№5 2015 (Резюме)
ИНТЕЛЛЕКТ, КРЕАТИВНОСТЬ, ОБУЧАЕМОСТЬ: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД (О РАЗВИТИИ ИДЕЙ
В.Н. ДРУЖИНИНА)
М. А. Холодная
Проанализированы
новые подходы к анализу природы общих познавательных способностей, предложенные
В.Н. Дружининым: концепция когнитивного ресурса, модель интеллектуального диапазона
и ситуационный подход к диагностике когнитивных способностей. Эти подходы рассматриваются
в контексте трех проблем: соотношение интеллекта и творчества, связь интеллекта
с успешностью деятельности (в том числе обучаемостью), ситуационные факторы и
природа когнитивных способностей. Обосновывается неправомерность
противопоставления интеллектуальных (конвергентных) и творческих (дивергентных)
способностей, в качестве механизма их взаимосвязи выступает индивидуальный
когнитивный ресурс; успешность (учебная, профессиональная) выступает как
“диапазон достижений”, нижний и верхний порог которого определяются не только величиной
IQ, но также мотивацией и личностными качествами; можно говорить о новом типе психодиагностики
способностей, в которой индивидуальный опыт человека является важным элементом
психодиагностической ситуации. Обсуждается перспектива перехода от противопоставления
отдельных познавательных способностей к их анализу в качестве проявлений
единого интеллекта, трактуемого как важнейший индивидуальный ментальный ресурс.
Ключевые слова:когнитивные способности, интеллект, креативность, обучаемость, творчество, психодиагностическая
ситуация, когнитивный ресурс, интеллектуальный диапазон, ситуационный подход,
В.Н. Дружинин, ментальные ресурсы, ресурсный подход.
Ссылка для цитирования:Холодная М.А. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о
развитии идей В.Н. Дружинина) / Психологический журнал, 2015, том 36, № 5, с. 5-14
В.Н. ДРУЖИНИН КАК ЛИЧНОСТЬ, УЧЕНЫЙ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ
В.А. Кольцова, Н.Г. Немировская
Описаны разные
стороны личности Владимира Николаевича Дружинина, проявлявшиеся в энциклопедических
познаниях, преданности науки, блестящей памяти, поэтическом таланте, любви к своей
семье, остром переживании событий, происходивших в нашей стране, чутком
отношении к людям, обеспокоенности состоянием интеллектуального потенциала
российского общества. Проанализированы основные направления научного творчества
В.Н. Дружинина: общая и когнитивная психология, психология интеллекта и
психология семьи, психология личности и методология, дифференциальная
психометрика и психология творчества, экзистенциальная психология и
психодиагностика общих способностей. Показана связь личностных особенностей ученого
с проблематикой его научных исследований. Выделены новые научные идеи В.Н.
Дружинина: модель интеллектуального диапазона и концепция когнитивного ресурса.
Раскрыт научно-организационный вклад В.Н. Дружинина в развитие психологической
науки в целом и в Институте психологии РАН.
Ключевые слова:психология, личность, общие способности, модель интеллектуального диапазона,
концепция когнитивного ресурса, интеллект, креативность.
Ссылка для цитирования:Кольцова В.А., Немировская Н.Г. В.Н. Дружинин как личность, ученый, организатор
науки / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 15-20
РЕСУРСНАЯ ФУНКЦИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ: АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
П.А. Сабадош
Расхождения в
трактовке предмета психологической эстетики, препятствующие интеграции данной
научной области, проанализированы с точки зрения функции эстетических
переживаний. Выделены пять основных подходов к пониманию этой функции: (1) в
эволюционном подходе эстетические переживания считаются ресурсом видовой
адаптации; (2) в психофизическом – ресурсом психического отражения сенсорных
стимулов; (3) в интуитивистском – частью особых познавательных ресурсов
психики, альтернативных понятийно-логическому мышлению; (4) в психодинамическом
– ресурсом интеграции конфликтующих психических импульсов; (5) в экзистенциальном
– ресурсом полноты человеческого бытия, а также жизненной связи субъекта с миром.
Перечисленные подходы предлагается интегрировать в модель иерархической системы
эстетических ресурсов психики.
Ключевые слова:психологическая эстетика, эстетическое переживание, система ресурсов психики.
Ссылка для цитирования: Сабадош П.А. Ресурсная функция
эстетических переживаний: анализ и систематизация подходов / Психологический
журнал, 2015, том 36, №5, с. 21 – 31
ЛИЧНОСТНО-КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ИХ СВЯЗЬ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И ХАРАКТЕРОМ
ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
В. М. Русалов, Е. В. Волкова
Анализируются
результаты сопоставления показателей когнитивных стилей с показателями темперамента
и характера. Показано, что в раннем юношеском возрасте стилевая структура может
быть представлена тремя когнитивно-стилевыми комплексами: социально-вербальным,
эмоционально-моторным и интеллектуальным. Получены данные, подтверждающие, что
данные когнитивно-стилевые комплексы сопряжены с разными видами
модально-специфической активности (психомоторной, интеллектуальной,
коммуникативной). Обнаружено, что когнитивные стили, имея ряд общих связей с
показателями модально-специфической активности (темперамента), дифференцированы
на уровне черт характера.
Ключевые слова: когнитивные стили, темперамент, характер,
когнитивно-стилевые комплексы, ранняя юность, ментальные ресурсы.
Ссылка для цитирования: Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные
стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности
/ Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 32-42
ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОЛОВЫЕ
РАЗЛИЧИЯ
Т.Н. Тихомирова, А.Д. Модяев, Н.М.
Леонова, C. Б. Малых
Представлены
результаты анализа роли когнитивных и некогнитивных факторов успешности в обучении
математике и русскому языку на выборках мальчиков и девочек, обучающихся на начальной
ступени образования. В фокусе внимания оказываются когнитивные показатели: пространственная
память, скорость переработки информации, чувство числа – и мотивационный показатель:
ценность учебной деятельности. Обнаружены половые различия в показателях пространственной
памяти, скорости переработки информации, ценности учебной деятельности и успешности
в обучении русскому языку. Для показателя успешности в математике у мальчиков и
девочек обнаруживается сходная структура взаимосвязей анализируемых
характеристик, тогда как для успешности в русском языке структура взаимосвязей
различается (у мальчиков отсутствуют взаимосвязи с пространственной памятью).
Выявлены различные паттерны факторов успешности в обучении математике и
русскому языку у девочек и мальчиков младшего школьного возраста. Подчеркивается
значение ценности учебной деятельности как фактора успешности в обучении у младших
школьников обоих полов.
Ключевые слова: скорость
переработки информации, визуально-пространственная память, чувство числа,
ценность учебной деятельности, успешность в обучении, начальная ступень общего образования,
половые различия.
Ссылка для цитирования: Тихомирова
Т.Н., Модяев А.Д., Леонова Н.М., Малых С.Б. Факторы успешности в обучении на
начальной ступени общего образования: половые различия / Психологический
журнал, 2015, том 36, №5, с. 43-54
ДИССИНХРОНИЯ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ У ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ:
СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Е.А. Валуева, А.А. Григорьев, Д.В.
Ушаков
Понятие
“диссинхрония” когнитивного развития означает своеобразие структуры
интеллектуальных способностей одаренных детей. В статье обсуждается объяснение
феномена диссинхронии, предложенное в рамках структурно-динамической теории интеллекта.
Вводятся понятия хроногенных (зависящих от возраста) и персоногенных (зависящих
от индивидуальных особенностей) когнитивных функций. Описано исследование,
проведенное на материале теста WISC Д. Векслера. В нем показано, что, в
соответствии с предсказаниями структурно-динамической теории, коэффициент
хроногенности (скорость роста показателей субтеста с возрастом) положительно
коррелирует с востребованностью способностей в среде, нагрузкой по генеральному
фактору и наследуемостью субтестов теста Векслера. Делается вывод о том, что
различия в структуре интеллектуальных функций (в т.ч. диссинхрония) возникают в
результате взаимодействия трех начал: интеллектуального потенциала ребенка,
среды и времени онтогенеза. Малая востребованность способности средой, ведущая
к увеличению персоногенности способности, в сочетании с большими вложениями когнитивного
потенциала со стороны индивида приводят к ситуации диссинхронии когнитивного развития.
Ключевые слова:интеллект, одаренность, диссинхрония, тест Векслера.
Ссылка для цитирования: Валуева
Е.А., Григорьев А.А., Ушаков Д.В. Диссинхрония когнитивного развития у
интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход /
Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 55-63
СИСТЕМНАЯ
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ МОЗГОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Р300 И Р600 В ЗАДАЧАХ
СЕНСОМОТОРНОГО ВЫБОРА И КАТЕГОРИЗАЦИИ СЛОВ
Б. Н. Безденежных
В статье
решается актуальная для психофизиологии проблема выявления эквивалентных по содержанию
электрических потенциалов мозга путём их сопоставления с системными процессами (по
П.К. Анохину), которые инвариантны для разных действий. Выявлялись компоненты
связанных с событием потенциалов, соответствующие процессам афферентного
синтеза. Предполагалось, что процессу афферентного синтеза соответствует тот
компонент вызванных потенциалов, который имеет устойчивую связь с количеством
одновременно активных систем. Описываются два эмпирических исследования с
регистрацией ЭЭГ. В первом исследовании (50 участников 18–37 лет, 22 женщины и
28 мужчин) ставилась задача сенсомоторного выбора: предъявлялись два
равновероятных альтернативных зрительных сигнала, появление которых участники
исследования прогнозировали с разной вероятностью. Во втором исследовании
независимая выборка участников (50 человек 18–25 лет, 24 женщин и 26 мужчин)
выполняла категоризацию словмишеней, обозначающих конкретный предмет или живой
объект, с применением семантической преднастройки. В качестве преднастройки
выступали 2 слова-прайма (“организмы” и “предметы”), предъявляемые в случайном
порядке. В задаче сенсомоторного выбора было выявлено, что амплитуда переднего
фронта Р300, связанного с ответом на субъективно менее вероятный сигнал, достоверно
меньше, чем амплитуда переднего фронта Р300, связанного с ответом на более вероятный
сигнал. В задаче категоризации было выявлено, что амплитуда переднего фронта
Р600, связанного с категоризацией слов-мишеней, не соответствующих
слову-прайму, меньше, чем амплитуда переднего фронта Р600, связанного с
категоризацией слов-мишеней, соответствующих слову-прайму. Приведены аргументы
в пользу представления о том, что снижение амплитуды переднего фронта
компонентов Р300 и Р600 характеризует увеличение количества одновременно активированных
систем в индивидуальном опыте участников исследования. На основании полученных
результатов был сделан вывод о системной эквивалентности потенциалов Р300 и
Р600.
Ключевые слова: системные
процессы, афферентный синтез, дифференцированные действия, сенсомоторный выбор,
категоризация слов, связанные с событием потенциалы, Р300, Р600.
Ссылка для цитирования:Безденежных Б.Н. Системная эквивалентность мозговых потенциалов Р300 и Р600 в
задачах сенсомоторного выбора и категоризации слов / Психологический журнал,
2015, том 36, №5, с. 64-74
ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТЬ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВНОМ СУБЪЕКТЕ
И.Р. Сушков, Н.С.
Козлова
Представлен
анализ влияния интернет-среды на личность: раскрываются как негативные, так и позитивные
влияния Интернета на человека. Целью проведенного теоретического исследования стало
выявление возможности существования в сознании личности виртуального
коллективного субъекта. Рассматриваются такие процессы, как социальная
идентичность, стремление к публичности и самопрезентация, реализуемые человеком
в виртуальном мире. Сделано заключение о том, что указанные аспекты
интернет-активности, взаимопроникая и взаимообусловливая друг друга, имеют свою
специфику, определяя интернет-среду как особую сферу жизнедеятельности человека,
а также выступают психологическими механизмами реализации личностью индивидуальной
потребности в коллективном субъекте. В случае, когда реальная ситуация
порождает страх утраты коллективного субъекта как страх потери собственной
индивидуальности и собственной субъектности, вызывая чувство отчуждения и
утраты смысла жизнедеятельности, личность может создавать собственный
виртуальный коллективный субъект. Выдвигается ранее не привлекавшая внимания
социальной психологии идея проявления в интернет-активности такой потребности личности,
как потребность в становлении себя виртуальным коллективным субъектом.
Ключевые слова:интернет-среда, социальная идентичность, стремление к публичности, самопрезентация,
социальное влияние, социально-психологические отношения, реальный коллективный субъект,
виртуальный коллективный субъект.
Ссылка для цитирования: Сушков
И.Р., Козлова Н.С. Интернет-активность как проявление потребности личности в
коллективном субъекте / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 75-83
ЛИБЕРАЛЫ И ПСЕВДОЛИБЕРАЛЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
А.В. Юревич
Констатируется
непопулярность либерализма в современной России. Причиной этого, по мнению автора,
является не истинный либерализм, а его псевдолиберальная “мутация”.
Рассматриваются основные различия между либералами и псевдолибералами, которые
состоят в понимании свободы, отношении к патриотизму и нравственности, базовых
идеологемах, стиле мышления, образе жизни, соотношении принципов и интересов и
др. Формулируются основные задачи восстановления положительного отношения к
либерализму в нашей стране, а также прогноз о том, что одной из важных арен
идеологической борьбы в ближайшие годы может стать противостояние истинного либерализма
и псевдолиберализма.
Ключевые слова:либерализм, либералы, псевдолибералы, психологический портрет, макропсихология,
отношение к свободе, отношение к нравственности, патриотизм, доверие, отношение
к государству, коррупция.
Ссылка для цитирования: Юревич
А.В. Либералы и псевдолибералы: психологические портреты / Психологический
журнал, 2015, том 36, №5, с. 84-94
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Артемьева
Обозначена
проблема социальной ответственности науки. Предлагается субъектный подход к ее решению,
теоретические и методологические основы его реализации. На основе анализа работ
по философии и психологии науки, общей и социальной психологии выделяются
критерии субъектности. На материале истории отечественной психологии первой
половины ХХ столетия дается характеристика стадий предсубъектности,
становящегося и развитого коллективного субъекта научной деятельности.
Обосновывается возможность решения проблемы социальной ответственности науки
при достижении научным сообществом стадии развитого субъекта.
Ключевые слова: научное
сообщество, коллективный субъект научной деятельности, социальная ответственность
науки, история психологии.
Ссылка для цитирования:Артемьева О.А. Научное сообщество как субъект научной деятельности /
Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с. 95-103
ФАКТОРЫ ПОЗИТИВНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ: АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
В.И. Моросанова, А. А. Нестерова,
Т. Ф. Суслова
Рассматриваются
условия психологической адаптации и особенности интеграции мигрантов в новую
социокультурную среду. В результате анализа теоретических подходов к адаптации
мигрантов и экспериментальных зарубежных и отечественных исследований раскрыто
понятие “позитивная адаптация” применительно к миграционным процессам. Выделены
внешние (социальные) и внутренние (психологические) факторы, влияющие на
позитивную адаптацию к новым условиям проживания. Обоснована эффективность
различных теоретических подходов к исследованию позитивной адаптации,
определена ведущая роль в успешности адаптации таких психологических ресурсов
как жизнеспособность, осознанная саморегуляция, ментальные конструкции.
Обозначены перспективы использования психологических технологий в рамках
конструктивистcкого подхода для помощи мигрантам в достижении позитивной
адаптации в условиях переселения.
Ключевые слова:позитивная адаптация, мигранты, стратегии и факторы адаптации, жизнеспособность,
саморегуляция, конструктивизм.
Ссылка для цитирования: Моросанова
В.И., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. Факторы позитивной адаптации мигрантов:
анализ теоретических подходов / Психологический журнал, 2015, том 36, №5, с.
104 - 116
ВКЛАД Б.Д. ПАРЫГИНА В ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (К
85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
А. Л. Журавлев, И. А. Мироненко
Анализируется
вклад Б.Д. Парыгина в становление методологии российской социальной психологии
в 1960–70-х гг. и особенности его методологических взглядов, их
духовно-философская ориентированность. На примере разработки
социально-психологических концепций личности и общения, которым Парыгин отводил
центральное место в предметной области социальной психологии, рассмотрены
особенности структурно-динамического подхода как общего используемого им метода
анализа и отношение ученого к деятельностному подходу в психологии.
Раскрываются разработанное Парыгиным целостное представление о социальной
психологии как системе знания и развитие оригинальной системы его взглядов,
позволяющих с единых позиций изучать общие и частные вопросы методологии,
теории и практики.
Ключевые слова:методология социальной психологии, возрождение отечественной социальной психологии,
структурно-динамический подход, духовно-философская традиция российской гуманитарной
науки, личность, общение.
Ссылка для цитирования:Журавлев А.Л., Мироненко И.А. вклад Б.Д. Парыгина в возрождение отечественной
социальной психологии (к 85-летию со дня рождения) / Психологический журнал,
2015, том 36, №5, с. 117-124
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты