№4 2015 (Резюме)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОМЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА
А. А. Бочавер
Описано
междисциплинарное исследование субъективного представления о доме как элементе персонального
опыта. С опорой на средовой подход и положения о субъективности и социальности
конструкта “дом”, современные эмпирические исследования жизненных сред,
методологию теории мотивации А. Маслоу, когнитивную теорию метафоры Дж. Лакоффа
и М. Джонсона, а также на анализ эмпирических данных характеризуются четыре
компонента представлений о доме, существующие в персональном опыте респондентов
и актуализирующие различные категории потребностей. Универсальный образ дома
составляют основополагающие, ядерные идеи дома – пространства для безопасной
жизни и поддержания семьи. Повседневный образ дома описывает возможность
взаимодействия с близкими людьми и создание комфортной повседневной жизни, отражаясь
в субъективном переживании уюта. Динамический образ дома задает возможности самоизменения
через преобразование домашнего пространства – регуляции эмоционального состояния
и когнитивного настроя, обращения к семейной и персональной истории, расширения
репертуара привычных видов деятельности, приобретения навыков и реализации
возможностей. Образ будущего дома – это прагматическое представление о наиболее
комфортной физической среде для реализации собственного образа жизни. Все
компоненты обладают психотерапевтическим потенциалом, который может
актуализироваться на разных этапах онтогенеза и в различных ситуациях. Исследования
психологии дома перспективны с точки зрения практической психологии, психологии
среды и психологии личности.
Ключевые слова: дом, психология дома, психология среды,
субъективные представления о доме.
Ссылка для цитирования: Бочавер А.А. Представления о доме как
элемент персонального опыта / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с.
5-15
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
И САМООЦЕНКА АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
А. А. Баранов, О. А. Жученко
Представлены
результаты исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и неадекватности прогноза
исхода экзаменационной ситуации (N = 667). Знание закономерностей этих
взаимосвязей позволит разработать программу развивающих занятий, которая
существенно увеличит психологическую готовность к деятельности в стрессогенных
условиях, повышая профессионализм будущего специалиста. Для проверки гипотезы о
связи низкой стрессоустойчивости и неадекватности прогноза использованы тесты,
определяющие коммуникативные и эмоционально-волевые свойства как наиболее
значимые для реагирования в стрессогенной ситуации (16-PF Р. Кеттелла, ОСТ В.М.
Русалова, опросник УСК Д. Роттера). Впервые эмпирически обнаружено, что низкая стрессоустойчивость,
проявляющаяся в высокой чувствительности к неудачам в предметной и социальной
сфере, склонности к напряженности, тревожности, беспокойству, взаимосвязана с неадекватностью
прогноза исхода экзаменационной ситуации.
Ключевые слова: студенты,
экзаменационный стресс, стрессоустойчивость, прогноз исхода ситуации,
самооценка академических достижений.
Ссылка для цитирования: Баранов
А.А., Жученко О.А. Стрессоустойчивость и самооценка академических достижений /
Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 16-22
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С
ФАКТОРАМИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И КАЧЕСТВОМ ЗДОРОВЬЯ
Е. А. Сергиенко, Ю. Д. Киреева
Исследование
направлено на анализ индивидуальных вариантов субъективного возраста и их взаимосвязей
с оценками здоровья и отношением к временнóй перспективе у людей разного
возраста. В опросе принял участие 301 респондент в возрасте от 20 до 70 лет,
104 мужчины и 197 женщин. В качестве методик использованы модифицированный
вариант опросника “Age-of–Me”, адаптированный на русскоязычной выборке опросник
Ф. Зимбардо, короткая форма русскоязычной версии опросника “Health status
survey”, разработанная авторами анкета о состоянии, социально-экономическом
статусе и вредных привычках респондентов. В результате сопоставления данных
анализа с общими тенденциями, полученными в целом на группах 20–30, 40–50 и
60–70-летних респондентов, показано, что существуют значимые различия для
подгрупп занижающих, завышающих и адекватно оценивающих свой возраст, в
отношении к временнó́й перспективе, физическому и психическому здоровью,
социально-экономическим факторам и вредным привычкам. Проведенный анализ
позволил детализировать феномен субъективного возраста, показать, что наряду с
общими возрастными тенденциями существуют индивидуальные варианты возрастного
самовосприятия, которые выступают внутренним психологическим регулятором
жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: субъективный возраст, адекватная оценка
возраста, заниженная оценка возраста, завышенная оценка возраста, временная
перспектива, физическое и психическое здоровье, люди разных возрастов.
Ссылка для цитирования: Сергиенко Е.А., Киреева Ю.Д. Индивидуальные
варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной
перспективы и качеством здоровья / Психологический журнал, 2015, том 36, №4,
с. 23 – 35
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СРАВНЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Н.Г. Гаранян
В
аналитическим обзоре обосновывается актуальность исследований процессов
социальных сравнений в рамках клинической психологии. Представлены данные о
распространенности зависти в социальных сетях, что позволяет выдвинуть тезис о
культуральной фасилитации социальных сравнений. Представлены результаты
зарубежных исследований, посвященных процессам социальных сравнений при
депрессивных расстройствах и искаженном образе телесного Я, лежащем в основе
нарушений пищевого поведения. Обоснованы гипотезы о личностном профиле
индивидов, склонных к частым и “болезненным” сравнениям. Отстаиваются
преимущества исследования перфекционизма и нарциссизма в качестве личностных
детерминант частых социальных сравнений. Обозначены перспективы будущих
разработок в данном направлении.
Ключевые слова:социальные сравнения, депрессивные расстройства, нарушения пищевого поведения,
перфекционизм, нарциссизм.
Ссылка для цитирования: Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в
клинической психологии / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 36 – 49
ВОЗВРАЩАЯСЬ К
РУБИНШТЕЙНУ: ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАКТОВКЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПСИХОЛОГИИ
А.Н. Ждан, И. В. Щекотихина
Представлено
целостное изложение методологических принципов психологии: единства сознания и
деятельности, детерминизма, развития, личностного, разработанных выдающимся
отечественным философом и психологом С.Л. Рубинштейном. Прослеживается эволюция
в трактовке их содержания в научных трудах С.Л. Рубинштейна. Описано направление
развития методологической мысли С.Л. Рубинштейна: от вопросов о природе
психического и его места во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира – к
личности и человеку, мировоззренческим вопросам жизни человека в совокупности
его деятельностных, познавательных, эстетических и этических отношений.
Утверждается, что разработанные С.Л. Рубиншейном принципы и концепция в целом сохраняют
свою актуальность и высокое методологическое значение для современной психологической
науки.
Ключевые слова: методологические принципы психологии, диалектико-материалистическая
концепция, принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма,
принцип развития, личностный принцип, отражение.
Ссылка для цитирования:Ждан А.Н., Щекотихина И.В. Возвращаясь к Рубинштейну: эволюция в трактовке
методологических принципов психологии / Психологический журнал, 2015, том 36,
№4, с. 50-60
НЕЙРОНАУКА,
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
С. Н. Костромина, Н. В. Бордовская, Н. Н.
Искра, О. А. Чувгунова, Д. С. Гнедых, Д. М. Курмакаева
Раскрываются
основные проблемы взаимодействия между нейронаукой, психологией и образованием,
а именно: прямой перенос данных нейрофизиологических исследований в
образовательную практику, искажение и упрощение нейрофизиологических открытий в
педагогической литературе и существование в ней “нейромифов”. Описаны причины
разрыва между достижениями нейронауки и образовательной практикой. Предложены
пути выхода из сложившейся ситуации: выделение психологии как области, имеющей
общее поле исследований как с нейронаукой, так и с образованием, проведение
междисциплинарных исследований, ориентированных на решение проблем обучения,
воспитания и развития, введение курсов по когнитивной нейронауке в программы
подготовки психологов и педагогов.
Ключевые слова: нейронаука, нейродидактика, нейрообразование,
психология образования, нейромифы.
Ссылка для цитирования: Костромина
С.Н., Бордовская Н.В., Искра Н.Н., Чувгунова О.А., Гнедых Д.С., Курмакаева Д.М.
Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных
исследований / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 61-70
МЕТОД ОЦЕНКИ ДРУЖЕСТВЕННОСТИ ЖИЛИЩА: ОПРОСНИК “ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ”
С. К. Нартова-Бочавер, Н. С.
Дмитриева, С. И. Резниченко, В. Б. Кузнецова, Е. И. Брагинец
Аргументируется
высокая актуальность изучения и оценки жизненных сред обитания человека, в
частности, домашней среды. Отмечается, что домашняя среда представляет собой
важный экосоциальный ресурс поддержания психологического благополучия человека.
Вводится понятие дружественности домашней среды. На основе теоретического
обзора, а также c использованием интервью в технике лестницы, метода
минимального контекста Дж. Келли и метода неоконченных предложений выделено 55
конструктов, положенных в основу создаваемого авторами опросника “Функциональность
домашней среды”. Общая выборка составила 592 респондента (221 мужского пола,
371 женского, средний возраст 16.3, Me = 18.4, SD = 5.2). Четырехфакторная
структура опросника лучше всего соответствует эмпирическим данным и включает в
себя такие шкалы, как Прагматичность, Развитие, Стабильность, Защищенность. Описываются
первичные психометрические характеристики теста. Очерчиваются перспективы его
использования.
Ключевые слова: домашняя
среда, дружественность, функциональность, экологическая валидность,
благополучие, интервью в технике лестницы, метод минимального контекста,
опросник, прагматичность, развитие, стабильность, защищенность
Ссылка для цитирования: Нартова-Бочавер С.К., Дмитриева Н.С., Резниченко
С.И., Кузнецова В.Б., Брагинец Е.И. / Психологический журнал, 2015, том 36,
№4, с. 71-83
ОПРОСНИК ПРИВЯЗАННОСТИ К БЛИЗКИМ ЛЮДЯМ
Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский
Предлагается
опросник привязанности к близким людям. Работа над методикой начиналась с адаптации
опросника К. Бреннан, С. Кларк и Ф. Шейвера “Опыт близких отношений” (ECR) на выборке
российских студентов (n = 240), однако в результате увидел свет новый
психометрический инструмент. Представлены теоретические основания опросника.
Проведена оценка психометрических свойств теста с помощью коэффициента
α-Кронбаха, ретестовой надежности (n = 122), корреляционного анализа,
эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. В результате получены
надежные, внутренне консистентные и воспроизводимые шкалы. Факторная структура нового
опросника воспроизводит факторную структуру опросника ECR. Доказана
конвергентная и дискриминантная валидность теста. Проведена оценка влияния на
результаты опросника фактора социальной желательности. Приведена описательная
статистика по тесту.
Ключевые слова:привязанность к близким людям, избегание, беспокойство, опросник ECR, валидность,
надежность, социальная желательность, тестовые нормы.
Ссылка для цитирования: Сабельникова
Н.В., Каширский Д.В. Опросник привязанности к близким людям / Психологический
журнал, 2015, том 36, №4, с. 84-97
РОССИЙСКОЕ
ОБЩЕСТВО, ПОЛИМЕНТАЛЬНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
В. Е. Семёнов
Обсуждаются
дискуссионные теоретические и методологические вопросы оптимизации психологического
состояния современного российского общества. Анализируется феномен полиментальности
как важный фактор социального согласия и конфликтов в обществе. Приводятся
данные эмпирических исследований.
Ключевые слова:оптимизация психологического состояния общества, полиментальность, базовые российские
менталитеты, конфликты между менталитетами, социальное согласие
Ссылка для цитирования: Семёнов В.Е. Российское общество,
полиментальность и социальное согласие / Психологический журнал, 2015, том 36,
№4, с. 98 - 102
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕСУРС В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Т.А. Жалагина, Е. Д. Короткина
Основываясь на
материалах статьи А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, А.В. Юревича “Перспективы психологии
в решении задач российского общества” (части 1–3), авторы обсуждают возможности
и основные направления участия психологической науки и практики в решении
стратегических задач развития общества, а также проблемы взаимосвязи социально-экономических
и психологических феноменов, соотношения социальных институтов и менталитета.
Описываются черты российского менталитета и возможности использования
психосоциального подхода в контексте гармонизации социальных институтов и
менталитета. Анализируется трансформация организационно-управленческой культуры
в условиях внедрения рыночных отношений в экономике России. Обосновывается
необходимость обсуждения стратегий общественного развития, построенных с учетом
модели психосоциального человека. Рассматриваются проблемы образования и
психологической работы с одаренными детьми. Предлагается формировать модель
отношений в образовательном учреждении с опорой на психологическую
компетентность преподавателя.
Ключевые слова:
психологическая наука, психологическая практика, менталитет, психологическое состояние
общества, психосоциальный подход, социальный институт, взаимодействие,
психологическая культура, одаренность, психологическая компетентность.
Ссылка для цитирования: Жалагина
Т.А., Короткина Е.Д. Психологический
ресурс в решении социально-психологических проблем российского общества /
Психологический журнал, 2015, том 36, № 4, с. 103 - 108
СТИЛЬ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА В.Н. ДРУЖИНИНА (К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
А. Л. Журавлев, М. А. Холодная
Кратко
изложена научная биография В.Н. Дружинина и его вклад в психологию способностей
и интеллекта, общую и когнитивную психологию, психодиагностику и психологию
семьи. Выделены ключевые идеи его научных исследований, получившие развитие в
современной психологической науке: модель интеллектуального диапазона, феномен
и понятие когнитивного ресурса, ситуационный подход в психодиагностике
интеллекта и креативности, представление о природе творческих способностей,
описание вариантов индивидуальной жизнедеятельности человека в терминах его
экзистенциальных переживаний. Рассматриваются особенности стиля научного творчества
В.Н. Дружинина, в том числе взаимосвязь личности ученого и содержания научной работы,
тесное взаимодействие научного и поэтического творчества, единство интеллектуальных
и эмоциональных компонентов в его научной деятельности.
Ключевые слова: общие
способности, когнитивные способности, интеллект, креативность, психодиагностика,
тест, психологическое тестирование, когнитивный ресурс, экзистенциональная психология,
стиль научного творчества.
Ссылка для цитирования:Журавлев А.Л., Холодная М.А. Стиль научного творчества В.Н. Дружинина (к 60-летию
со дня рождения) / Психологический журнал, 2015, том 36, №4, с. 109-113
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты