Статья 19

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОЛОГИИ БОЛГАРСКОЙ

АКАДЕМИИ НАУК

  

Центральная лаборатория психологии при Болгарской академии наук была организована в 1973 г. Тогда же в системе Софийского университета им. Климента Охридского открылась кафедра психологии на философском факультете. Оба вновь созданных центра составили сектор психологии Болгарской академии наук (БАН) и стали работать по единому научному плану, предусматривающему совместные исследования.

При создании лаборатории психологии БАН болгарские ученые исходили из того, что психология в числе других наук должна быть на переднем крае строительства новой жизни Болгарии, она призвана стать непосредственной производительной силой, одним из основных факторов подготовки молодежи к участию в общественно полезном труде, ее активности в поступательном процессе развития общественных отношений в Болгарии. Психологическая наука должна «интенсивным образом исследовать сущность и закономерности социальных процессов и явлений, формирование социалистического типа личности и психологические основы идеологического воспитания личности» (Савва Гановский. Состояние психологической науки в Болгарии.- В кн.: Психологическая наука в социалистических странах. М., 1981, с. 14).

Актуальные задачи, стоящие перед обществом в целом, определили и основное направление научно-исследовательской работы Центральной лаборатории психологии БАН. Был выбран круг проблем, связанных с психологией личности, вопросами ее формирования и воспитания в условиях современного развития общества в Болгарии.

Разработка проблем психологии личности с учетом специфических условий общественного развития Болгарии предполагает постановку фундаментальных теоретических вопросов и психологический эксперимент в различных формах.

В составе Центральной лаборатории психологии БАН  26 сотрудников, из них один доктор наук, кандидатов наук – 10, старших научных сотрудников – 4, специалистов (лаборантов) –  5, остальные –  младшие научные сотрудники. В структуру лаборатории входят пять секций: 1) по общим проблемам психологии личности (руководитель Асен Петков), 2) социальной психологии (руководитель проф. Георги Йолов), 3) оптимизации психологического эксперимента по изучению личности (руководитель Димитр Щетински), 4) психологии труда (руководитель Искро Косев), 5) прикладной психологии (руководитель Веселина Русинова). Ученый секретарь всей лаборатории Чавдар Кискинов.

Общая тема, объединяющая все индивидуальные научно-исследовательские планы сотрудников секции психологии личности и рассчитанная на пятилетие (1981-1985 гг.) ,- личностные механизмы и мотивационная регуляция деятельности. В связи с конкретизацией этой общей темы разрабатываются следующие ее аспекты: личностная значимость и предметное содержание мотивов - исследуется личностный смысл в связи с содержанием мотивов и влияние их отношения на процесс целеобразования (Румяна Бужинова); возрастная динамика мотивации в юношеском и раннем молодежном возрасте (Ангел Величков); личностные аспекты проблемы целеобразования, проблема субъективизации внешне заданной цели, регулирующее влияние самооценки, «Я-образа» и системы ценностных ориентаций на процесс целеобразования (Красимира Байчинска); возраст и мотивация в научной деятельности (Александр Маринов). Вышеотмеченные темы проблемной группы по психологии личности предполагают широкое экспериментальное исследование, учет специфических условий развития и формирования личности в Болгарии.

Теоретическое исследование адаптации личности к социальной среде осуществляется в трудах Асена Петкова. Он рассматривает личностные адаптационные механизмы, взаимосвязи адаптации и мотивации и т. д. Асеном Петковым за последние годы выпущен ряд монографий, в том числе «Личностиый подход в психологических исследованиях» (1978 г.). В данных фундаментальных исследованиях делается попытка вскрыть содержание и выяснить структуру мотивации как функциональной системы, как динамического проявления психологической структуры личности, определить ее роль в процессе формирования личности. Выявившаяся связь потребностей с мотивационным процессом показывает, как на основе потребностей в деятельности возникают и интегрируются в мотивационную структуру психические компоненты. Исследуются познавательные и эмоциональные компоненты мотивационного процесса, воля как высшая, чисто человеческая регуляция деятельности.

Общая тема пятилетнего плана секции социальной психологии –  проблема психической регуляции социального взаимодействия(особенностей поведения личности в коллективе. Исполнение темы полностью экспериментальное. Общая тема конкретизируется следующим образом в отдельных работах. Например, в исследованиях Искро Косева изучается роль результата в психической регуляции социального взаимодействия. Он исходит из гипотезы, что роль системообразующего фактора принадлежит не цели, а результату. Имеется в виду личностно значимый результат. В планированном идеальном результате имплицитно содержится и фактор цели. В этом смысле оба фактора не являются альтернативными. Экспериментальные данные исследователь получает путем разработки лабораторной модели дефицита информированности о собственных или чужих результатах деятельности. Будет выясняться значение фактора результата в непрямом межличностном контакте. Итак, фактор результата изучается, с одной стороны, как регулирующий момент интерперсональных взаимодействий, контактов и, с другой - как системообразующий фактор. В работах Искро Косева продолжается изучение соревновательной активности, ее структуры и мотивации, взаимосвязи мотивации и творчества, воспитательной роли соревнования. На примере организации трудовой, профсоюзной деятельности в Болгарии соревнование будет исследоваться и как основа развития социальной активности личности. Третья группа вопросов, разрабатываемых в работах Искра Косева, связана с психологической структурой личности.

            В исследованиях Чавдара Кискинова изучаются особенности малых групп, их формирование, взаимоотношение членов малых групп. В связи с социальными и психологическими характеристиками малых групп изучается «реализация» в них молодых людей. В зависимости от уровня развития внутригрупповых отношений осуществляется определенная форма «реализации» и «самореализации» молодых людей. Саморегулирование личностной реализации рассматривается в связи с теорией эталонных групп. Выделены некоторые аспекты приспособления индивида к структурам групповых норм и целей. Изучение методологических вопросов проблемы малых групп осуществляется с точки зрения теории кооперации, обосновывается необходимость применения деятельностного подхода изучения межличностного поведения. Рассматриваются предпосылки формирования контактных групп. Предлагается предварительная дефиниция групп в связи с концепцией о кооперации и теорией социального взаимодействия. Исследуется вопрос об оценивании и самооценивании в процессе межличностного взаимодействия, изучаются стили взаимодействия. Измерение оценочных тенденций при вербализации оценивания осуществляется с помощью адаптированного метода Фидлера и шкалирования, что дает возможность получить определенные профили оценивания. Выявляются стили взаимодействия – стиль, ориентированный на сотрудничество, на решение острых вопросов, на поиск связей, на стремление к эмоциональной помощи или лидерству и др. Кроме методов социально-психологических и групповых, делается попытка использовать лабораторный эксперимент.

 

            В исследованиях Виктора Клинчарски рассматриваются регулятивные механизмы интересов в межличностных отношениях, самореализация личности в профессиональной деятельности, изучается роль личности в формировании ее собственных ценностей. Исследование проводится на заводе, им охвачено 500 рабочих.

В данной проблемной группе исследуются также вопросы невербализованного общения и агрессивности в условиях конкуренции (Толя Стонцова и Иоланда Заграфова).

            Третья секция Центральной лаборатории психологии ставит своей целью оптимизацию психологического эксперимента, обработку данных всех исследований лаборатории, проверку надежности методик, разработку новых методик к конкретным исследованиям, адаптацию методик к исследоваииям в специфических условиях Болгарии, стандартизацию текстов Кеттела, Гилфорда, Айзенка и др., определение надежности психометрических показателей. Для психодиагностики закуплены тесты в Братиславе. Тесты проходят экспертный совет, дается несколько их вариантов, уделяется внимание тестотехнике. Сотрудники данной группы, реализуя основную ее цель, включены и в самостоятельную творческую исследовательскую работу. Так, Димитр Щетински исследует возрастную динамику и структурные изменения тревожности как свойства личности, его интересуют вопросы диагностики психодинамических свойств, структура психодинамических свойств изучается на базе активности и эмоциональности, исследуется фактор спонтанной саморегуляции. Елена Посползнова проследила развитие и стимулирование просоциального поведения, в частности один из аспектов нормативной регуляции просоциального поведения – влияние специфических моральных норм группы (просоциальных или эгоцентрических) на поведение ее членов в ситуации, требующей помощи. Установлено, что тип социальных установок обусловливает степень податливости по отношению к требованиям моральных норм.

В секции психологии труда, ранее руководимой известным болгарским психологом проф. Здравой Ивановой, работают Искро Косев (руководитель), Марин Игнатов и Маргарита Дилова.

Исследуется психологическая готовность молодежи к труду. В данном аспекте рассматривается адаптация личности к деятельности, регулятивные механизмы адаптации и критерии оценки уровня адаптации. При анализе психологической готовности к деятельности рассматривается личностная значимость деятельности, мотивация, эмоциональная установка, индивидуальные качества личности и способности, стиль работы, профессиональные достижения, уровень профессиональной квалификации.

            Изучается принцип системности в психологии труда. Этот принцип рассматривается как методология для исследования конкретных вопросов психологии труда. Применяется системно-функциональный подход в анализе процессов труда, исследуется структура и функции различных систем и раскрывается сущность и функции человека как субъекта труда на двух основных уровнях: функционирования психофизиологической системы и специфически психологической деятельности человека.

            Рассматриваются психологические аспекты принципа комплексности в эргономике и исследуется развитие психологии труда в Болгарии. Данной проблемной группой выпущено также значительное количество публикаций, в том числе и монографий: Здрава Иванова и Искро Косев «Личность и профессия» (1976 г.); Здрава Иванова «Личность и профессиональная адаптация» (1981 г.) и «Психологическая готовность к выбору профессии» (1976 г.); Веселина Русинова «Психологические факторы эффективности труда» (1980 г.) и др.

Секция прикладной психологии (руководитель Веселина Русинова) ставит своей целью разработку различных аспектов психологической службы и прикладной психологии на промышленных предприятиях Болгарии, а также разработку принципов организации и методов психологических консультаций. В данной секции работают Росица Георгиева, Анета Попова, Мария Родославова.

Центральная лаборатория психологии при БАН осуществляет тесное сотрудничество с другими психологическими центрами Болгарии, прежде всего в рамках Единого центра по философии, социологии, психологии БАН – с кафедрой психологии Софийского университета, с которой объединена единым планом научно-исследовательской работы, и сектором социальной психологии Института социологии АН СССР (зав. сектором проф. Минчо Драганов). Расширяются и зарубежные контакты лаборатории.

В заключение необходимо подчеркнуть интенсивный темп разработки актуальных  проблем психологии личности болгарскими психологами, их высокий профессионализм, оригинальность исследований, которые, несомненно, вносят весомый вклад в психологическую науку.

 

 

Чеснокова И. И.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН