социального окружения становится все более опосредованным личностными особенностями ребенка, которые складываются в процессе его развития и определяются той жизненной позицией, которая развивается и видоизменяется в процессе социализации.

            Таким образом, если в раннем детстве стиль жизни ребенка фактически тождествен стилю жизни его ближайшего социального окружения (семьи) и характеризуется прежде всего определенным набором привычек и поведенческих стереотипов, то к подростковому возрасту он существенно изменяется. С одной стороны, стиль жизни становится все более объективизированным», т. е. в нем находят свое отражение разнообразные качества объективно усложняющегося социального окружения, а с другой – «индивидуализируется», все больше приобретает личностную окраску, отражая степень психического развития ребенка, сформированность ведущих мотивов его жизнедеятельности, складывающиеся ценности, интересы, установки, т. е. весь процесс формирования представлений ребенка об окружающем мире и о своем месте в нем. Можно сказать, что только к подростковому возрасту в основном заканчивается становление стиля жизни субъекта, представляющего по существу диалектическое единство социально типизированного и духовного уникального в поведении и общении.

            Данные теоретические представления о существенных атрибутах стиля жизни вообще и о закономерностях процесса его формирования, начинающегося в раннем детстве, отвечают целям дифференцированного подхода к профилактике ССЗ. Это означает, что качественная оценка стиля жизни должна учитывать степень личностной зрелости ребенка, содержание той деятельности, которая является для него ведущей на данном этапе психического развития.

            В тот период, когда основным содержанием жизнедеятельности ребенка является общение с родителями, задачей психологического анализа в целях выявления объекта профилактической работы должно стать изучение стиля, жизни семьи: вредных для здоровья привычек и установок родителей (курение, нерациональное питание, низкая физическая активность и др.), а также особенностей семейного воспитания, которые способствуют развитию у ребенка неадекватной жизненной позиции, специфических личностных акцентуаций, затрудняющих психическую адаптацию к усложняющимся требованиям социального окружения.

            На том этапе, когда ведущей деятельностью ребенка является учение, задачей психологического анализа должно стать выяснение социально-психологических условий, затрудняющих реализацию ребенком ведущих мотивов в сфере предметно-практической деятельности. В качестве таких условий могут выступать различные «зоны конфликтов» в данной сфере (например, конфликт с учителем). С другой стороны, к сугубо психологическим причинам такого рода могут быть отнесены специфические личностные особенности самого ребенка. Существенную роль играет качество личностной направленности (например, индивидуалистическая направленность, мотив достижения). Негативный вклад в стиль жизни ребенка могут внести особенности его целеобразования и психической саморегуляции, создающие предпосылки для развития хронической эмоциональной напряженности (неадекватность иди ригидность уровня притязаний, «нереалистичность» самооценки,  аффект неадекватности и т. д.).

            В тот период жизни ребенка, когда его ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, анализ содержания ведущих мотивов должен быть дополнен изучением его статуса в группе сверстников, а также. тех средств, которые подросток избирает для необходимого ему социального признания в референтном окружении. В этом возрасте, реализуя свои потребности, подросток нередко обращается к социально неодобряемым средствам (так, стремление казаться взрослым или желание иметь высокий статус в группе сверстников нередко приводят к курению, употреблению алкоголя, асоциальным формам поведения и т. д.).

Следует подчеркнуть, что вероятность формирования «нездорового» стиля жизни тем больше, чем раньше складываются соответствующие социально-психологические условия. Так, можно предположить, что неблагополучная «семейная ситуация», возникшая уже в раннем детстве, не только формирует у ребенка неадекватные привычки и нежелательные формы поведения, но и создает предпосылки для психической дезадаптации, усугубляющейся с его переходом на последующие ступени социализации по мере включения в сферу предметно-практической деятельности и в деятельность общения со сверстниками.

            Таким образом, основным принципом подготовки профилактического вмешательства на факторы риска ССЗ у детей является предварительный анализ всех возможных социально-психологических причин и условий формирования стиля жизни на каждом уровне его психического развития. Реализация данного принципа позволит научно обосновать содержание и структуру профилактического вмешательства. Прежде всего это означает, что профилактическое воздействие должно направляться по нескольким каналам одновременно и осуществляться различными средствами в зависимости от специфики социально-психологических характеристик стиля жизни каждого конкретного контингента детей. Любая группа детей должна быть предварительно оценена с точки зрения того, на каком условном этапе социализации находятся ее представители, т. е. какая деятельность является для них ведущей – общение с родителями, предметно-практическая (учение) или общение со сверстниками.

Это значит, что в дошкольном возрасте профилактические мероприятия должны адресоваться прежде всего семье. Психологическое вмешательство должно быть направлено на изменение стиля жизни родителей: борьбу с их вредными привычками и установками, коррекцию патогенных стилей воспитания в семье. Данный подход определяет и выбор конкретных средств вмешательства. Одним из таких средств может стать информирование родителей о сущности тех или иных привычек, их связи со здоровьем ребенка, об адекватных методах борьбы с ними, о личностных особенностях детей данного возраста, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. Другой путь - проведение семейной психотерапии (коррекция конфликтных взаимоотношений родителей и их неадекватного отношения к ребенку).

Психопрофилактическое вмешательство среди детей младшего школьного возраста должно быть ориентировано не только на работу с родителями (по принципам, описанным выше), но и на самого ребенка, причем такому воздействию следует уделить особое внимание. Средством работы с детьми этого возраста может быть информационное ознакомление со «здоровым» стилем жизни, адекватными привычками и формами поведения. Однако информирование должно проводиться с учетом тех базисных знаний, которыми обладают дети того или иного возраста. К сожалению, структура школьной программы не обеспечивает достаточного объема базисных знаний о здоровом стиле жизни у младших школьников, что значительно затрудняет проведение профилактической работы на этом этапе. Изучение анатомии и физиологии человека начинается только в 8-м классе. Это означает, что научные понятия о строении и функциях организма формируются в тот период, когда у подростков уже отмечается целый ряд вредных для здоровья привычек (как указывалось ранее, в 8-10-х классах курят 30-40 % мальчиков). Это диктует необходимость не только специального формирования представлений о функциях организма у детей более раннего возраста, но и введения элементов профилактики в другие естественнонаучные дисциплины.

            Общую структуру информационного воздействия на подростков можно представить следующим образом: 1) формирование представлений о функциях организма (базисные знания); 2) создание представлений о возможностях влияния человека на свой организм – снижении или увеличении веса за счет питания, увеличении объема легких и тренированности сердечной мышцы при регулярной физической нагрузке и т. д. (позитивная информация); 3) формирование представлений о пагубном влиянии некоторых привычек (переедания, курения, малоподвижного образа жизни и пр.) на организм человека (негативная информация). При подаче информации важно выбрать адекватный канал коммуникационного воздействия, учитывающий возрастные психологические характеристики ребенка.

            Информирование целесообразно проводить, с одной стороны, прибегая к помощи традиционного школьного обучения, а с другой – включая новые элементы пропагандируемых знаний в школьную программу. Информация о «здоровом» стиле жизни может быть передана и в игровой форме (обучение в игре) с использованием классных часов и внеклассных мероприятий [9]. Не менее значимой является индивидуальная работа с неблагополучными детьми, заключающаяся в психотерапевтической коррекции «патогенных» личностных особенностей ребенка (индивидуалистической направленности, неадекватного уровня притязаний, завышенной или заниженной самооценки). Организация индивидуальной психотерапевтической работы требует специального введения в штатное расписание ставки школьного психолога.

            Психологическая профилактика ССЗ среди подростков подразумевает воздействие по трем каналам. Первый – работа с родителями подростков (их информирование, а при необходимости –  семейная психотерапия). Второй канал – индивидуальная работа с подростком (индивидуальная психотерапия при наличии у подростка признаков «нездорового» стиля жизни). Однако основная работа должна проводиться с коллективом подростков, с учетом тех реальных взаимоотношений, которые в нем сложились. Такой подход обеспечит массовое обучение «здоровому» стилю жизни в контексте реализации подростками ведущей деятельности – интимно-личностного общения со сверстниками. В этом случае целесообразно использовать средства группового информирования и обучения (групповые дискуссии, ролевые игры и т. д.).

            Следует подчеркнуть, что психопрофилактическое вмешательство должно начинаться как можно раньше –  желательно еще до поступления ребенка в школу. Только в этом случае может быть полностью решена задача предупреждения формирования «нездорового» стиля жизни. Кроме того, раннее начало профилактики ССЗ является наиболее рентабельным, поскольку может быть ограничено профилактической информационной работой с родителями или семейной психотерапией. Очевидно, что на более поздних этапах психического развития ребенка требуется применение значительно более широкого и сложного ассортимента средств воздействия.

            Деятельность в трех указанных направлениях требует разработки комплексной программы долговременного профилактического воздействия. При создании такой программы необходимо учитывать возрастные и личностные особенности ребенка, а также специфику условий его ближайшего социального окружения. Это обусловливает этапность, преемственность основных частей программы. Главными принципами построения комплексной программы профилактического вмешательства являются следующие:

            Предварительность. Профилактическая работа должна начинаться до появления факторов риска ССЗ и направляться на формирование «здорового» стиля жизни в целом.

Учет психологических особенностей ребенка. Анализ специфики той деятельности, которая является для него ведущей на данном этапе личностного развития; изучение уровня базисных знаний ребенка о здоровье.

            Учет особенностей микросоциальной среды. Анализ условий, в которых осуществляется жизнедеятельность ребенка (ведущая роль семьи в формировании привычек на ранних этапах развития ребенка и возрастающая роль референтной группы сверстников на более поздних).

Этапность. Профилактическая программа должна представлять собой единое целое и опираться на результаты, достигнутые на предыдущих этапах.

            Разработка эффективной программы профилактики ССЗ может быть обеспечена только путем тесного сотрудничества психологов и медиков. Углубленное психологическое обследование детей, выделенных в «группы риска» по медицинским критериям, позволит уточнить теоретические представления о роли социально-психологических условий в развитии ССЗ и их факторов риска, а также корректировать профилактическое вмешательство с учетом новых данных.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.

2. Айвазян. Т. А. Психосоматические соотношения при артериальной гипертензии. - В кн.: Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М., 1980, с. 27-39.

З. Бестужев-Лада И. В. Методологические проблемы исследования качества, уровня и образа жизни общества.- В кн.: Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М., 1978, с. 17-32.

4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.- В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972, с. 37-44.

5. Жуковский Г. С., Александров А. А., Деев А. Д., Тубол И. Б., Шамарин. В. М., 3иненко Г. М., Ильченко И. Н. Эпидемиология артериальной гипертонии среди неорганизованного населения 7-69 лет.- В кн.: Тез. Всес. пленума кардиологов в Харькове. М., 1983, с. 31-32.

6. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка.- В кн.: Проблемы развития психики. М., 1981, с. 509-538.

7. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

8. Лоранский Д. Н. Подайте хороший пример. - Здоровье Мира: жури. ВОЗ, 1980, февр.- март, с. 8-10.

9. Мухамеджанова Р. Ф., Суслова Е. А., Гусев Г. В., Добо С. С., Малкова О. А. Разработка методических принципов и апробация новых форм контакта со школьниками 12-13 лет при проведении профилактических мероприятий (результаты предварительного исследования). -  Бюл. ВКНЦ АМН СССР, 1983, с. 82-88.

10. Оганов Р. Г., Метелица В. И. Актуальные проблемы профилактической кардиологии. - Кардиология, 1982, N 8, С. 5-14 .

11. Пяткявичус Р. В. Экспериментально-профилактическое исследование факторов риска ИБС и атеросклероза среди школьников г. Каунаса: Авреф. дис. на соискание уч. ст. канд. мед. наук. Каунас, 1982.

12. Суслова Е. А. Исследование психологических факторов риска ИБС.- Ж. невропатол.  и психиатрии, 1983, т. LXXXIII, вып. 5, с. 763-768.

13. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.

14. Толстых В. И. Образ жизни: понятие, реальность, проблема. М., 1975.

15. Фельдштейн. Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.

16. Шаларин. В. М. Изучение артериальной гипертензии у детей и подростков: Автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. мед. наук. М., 1980.

17. Abraham S., Collins G., Nordsiek М. Relationship of childhood weight status to mоrbidity in adults. N. Y., 1971.

18. Coleman J. С. Life stress and maladaptive behavior.- Аmеr. J. Occupat. Therapy, 1973, v. 27, р. 169-180.

19. Haebreich U. Obesity: Some psychological and physiological considerations. -  Соnfiniа Psychiatr., 1976, v. 19, N 1, р. 46-56.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН