№6 2014 (Резюме)
ЖИЗНЬ УЧЕНОГО - ПОИСК И ОТКРЫТИЕ НЕЯВНОГО ЗНАНИЯ В ЯВНОМ (К ЮБИЛЕЮ Л.И.
АНЦЫФЕРОВОЙ)
Харламенкова Н.Е.
Анализируется
профессиональный путь ученого - Людмилы Ивановны Анцыферовой, автора
фундаментальных работ в области методологии и теории психологии. Показано, что
этапы ее собственного пути в науке были тесно связаны с тенденциями,
характерными для развития мировой и отечественной психологии середины ХХ -
начала XXI века. Подчеркнут особый стиль ученого, проявившийся в способности
обнаруживать актуальные проблемы психологии задолго до их признания и
исследования научным сообществом. Выделены основные вехи профессионального пути
Л.И. Анцыферовой, показаны достижения ученого в области методологии психологии,
психологии мышления и психологии личности, геронтопсихологии.
Ключевые слова: методология
психологии, элементарная познавательная деятельность, мышление, личность,
активность, субъект, латентные свойства, динамический подход к исследованию
личности, гуманистический подход, развитие личности, мудрость,
геронтопсихология
Ссылка для цитирования: Харламенкова
Н.Е. Жизнь ученого - поиск и открытие неявного знания в явном (к юбилею Л.И.
Анцыферовой) / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 5 – 17
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА АНЦЫФЕРОВА КАК ОРГАНИЗАТОР ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ
Воловикова М.И
Статья
посвящена памяти Заслуженного деятеля науки РФ, почетного члена РАО, доктора
психологических наук, профессора Л.И. Анцыферовой (1924-2013). Раскрывается
роль Л.И. Анцыферовой - организатора науки, ученого-исследователя и методолога
- в создании Лаборатории психологии личности в 1984 году в Институте психологии
АН СССР. Анализируются основные научные направления исследований Л.И.
Анцыферовой на разных этапах ее творческого пути. До создания лаборатории, по
мнению автора, центральное место в работах Л.И. Анцыферовой занимает тема самосовершенствования,
самоактуализации, других видов позитивной саморегуляции личности. Далее
описывается работа Л.И. Анцыферовой с учениками, ставшими впоследствии
известными психологами, подчеркивается разнообразие тем диссертаций,
подготовленных под ее руководством. Делается вывод о преемственности идей,
разрабатываемых ученым, в направлении исследований Лаборатории в настоящее
время.
Ключевые слова: личность,
психология, наука, научное подразделение, научный вклад, творчество, путь
ученого, самоактуализация, психологическое здоровье, нравственность, ценности,
позитивная психология, научная школа, научные традиции, Л.И. Анцыферова.
Ссылка для цитирования: Воловикова
М.И. Людмила Ивановна Анцыферова как организатор лаборатории психологии
личности / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 18 – 24
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: ИДЕИ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ И ИХ РАЗРАБОТКА В
СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Сергиенко Е.А
В ходе анализа
научного наследия Л.И. Анцыферовой выделяются её идеи, относящиеся к психологии
развития: принцип развития в психологии, соотношение понятий субъекта и
личности, возрастные периоды жизни человека (в частности, проблема старения).
Показана современность и продуктивность этих идей и дальнейшая их разработка в
научных исследованиях. Аргументируется содержательная взаимосвязь принципа
развития в психологии с принципами непрерывности, антиципации, субъектности. В
продолжение идей Л.И. Анцыферовой о соотношении субъекта и личности
предлагается гипотеза о них как о неразрывных ипостасях человеческой
индивидуальности, непрерывно развивающихся в онтогенезе. Высказанное
Анцыферовой положение о продуктивном старении на основе реорганизации личности
рассматривается через призму координат субъективной возрастной идентичности
(субъективного возраста человека). Показано, что идеи Л.И. Анцыферовой служат
современными ориентирами в разработке проблем психологии развития и
психологической науки в целом.
Ключевые
слова: психология развития, принцип развития в психологии,
непрерывность развития, принцип антиципации, принцип субъектности, соотношение
субъекта и личности, успешное старение, субъективный возраст.
Ссылка
для цитирования: Сергиенко Е.А. Психология развития: идеи Л.И.
Анцыферовой и их разработка в современной науке / Психологический журнал 2014,
том 35, №6, с. 25 – 34
РАЗВИТИЕ ИДЕЙ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ О
МЕТОДОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Нартова-Бочавер
С.К
Прослеживается
связь идей Л.И. Анцыферовой о развитии личности и практики консультирования.
Описываются главные принципы практической персонологии (системности,
детерминизма, развития, дополнительности). Рассматривается синергетическое и
компенсаторное взаимодействие личности и ситуации. Анализируется психология
повседневности как теоретическая основа консультирования. Обсуждается
соотношение консультирования и стихийной психотерапии. Описываются различия
дефицитарной и самоактуализационной моделей психотерапии. Приводятся
эмпирические данные о естественных техниках помощи и самопомощи в случае
дефицитарного и самоактуализационного запросов. Делается вывод о ресурсности
повседневного бытия для личностного развития.
Ключевые
слова: личность, консультирование, стихийная психотерапия, дефицитарный
и самоактуализационный запросы, ментальные и средовые техники.
Ссылка
для цитирования: Нартова-Бочавер С.К. Развитие идей Л.И. Анцыферовой о
Методологии практической психологии личности / Психологический журнал 2014, том
35, №6, с. 35 – 45
НАУКА ДЛИНОЮ В ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ (НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л.И.
АНЦЫФЕРОВОЙ)
Джидарьян
И.А.
Представлен
научный анализ творческого пути Людмилы Ивановны Анцыферовой и личные
впечатления об ученом, с которым автору довелось работать и общаться в течение
более 50 лет. Показано, что Л.И. Анцыферова была увлеченным исследователем,
умелым руководителем, творческим и высоконравственным человеком, в котором
сочетались душевность и требовательность, доброта и принципиальность,
открытость новому знанию и приверженность выработанным в науке принципам
построения системы доказательств исследовательских гипотез. Отражены разные
сферы научной деятельности Л.И. Анцыферовой: организационная,
исследовательская, педагогическая (подготовка научных кадров) и другие,
отмечены главные достижения ученого
Ключевые слова: личность
ученого, творческий путь, научная деятельность, научное наследие, психология
личности, методология и история психологии, научно-организационная
деятельность, Л.И. Анцыферова.
Ссылка для цитирования: Джидарьян
И.А. Наука длиною в целую жизнь (некоторые штрихи к портрету Л.И. Анцыферовой) /
Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 46 – 51
ВОСПОМИНАНИЯ О СЕСТРЕ
Ларионова
(Анцыферова) Г.И.
Автор
открывает для нас яркий живой образ известного ученого Людмилы Ивановны
Анцыферовой, а для нее - любимой старшей сестры Людочки. Перед нами предстает
ее жизненный путь, увиденный глазами близкого человека: детство, юность,
зрелость, последние годы жизни. Это бесценный материал о Человеке с большой
буквы, которому ничто человеческое не чуждо. Мы видим, как маленькая шаловливая
и любознательная девочка становится исследователем, мыслителем, обладающим
даром предвидения перспективных путей развития науки, чьи идеи до сих пор
актуальны для многих направлений психологии и успешно разрабатываются новыми
поколениями учеников и последователей Л.И. Анцыферовой.
Ключевые
слова: Л.И. Анцыферова, жизненный путь ученого, биография, семья Л.И.
Анцыферовой
Ссылка
для цитирования: Ларионова (Анцыферова) Г.И Воспоминания о сестре /
Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 52 – 55
ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА. ЧАСТЬ II. ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫБОРА
Леонтьев
Д.А
Статья
продолжает теоретический анализ современного состояния проблемы выбора в
психологии. В ней анализируется соотношение выбора и личности в двух аспектах:
влияние экзистенциального выбора на трансформации личности и влияние
психологических характеристик личности на возможности осуществления выбора и
его качество. С опорой на идеи С. Кьеркегора и В.А. Лефевра обосновывается
самодетерминируемый характер процессов экзистенциального выбора, не поддающийся
причинному объяснению и не выводимый из индивидуально-психологических
особенностей. Представлен подробный анализ экзистенциального выбора,
опирающийся на понятия возможности, ответственности и цены. В заключение
предложенная модель выбора вписывается в контекст авторской концепции
личностного потенциала; вводится понятие готовности к выбору как интегральной
личностной предпосылки, обеспечивающей возможность полноценной деятельности
выбора
Ключевые
слова: выбор, личность, ответственность, свобода, цена,
экзистенциальный расчет, конструирование, личностный потенциал
Ссылка
для цитирования: Леонтьев Д.А Психология выбора. Часть II. Личностные
предпосылки и личностные последствия выбора / Психологический журнал 2014, том
35, №6, с. 56 – 68.
ВЗАИМОСВЯЗЬ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ПСИХОЛОГИИ
СОЗНАНИЯ
Петренко
В.Ф., Супрун А.П.
Рассматривается
проблема трактовки понятия “реальность”, а также её методологическое
представление в физике и психологии. Обсуждаются различные подходы к вопросу о
существовании “объективной реальности”, независимой от позиции наблюдателя. С
точки зрения А. Эйнштейна, единственной задачей науки является определение
“того, что есть”, а с точки зрения Н. Бора и В. Гейзенберга, переход от
возможного к реальному происходит во время акта наблюдения, и нет независимой
от наблюдателя реальности. Более сильное выражение последней позиции заключено
в утверждениях Р. Пенроуза и М.Б. Менского об участии сознания в редукции
волновой функции. С позиции психологической науки авторы статьи рассматривают
данную проблему как переход в описании мира от языка волновых процессов,
обладающих “связностью” или “спутанностью” (язык гильбертовых пространств, на
котором “говорит” бессознательное), к предметному языку сознания, для которого
процессы более адекватно описываются в пространстве-времени с соответствующей
метрикой (Евклида, Лобачевского или Римана).
Ключевые
слова: квантовая физика, методология психологии, редукция волновой
функции, сознание, бессознательное, пространство Гильберта, нелокальность
бытия, феномен связности (или спутанности), парадокс
Эйнштейна–Подольского–Розена (ЭПР).
Ссылка
для цитирования: Петренко В.Ф., Супрун А.П. Взаимосвязь квантовой
физики и психологии сознания / Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 69 –
86
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОСМОНАВТОВ: АНАЛИЗ И ДОСТИЖЕНИЯ
Костин
А.Н., Голиков Ю.
В статье
изложены основные направления и научные результаты многолетних исследований
профессиональной деятельности космонавтов, проведенных в Институте психологии
РАН в разное время. Описаны предпосылки этих исследований, обусловленные
практикой космических полетов. Дано описание экспериментальных средств и
необычных условий проведенных исследований. Показана большая практическая
значимость полученных результатов для совершенствования профессиональной
подготовки космонавтов на Земле и в длительных космических полетах, а также для
проектирования новых пилотируемых кораблей.
Ключевые
слова: деятельность космонавтов, психическая регуляция, проблемность,
подобие деятельности, образ полета, прогнозирование, тренировочные зоны,
поддержка принятия решений, проектирование взаимодействия космонавтов с
бортовым контуром управления.
Ссылка
для цитирования: Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Исследования
профессиональной деятельности космонавтов: анализ и достижения /
Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 87 – 98
НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ В
КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ ТЕКСТОВ: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Олейник
А.Н., Попова И.П., Кирдина С.Г., Шаталова Т.Ю.
Рассматривается
контент-анализ как один из методов анализа первичных текстовых данных, применяемый
в психологических, социологических и других исследованиях. Обсуждаются такие
показатели его надежности, как π (пи) Скотта, ά (альфа) Криппендорфа, S
Беннета, к (каппа) Коэна, I Перро и Лея, а также допущения, используемые при их
расчетах. Показано, что данный список может быть дополнен, с одной стороны,
коэффициентами корреляции между распределением качественных кодов и совместной
сочетаемости слов, а с другой - между распределением качественных кодов и
распределением категорий, полученных с помощью словаря, основанного на
замещении. Показано, что выбор конкретного показателя надежности зависит от
текста, а именно: его формата (стилистический или риторический) и типа
прочтения (понимание или интерпретация). В частности, к и S представляются уместными
для зависящего от конкретной точки зрения анализа, например, при прочтении
риторических текстов. Представлены результаты контент-анализа 57 текстов,
осуществленного четырьмя кодировщиками с помощью специализированной
компьютерной программы QDA Miner.
Ключевые
слова: контент-анализ, показатели надежности, корреляционный анализ,
интерпретация, понимание, стилистические тексты, риторические тексты,
психология чтения
Ссылка
для цитирования: Олейник А.Н., Попова И.П., Кирдина С.Г., Шаталова Т.Ю.
Надежность и достоверность в контент-анализе текстов: выбор показателей /
Психологический журнал 2014, том 35, №6, с. 99 – 113
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты