№3 2014 (Резюме)
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВРЕМЕНИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Нестик Т А.
Проанализированы
основные проблемные области исследования отношения к времени как группового
феномена. Обосновано выделение социальной психологии времени как
самостоятельного научного направления, определены ее предметное поле и основные
изучаемые феномены: особенности индивидуального отношения к времени,
проявляющиеся в результате взаимодействия членов группы друг с другом;
объективная пространственно-временная организация межличностного и
межгруппового взаимодействия; особенности восприятия, переживания, осмысления и
организации времени в групповом сознании и совместной деятельности, не сводимые
к характеристикам субъективного времени отдельной личности. Выделено семь
основных подходов к социально-психологическому исследованию отношения к
времени: системно-динамический, ресурсный, коммуникативный, кросскультурный,
коммеморативный, визионерский, футурологический, а также
социально-интегративный. Намечены перспективы дальнейших исследований в данной
области.
Ключевые слова: Групповое
Отношение К Времени, Психология Времени, Восприятие Времени, Временная
Перспектива, Групповая Динамика, Организационная Психология, Коллективная
Память, Лидерство, Малые Группы, Организации, Форсайт, Экономическая
Психология, Кросскультурная Психология
Ссылка для цитирования: Нестик
Т.А. Социальная психология времени: состояние и перспективы исследований /
Психологический журнал, 2014, т. 35, № 3, С. 5-19
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ: РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СПРАВЕДЛИВОСТИ
Гулевич О. А.
Рассматривается
взаимосвязь мотивации обучения с оценкой справедливости учебного взаимодействия
и социальными верованиями. Предполагалось, что чем выше студенты оценивают
справедливость обращения с ними и чем ниже у них вера в опасный и конкурентный
мир, тем выше внутренняя мотивация обучения. При этом воздействие социальных
верований опосредуется оценкой справедливости учебного процесса. Участниками
исследования были 895 студентов 1 и 4 курсов четырех московских университетов
(54% женщин М возраст = 19, SD возраст = 1.64). В исследовании применялись
следующие методики: опросник для измерения веры в опасный и конкурентный мир
Дж. Даккита; опросник для оценки справедливости проведения трудного
зачета/экзамена Дж. Колкитта; опросник для измерения мотивации обучения в
университете AMS-C. Результаты исследования частично подтвердили выдвинутые
гипотезы, продемонстрировав, что оценка процедурной справедливости опосредует
связь между социальными верованиями и мотивацией.
Ключевые слова: Теория Самодетерминации, Мотивация Обучения,
Организационная Справедливость, Вера В Опасный И Конкурентный Мир
Ссылка для цитирования: Гулевич О.А. Социальные верования и
мотивация обучения: роль организационной справедливости / Психологический
журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 20-28
ДОБРОТА, ТЕРПИМОСТЬ И ЭМПАТИЯ В СТРУКТУРЕ НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Бражникова
А. Н
На основании
теоретического анализа высказано предположение, что любовь к другим людям
характеризует высокий уровень проявления доброты, терпимости и эмпатии. Любовь
к другим людям рассматривается как центральное звено отношения к другому
человеку в структуре нравственно-психологических отношений личности. В
результате эмпирического исследования выборки из 369 студентов профессиональных
училищ, колледжей, техникумов и ВУЗов определены различия в структуре эмпатии,
уровень которой оказался снижен в обследованной выборке, а также показано, что
высокий уровень терпимости наиболее часто встречался у студентов ВУЗов, а
проявления доброты - у учащихся профессиональных училищ и ВУЗов. Низкий уровень
проявления терпимости и доброты наиболее часто встречался у студентов колледжей
и техникумов. Установлена факторная структура любви к другим людям в системе
нравственно-психологических отношений личности, доминирующим фактором которой
выступает "доброта, терпимость", как высший способ реализации
отношения к другому человеку.
Ключевые слова: Отношение К Другому Человеку,
Нравственно-Психологические Отношения Личности, Любовь К Другим Людям, Эмпатия,
Терпимость, Доброта, Студенты
Ссылка для цитирования: Бражникова А.Н. Доброта, терпимость и
эмпатия в структуре нравственно-психологических отношений личности студентов /
Психологический журнал, 2014, т. 35, №3, С. 29-39
ОПОСРЕДУЮЩАЯ РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗА В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Хотинец В. Ю., Молчанова Е. А.
Представлены
результаты эмпирического исследования по определению факторов преобразования
этнического образа в межэтнических отношениях. На примере удмуртской (N = 52) и
русской (N = 54) этнических групп показано, что этнический образ
трансформируется при увеличении числа взаимодействующих субъектов,
возникновении трудностей и препятствий в межкультурном взаимодействии, усилении
эмоциональной напряженности и синергии межэтнических отношений. Установлены
различия в преобразовании когнитивного, поведенческого и аффективного
компонентов этнического образа удмуртов и русских как результат эффекта
выделенных факторов, что подтверждает его опосредующую роль в межэтнических
отношениях. По данным анализа стерео-типизированных характерологических черт
изучаемых этногрупп смоделирован "образ типичного удмурта" и
"типичного русского".
Ключевые слова: Картина Мира, Образ Мира, Этнический Образ:
Когнитивный, Поведенческий, Аффективный Компоненты, Опосредование Межэтнических
Отношений
Ссылка для цитирования: Хотинец В.Ю., Молчанова Е.А
Опосредующая роль этнического образа в межэтнических отношениях /
Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 40-57
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ИНТЕРНЕТ-АДДИКТОВ
Плохих В. В., Акимов С. К.
Рассматриваются
особенности реализации процессов памяти и мышления у интернет-аддиктов в связи
со способностью к организации временной перспективы жизнедеятельности. В
исследовании из 723 студентов исходной выборки выделены 43 интернет-аддикта и
43 независимых от Интернета испытуемых. В эмпирическом исследовании применялись
тестовые и экспериментальные компьютерные методики. Установлено, что у
интернет-аддиктов нарушены функции памяти и мышления, отвечающие за смысловую
обработку информационных сообщений. Выявлена преимущественная гедонистическая и
фаталистическая направленность "настоящего" интернет-аддиктов,
которая в связи с нарушениями в смысловой обработке информации обусловливает
существенные ограничения в субъективном представлении временной перспективы
жизнедеятельности.
Ключевые слова:Интернет-Аддикция, Когнитивные Процессы, Функции Памяти, Функции Мышления,
Временная Перспектива, Смысловая Обработка Информации
Ссылка для цитирования: Плохих В.В., Акимов С.К. Особенности
реализации когнитивных процессов у интернет-аддиктов / Психологический журнал,
2014, Т. 35, №3, С. 58-67
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Юревич А. В.
Анализируется
уровень агрессивности в современном российском обществе. Приводятся как
статистические данные, так и результаты психологических и социологических
исследований агрессивности. В контексте психологических теорий агрессии
рассматриваются основные причины этого явления, а также деструктивное влияние
повышенной агрессивности на общество, в том числе на этиологию и патогенез
соматических и психических заболеваний. Перечисляются меры, которые необходимо
предпринять для снижения ее уровня.
Ключевые слова: Современное Российское Общество, Агрессивность,
Психологические Теории, "Переключение Агрессивности", "Эстафеты
Агрессивности", Насилие, Враждебность, Здоровье Нации
Ссылка для цитирования: Юревич А.В. Проявления агрессивности в
современном российском обществе как психологическая проблема / Психологический
журнал, 2014, т. 35, №3, С. 68-77
ФЕНОМЕН КОРРУПЦИИ В РОССИИ КАК СОЦИОПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ И
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Соснин В. А.
Рассмотрен
феномен коррупции в современной России как проблема макропсихологии, ее
социально-экономические основания и многообразные последствия в связи с
социально-экономической политикой нашего государства. Анализируется ее связь с
некоторыми глобальными тенденциями развития общества. Показано, что коррупция в
России - это не только социальная, политическая, экономическая и
психологическая, но и общая духовно-цивилизационная проблема. В работе
обсуждаются причины коррупции в России; научно обосновываются пути комплексного
противодействия ей с позиций правового, институционального, уровневого,
социально-психологического и социокультурного подходов, а также через
использование ценностных и нравственных ориентиров развития российского
общества.
Ключевые слова: Коррупция, Идеология, Макропсихология,
Безопасность, Религия, Экономическая Политика, Социальная Идентичность,
Культурный Архетип, Социокультурный Подход, Социально-Психологический Феномен,
Коррупционные Стратегии, Противодействие
Ссылка для цитирования: Соснин В.А. Феномен коррупции в России
как социополитическая, социокультурная и социально-психологическая проблема /
Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 78-90
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ (МОДО) У
ПОДРОСТКОВ
Мингазова Д. В., Фатыхова Р. М.,
Нестерова И. Н.
Представлен
авторский опросник "Методика определения склонности к деструктивному
общению (МОДО) у подростков", ориентированный на диагностику деструктивной
формы неблагополучного общения подростков. Выделены основные виды
деструктивного общения, в том числе девиантное, корыстное, барьерное,
конфликтогенное и нарциссическое общение. В эмпирическом исследовании на базе
средних общеобразовательных учреждений республики Башкортостан произведена
оценка психометрических свойств методики, определена его пригодность для
психодиагностических целей.
Ключевые слова: Деструктивное Общение, Девиантное Общение,
Корыстное Общение, Барьерное Общение, Конфликтогенное Общение, Нарциссическое
Общение, Надежность, Валидность, Дискриминативность, Факторный Анализ
Ссылка для цитирования: Мингазова Д.В., Фатыхова Р.М.,
Нестерова И.Н. Методика определения склонности к деструктивному общению (МОДО)
у подростков / Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 91-104
НОВАЯ ВЕРСИЯ ОПРОСНИКА "СУВЕРЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
- 2010"
Нартова-Бочавер С. К.
Психологическая
суверенность рассматривается как состояние границ субъекта в разных сферах
бытия, обеспечивающее его социальное и личное благополучие. Представлена новая
версия опросника для измерения суверенности - Суверенность психологического
пространства - 2010. Описаны этапы валидизации и стандартизации опросника.
Установлено (N = 1073), что он обладает удовлетворительной содержательной,
дивергентной, конвергентной валидностью; приведены результаты конфирматорного
факторного анализа и нормы для групп подростков (12-17 лет) и молодых людей
(18-23 года). Описаны корреляты суверенности. Теорию суверенности можно
использовать как методологическую основу программ практической работы разного
формата, сопровождения и воздействия, а опросник СПП-2010 - как средство
диагностики и мониторинга благополучия человека.
Ключевые слова: Личность,
Психологическая Суверенность, Психологическое Пространство, Депривированность,
Психологические Границы Личности, Благополучие
Ссылка для цитирования: Нартова-Бочавер С.К. Новая версия
опросника "Суверенность психологического пространства - 2010" /
Психологический журнал, 2014, Т. 35, №3, С. 105-119
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты