№4 2014 (Резюме)

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН К КОНКУРЕНЦИИ И ПАРТНЕРСТВУ В ДЕЛОВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

В.П. Позняков, О.И. Титова

Проведено исследование половых различий в отношениях российских предпринимателей к партнерству и конкуренции в ходе делового взаимодействия, выполненное в рамках социальной психологии предпринимательства – нового научного направления, возникшего как междисциплинарная область знаний на стыке социальной и экономической психологии. Показано, что для предпринимателей-мужчин более характерно отношение к конкуренции, как к соревнованию с другими предпринимателями за личные достижения, а для предпринимателей-женщин – за экономические ресурсы. В деловом партнерстве предприниматели-мужчины в большей степени относятся к нему, как к экономико-ориентированному, а предприниматели-женщины – личностно-ориентированному партнерству, более эмоциональному и основанному на межличностных контактах. При конкуренции у предпринимателей-женщин сравнительно больше выражены мотивы получения признания в обществе и авторитета среди предпринимателей, а у предпринимателей-мужчин – независимости и возможности реализовать новые проекты. В партнерских отношениях предприниматели-мужчины, в отличие от предпринимателей-женщин, более дифференцированно оценивают личные качества своих партнеров по бизнесу в зависимости от того, являются ли оцениваемые субъекты мужчинами или женщинами.

Ключевые слова: предпринимательство, пол, гендерный стереотип, психологическое отношение, обыденное представление, мотивация предпринимательской деятельности, деловое взаимодействие, конкуренция, партнерство, личностные качества

Ссылка для цитирования: Позняков В.П., Титова О.И. Особенности отношений предпринимателей мужчин и женщин к конкуренции и партнерству в деловом взаимодействии / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 5-17

 

ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ПОВСЕДНЕВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА

Т О. Риппинен, Е Р. Слободская

Изучена структура использования компьютера подростками и ее взаимосвязи с их личностными особенностями. Исследование проведено на выборке подростков (N = 993) в возрасте 14–18 лет; личностные особенности оценивались при помощи Списка индивидуальных особенностей ребенка (ICID-S). В результате проведенного факторного анализа показано, что 63% разнообразия в структуре использования компьютера подростками объясняется пятью факторами: интенсивностью, увлечением играми, простым и инструментальным использованием и виртуальным общением. С помощью канонического корреляционного анализа показана взаимосвязь личностных черт: экстраверсии, сознательности и эмоциональной стабильности – со стилем виртуального общения подростков. Установлено, что положительная эмоциональность, общительность, организованность, активность, покладистость, сочувствие, стремление к достижениям, открытость опыту, а также низкий уровень застенчивости и антагонизма защищают подростков от чрезмерного использования компьютера и увлечения играми.

Ключевые слова:личностные особенности, пятифакторная модель личности, экстраверсия, нейротизм, уступчивость, сознательность, открытость, Список индивидуальных особенностей ребенка (ICID), использование компьютера, Интернет, виртуальное общение, компьютерные игры, сетевые игры, социальные сети, подростки, канонический корреляционный анализ, факторный анализ

Ссылка для цитирования: Риппинен Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 18 – 25

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ И ПЕРЕЖИТОГО ИМИ ОПЫТА ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ СО СТОРОНЫ СВЕРСТНИКОВ

И. Тилиндене, Г. Растаускене, А. Емельяновас

Представлены результаты исследования взаимосвязи самооценки (уверенности в себе и самокритичности) подростков и пережитого ими опыта издевательтств со стороны сверстников. Опрошено 1759 подростков из разных городов и районов Литвы в возрасте 12–17 лет, занимающихся и не занимающихся спортом. Установлено, что уровень уверенности в себе и самокритичности подростков, занимающихся спортом, ниже, чем у тех, кто не занимается спортом. Подростки с заниженным уровнем самокритичности и уверенности в себе чаще подвергаются издевательствам. Спортивная деятельность является фактором, позволяющим избежать издевательства: издевательствам реже подвергаются подростки, занимающиеся спортом и имеющие высокую уверенность в себе.

Ключевые слова: подверженность издевательствам, самооценка подростков, уверенность в себе, самокритичность, спортивная деятельность.

Ссылка для цитирования: Тилиндене И., Растаускене Г., Емельяновас А. Взаимосвязь самооценки подростков и пережитого ими опыта издевательств со стороны сверстников / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 26-34

РЕГУЛЯТОРНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В. И. Моросанова, Т. Г. Фомина, Ю. В. Ковас, О. Е. Богданова

Приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи регуляторных характеристик и когнитивных способностей школьников с математической успешностью, демонстрируемой в различных ситуациях: при выполнении различных математических тестовых заданий, в учебных ситуациях (академические достижения), в ситуации экзамена (N = 321). Обсуждаются данные сравнительного анализа значимых регуляторных и когнитивных предикторов для различных видов математической успешности школьников. Показано, что общий уровень осознанной саморегуляции учебной деятельности является статистически значимым предиктором математической беглости, успешности в решении математических, логических задач и уравнений, а также академических достижений в математике.

Ключевые слова: осознанная саморегуляция, математическая успешность, когнитивные способности, учебная деятельность, математические способности, школьники.

Ссылка для цитирования: Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ковас Ю.В., Богданова О.Е. Регуляторные и когнитивные предикторы математической успешности школьников / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 35-46

 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ СРОКОМ ГЕСТАЦИИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 24 МЕСЯЦЕВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДОМЕ РЕБЕНКА

Д. И. Чернего, Р. Ж. Мухамедрахимов

Представлены результаты сравнительного изучения психического развития недоношенных детей, воспитывающихся в обычном доме ребенка, в возрасте 3, 6, 9, 12, 18 и 24 месяцев. Было обнаружено, что недоношенные и доношенные дети на первом и втором году жизни не различаются в уровне коммуникативного и личностно-социального развития (за исключением трехмесячных). В то же время преждевременно родившиеся дети имеют более низкий уровень моторного развития в возрасте 3, 6, 9, 12 и 18 месяцев, а также уровень развития навыков адаптации в возрасте 3, 6 и 18 месяцев и познавательного развития в возрасте 3, 6 и 9 месяцев в сравнении со сверстниками, родившимися в срок. Данные сравнительного анализа по шкале общего психического развития указывают на то, что недоношенные дети развиваются хуже доношенных сверстников в возрасте 3, 6 и 18 месяцев.

Ключевые слова:недоношенные и доношенные дети, психическое развитие, дом ребенка, социальное окружение.

Ссылка для цитирования: Чернего Д.И., Мухамедрахимов Р.Ж. Сравнительное исследование развития детей с разным сроком гестации в возрасте от 3 до 24 месяцев, воспитывающихся в доме ребенка / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 47 - 55

СВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ С НОРМАМИ И ТИПАМИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РУССКИХ И БЕЛОРУСОВ

В. В. Гриценко, Ю. В. Ковалева

Представлены результаты кросскультурного исследования ценностей и просоциального поведения русских и белорусских студентов, проживающих на территории Смоленской области (N = 132). Дан сравнительный анализ ценностей, регулирующих поведение представителей исследуемых этносов на уровне индивидуальных эталонных моделей. Показаны сходства и различия связи ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения, обусловленные культурно-психологическими характеристиками русских и белорусов. Общность проявляется в том, что ориентация на ценности, выражающие интересы как индивида, так и группы (Благожелательность, Универсализм), увеличивает вероятность просоциального поведения, основанного на норме справедливости, а ориентация на ценности, выражающие исключительно индивидуальные интересы (Гедонизм, Достижение), способствует оказанию публичных просоциальных поступков на основе нормы взаимности. Специфичность заключается в том, что полученные общие закономерности взаимосвязи ценностных приоритетов с типами и нормами просоциального поведения на белорусской выборке выражены сильнее и определеннее, чем на русской выборке.

Ключевые слова: ценности культуры, просоциальное поведение, типы, нормы просоциального поведения, русские, белорусы, студенты.

Ссылка для цитирования: Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 56 - 67

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Р. М. Шамионов

Представлены результаты теоретического анализа исследований этнокультурной специфики субъективного благополучия личности. Выделены основные проблемы детерминации субъективного благополучия (влияние культурных измерений, эффектов этнической социализации личности, принадлежности к титульной группе). Приводятся данные об особенностях субъективного благополучия, обусловленных этнопсихологическим статусом личности (идентичностью, ценностными ориентациями, приверженностью культуре и т.п.), характером межэтнических взаимоотношений. Отмечается необходимость комплексного анализа этно-, социально- и индивидуально-психологических факторов субъективного благополучия. Делается вывод о высокой социальной, научно-теоретический и практической значимости этнопсихологических исследований субъективного благополучия в России.

Ключевые слова:субъективное благополучие, удовлетворенность, счастье, баланс эмоций, личность, этническая группа, культура, отношение, социализация, идентичность, ценности, субъект, бытие, этнические нормы, детерминанты.

Ссылка для цитирования: Шамионов Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 68 – 81

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД К ВОСПРИЯТИЮ ЛИЦ

Е. А. Никитина

Рассматриваются направления психологических исследований, посвященные проблеме восприятия лица как источника субъективно значимой информации животными разных видов. Предложена расширенная трактовка термина “лицо”, позволяющая применять его не только к человеку или приматам, но и к другим животным, в том числе беспозвоночным. Обосновывается применение эволюционного подхода в исследованиях, посвященных восприятию лиц. Представлены оригинальные методические подходы и полученные на их основе новые данные, касающиеся восприятия лица в качестве “органа” социального взаимодействия, признака индивидуальной дифференциации, источника ситуативной когнитивно и эмоционально значимой информации. Показано, что лица являются значимыми объектами для многих животных. Обосновано, что предпосылками для развития способности к различению, категоризации и запоминанию лиц являются высокая значимость зрительного информационного канала и важность социальных взаимодействий. Приведены результаты исследований, демонстрирующие специфические нейрональные и поведенческие ответы представителей нескольких видов животных на лицо как особый тип визуальных стимулов. Подтверждено увеличение локальной активности гомологичных областей мозга при узнавании других индивидов или реагировании на их эмоциональное состояние у человека, приматов, а также овец. Зафиксированы сходные перцептивные феномены, такие как эффект инверсии, эффект “своей расы” и др.

Ключевые слова:восприятие лиц, зрительный стимул, индивидуальное различение, категоризация, восприятие эмоций, перцептивные феномены, социальные взаимодействия, коммуникация животных и человека, направление взгляда, специализация мозга, адаптация, филогенез, эволюция.

Ссылка для цитирования: Нититина Е.А. Эволюционный подход к восприятию лиц / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с.82-95

ОПРОСНИК “ШКАЛЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ”

Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е. Н. Осин

Представлены результаты разработки нового опросника академической мотивации (на выборке студентов вузов, N = 459), теоретической основой которого являются представления о внутренней и внешней мотивации учебной деятельности в теории самодетерминации. Различные типы мотивации выделены в соответствии с представлениями о человеческих потребностях, связанных с учебной деятельностью (потребности в познании, достижениях, саморазвитии), а также внешних по отношению к ней потребностях личности – в автономии и уважении. Результаты конфирматорного факторного анализа подтверждают наличие семи независимых шкал, характеризующих три типа внутренней мотивации (познавательная, достиженческая, мотивация саморазвития), три типа внешней мотивации учебной деятельности (мотивация самоуважения, интроецированная, экстернальная) и амотивацию. Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью (0.71< < α < 0.91) и демонстрируют предсказуемые корреляции с показателями любознательности, другими опросниками внутренней и внешней мотивации, а также показателями базовых потребностей (в автономии, компетентности и связанности). Половые различия в показателях академической мотивации оказались более слабыми, чем различия, связанные со спецификой вуза. Анализ целостных мотивационных профилей как для групп, так и для отдельных студентов позволяет дать качественную характеристику их учебной мотивации.

Ключевые слова: диагностика мотивации, мотивация учебной деятельности студентов, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, потребность в автономии, потребность в компетентности, теория самодетерминации.

Ссылка для цитирования: Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник “шкалы академической мотивации” / Психологический журнал 2014, Том 35, № 3 с. 96-107

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН