№1 2016 (Резюме)
ВОЗМОЖНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ. ЧАСТЬ I.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ЗНАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ
Н.Е. Максимова, И.О. Александров
В первой части статьи
раскрывается эвристический и прескриптивный потенциал экспериментальной
методологии как способа создания нового психологического знания в исследовании
в соответствии с содержанием эволюционной эпистемологии Я.А. Пономарева.
Согласно положениям экспериментальной методологии введены формальные
определения метода, исследования, предмета и объекта исследования, правил
построения альтернативных гипотез, процедур селекции альтернатив и оценки их
правдоподобия. Намечены подходы к эмпирическим доказательствам онтологического
статуса предмета исследования. Обоснована реализация экспериментальной
методологии как гипотетико-реконструктивного метода, обеспечивающего не только
построение теоретических конструкций предмета исследования, но и их доступность
для эмпирической проверки. Таким образом, экспериментальная методология снимает
противопоставление теоретического и эмпирического знания и представляет собой
принципиально новое решение этой фундаментальной проблемы методологии науки. В
соответствии с таким решением методология психологии создается в процессе
исследований самими исследователями как членами парадигмальных сообществ.
Специальное внимание уделено номотетической направленности экспериментальной
методологии, ее формальному обоснованию и реализации в исследовании
Ключевые слова: эволюционная
эпистемология, экспериментальная методология, абстрактно-аналитическая
психология, дифференциация предметной области психологии, исследование, предмет
и объект исследования, онтология, гипотетико-реконструктивный метод.
Ссылка для цитирования: Максимова
Н.Е., Александров И.О. Возможная траектория эволюционного развития психологии.
Часть I. Экспериментальная методология как способ создания нового
психологического знания в исследовании / Психологический журнал, 2016, том 37,
№1, с. 5 - 15
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА Я.А. ПОНОМАРЕВА
Т.В. Галкина, А.Л. Журавлев
Прослежены основные вехи научного
творчества Якова Александровича Пономарева - ведущего исследователя психологии
творчества, талантливого и изобретательного экспериментатора, крупнейшего теоретика,
методолога и философа, предложившего оригинальные воззрения на природу
психического, содержание категорий деятельности, взаимодействия, развития и др.
Учение Пономарева о психологическом механизме творчества (и поведения) и его
центральном звене (способности действовать “в уме”), обоснование закона ЭУС
(“этапы-уровни-ступени”), разработка концепции структурно-уровневой организации
психики имеют общепсихологический характер и значение. Осмысление истории
психологии творчества позволило ученому выдвинуть теорию этапов развития
психологического знания, гипотетически предположив существование и
необходимость третьего - действенно-преобразующего - типа знания. Увлеченность,
открытость всему новому, творческая разнонаправленность в сочетании с академической
строгостью мышления и логической последовательностью при построении метатеории
психического - отличительные черты Я.А. Пономарева как ученого и мыслителя.
Ключевые слова: научное творчество, психологический механизм
творчества, взаимодействие, развитие, структурно-уровневая концепция психики,
интуиция, логика, внутренний план действия, способность действовать "в уме",
типы психологического знания.
Ссылка для цитирования: Галкина Т.В., Журавлев А.Л. Развитие
научного творчества Я.А. Пономарева / Психологический журнал, 2016, том 37,
№1, с. 16-25
КРЕАТИВНОЕ МЕНТАЛЬНОЕ ПОЛЕ, ДИВЕРГЕНЦИЯ И ВАРИАТИВНОСТЬ
Л. Я. Дорфман
С позиций общетеоретической
категории поля, предложенной Я.А. Пономаревым, вводится и осмысливается
эмпирическое понятие креативного ментального поля. Указывается, что гипотеза
Пономарева о том, что сигнальное (психическое) взаимодействие субъекта с
объектом можно понять, если психическое сопоставить с полем, позволяет
рассматривать понятие поля в нескольких контекстах. Во-первых, с его помощью
можно познать механизм организации взаимодействия элементов в системе
психического. Во-вторых, поскольку предмет психологии творчества складывается,
сообразно общим законам развития познания, поэтапно и поэлементно, предлагается
изучать раздельно полевую основу интуиции и логики, цели и побочного продукта,
внутреннего и внешнего плана деятельности. В-третьих, подчеркивается, что
введенные Я.А. Пономаревым теоретические понятия с высокими уровнями абстракции
и обобщения, относящиеся к теории творчества, следует конвертировать в
эмпирические понятия. В-четвертых, понятие креативного ментального поля операционализируется
через конструкты дивергенции и вариативности, которые в теории творчества
Пономарева соотносятся с интуитивным полюсом мышления. Обозначены ключевые
признаки креативного ментального поля с перспективой его эмпирического
исследования: общность и непрерывность, множество и дискретность, многомерная
структурность, вариативность, гетерогенная размерность, связь вариативности и
дивергенции.
Ключевые слова: поле,
креативное мышление, креативное ментальное поле, дивергенция, вариативность.
Ссылка для цитирования: Дорфман
Л.Я. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 26-34
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА Я. А. ПОНОМАРЕВА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В
ИЗУЧЕНИИ САМОРАЗВИТИЯ
Л.М. Попов, Е.Н. Ибрагимова, П.Н.
Устин
Выделены основные положения
общенаучного вклада Я.А. Пономарева: принцип трансформации, психологический
механизм творчества и его применение для объяснения развития в онтогенезе,
филогенезе, методологическое осмысление категорий пространства и времени, трех
типов знания. Структурно проработана внешнеплановая часть психологического
механизма творчества. Показан пусковой механизм преобразующей деятельности
субъекта с учетом его центрального и периферического звеньев, механизма
интроцепции зон интеллектуально-деятельностного развития. Показан метод
саморазвития субъекта в рамках абстрактно-аналитической и целостной стратегии.
Ключевые слова: креативность, внешнеплановые и внутриплановые
действия, стратегия, саморазвитие, субъект, целостный подход и
абстрактно-аналитический подход, Я.А. Пономарев.
Ссылка для цитирования: Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н., Устин П.Н.
концепция психологии творчества Я.А. Пономарева и ее применение в изучении
саморазвития / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 35 - 47
УПРАВЛЯЮЩИЙ КОНТРОЛЬ И ИНТУИЦИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТВОРЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин, А.А.
Лебедь, А.Д. Савинова, А.В. Чистопольская
В соответствии с гипотезой Я.А.
Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от
хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне
алгоритмов до неосознаваемых, интуитивных процессов с последующим возвращением
к уровню логических операций после нахождения принципа решения. Один из
ключевых вопросов, который может быть поставлен в рамках развития данной
гипотезы, - о роли управляющего контроля на всех стадиях решения, в том числе и
на интуитивном уровне. В данной работе приведен анализ серии экспериментальных
исследований, посвященных процессам управляющего контроля при решении
творческих задач и осуществленных с помощью методики когнитивного мониторинга.
Обсуждается возможность использования показателя динамики ошибок в выполнении
задания- зонда для оценки роли управляющего контроля в решении малых творческих
(инсайтных) задач. Показана различная роль управляющего контроля в решении
творческих и алгоритмизированных задач, что является аргументом в пользу идеи о
специфичности процессов творческого решения. Продемонстрирован факт
включенности управляющего контроля в решение творческих задач на всех этапах
решения.
Ключевые слова: мышление,
решение задач, интуиция, управляющий контроль, творчество, инсайт, задание-зонд.
Ссылка для цитирования: Владимиров
И.Ю., Коровкин С.Ю., Лебедь А.А., Савинова А.Д., Чистопольская А.В. Управляющий
контроль и интуиция на различных этапах творческого решения / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 48 – 60
ПРОТИВОРЕЧИЕ В СТРУКТУРЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЗАДАЧИ КАК УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ИНСАЙТА
В.Ф. Спиридонов, Н.И. Логинов, А.О.
Мухутдинова, С.С. Лифанова
Изучался процесс решения
инсайтных задач. Представлен обзор ключевых теоретико-экспериментальных
исследований в этой области. Описаны результаты двух экспериментов, проведенных
с целью выявить противоречия в структуре репрезентации инсайтной задачи “9
точек”, т.е. ограничений, которые накладываются одними частями (вариантами)
репрезентации задачи на другие ее части, что усложняет и замедляет обнаружение
правильного ответа. Зафиксированы несколько вариантов подобных противоречий.
Сделан вывод о том, что противоречие в структуре репрезентации является
необходимым условием возникновения инсайта. Полученные результаты не
вписываются в доминирующую на сегодняшний день в психологии решения задач
теорию задачного пространства.
Ключевые слова: решение задач, инсайт, репрезентация задачи,
противоречие, теория задачного пространства, моторная подсказка, перенос
Ссылка для цитирования: Спиридонов
В.Ф., Логинов Н.И., Мухутдинова А.О., Лифанова С.С. Противоречие в структуре
репрезентации задачи как условие возникновения инсайта / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 61-68
СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ С КРЕАТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ
МАТЕМАТИКОВ И ГУМАНИТАРИЕВ
О.М. Разумникова
Идеи, высказанные Я.А.
Пономаревым, о разных способах взаимодействия компонентов структуры
мыслительной деятельности, были использованы при определении вклада интеллекта
и личностных черт в показатели оригинальности, полученные при тестировании
креативности студентов- математиков и студентов-гуманитариев, обучающихся в
техническом университете. Установлено, что вербальная оригинальность в меньшей
степени, чем образная, находится под контролем личностных характеристик,
особенно в группе студентов-математиков. При этом у студентов гуманитарных
специальностей вербальная оригинальность мышления связана с уровнем развития
образного интеллекта и такими личностными чертами как “поиск новизны” и “зависимость
от награды”. Отмечается, что разные регрессионные модели описания
оригинальности мышления у студентов технических и гуманитарных специальностей
могут отражать широкий диапазон вариативности стратегий творческой
деятельности, в формирование которых вносят вклад разные сочетания
интеллектуальных и личностных характеристик.
Ключевые слова: креативность,
интеллект, личностные черты, вербальная оригинальность, образная
оригинальность, поиск новизны, зависимость от награды, студенты.
Ссылка для цитирования: Разумникова
О.М. СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ С КРЕАТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ И
ГУМАНИТАРИЕВ / Психологический журнал, 2016, том 37, №1, с. 69 – 78
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОГО
ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТНИКАМ ДЕЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В.П. Позняков, Е.А. Никуло
Излагаются результаты
исследования взаимосвязи ценностных ориентаций с ответственным отношением
предпринимателей к другим людям в деловом взаимодействии: партнерам, наемным
работникам и заказчикам. В рамках данного исследования изучаются
ответственность как психологическое отношение, а также ценностные ориентации
личности в качестве основания и критерия ответственного отношения
предпринимателей к участникам делового взаимодействия. Исследование проводилось
с 2010 по 2013 гг., в нем приняли участие 203 предпринимателя: мужчины и
женщины, представители различных сфер малого и среднего предпринимательства. В
исследовании использовалась специально разработанная авторская анкета,
позволяющая оценить уровень ответственного отношения предпринимателей к другим
участникам делового взаимодействия. Для выявления ценностных ориентаций
предпринимателей применялась методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б.
Фанталовой, основанная на подходе М. Рокича. В целях изучения влияния
ценностных ориентаций предпринимателей на уровень их ответственного отношения к
другим участникам делового взаимодействия была построена регрессионная модель.
Проведенный анализ подтвердил гипотезу о том, что ценностные ориентации
предпринимателей обуславливают их ответственное отношение к другим участникам
делового взаимодействия.
Ключевые слова: социальная
психология, ценностные ориентации личности, психологические отношения, деловое
взаимодействие, психология предпринимательства, ответственность, ответственное
отношение.
Ссылка для цитирования: Позняков
В.П., Никуло Е.А. Ценностные ориентации предпринимателей с разным уровнем
ответственного отношения к участникам делового взаимодействия / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 79 – 88
ДИНАМИКА МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ БОС-ТРЕНИНГЕ
Е.В. Асланян, В.Н. Кирой, А.С.
Столетний, Д.М. Лазуренко, О.М. Бахтин, Н.Р. Миняева, Р.И. Кирой
Создание и эффективная
эксплуатация интерфейсов “мозг-компьютер”, использующих параметры
функционирования мозга для управления техническими устройствами, является
актуальной проблемой психофизиологии. На 17 добровольцах исследовалась
способность человека к произвольному управлению характером межполушарных
отношений в центральных областях коры в альфа-диапазоне частот с помощью
биологической обратной связи (БОС). Показано, что после непродолжительного
обучения человек не только способен произвольно сдвигать фокус максимальной
выраженности альфа-частот в сторону левого или правого полушария, но и делать
это в достаточно локальной области. Многофакторный дисперсионный анализ
показал, что большинство респондентов в ходе тренировок смогли добиться
изменений контролируемых параметров. Эффективность управления характером
межполушарных отношений различалась у лиц, обладающих разной степенью
выраженности таких свойств личности, как психотизм, экстраверсия и
уравновешенность нервных процессов. Результаты показали, что необходим
индивидуальный подход к разработке программ обучения и реабилитации с помощью
БОС-тренингов, учитывающий не только уровень мотивации, но и индивидуальные
психологические особенности обучающихся.
Ключевые слова: электроэнцефалография,
биологическая обратная связь, свойства личности, амплитудные спектры,
дисперсионный анализ, межполушарная асимметрия.
Ссылка для цитирования: Асланян
Е.В., Кирой В.Н., Столетний А.С., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М., Миняева Н.Р.,
Кирой Р.И. Динамика межполушарных отношений при бос-тренинге / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 89 – 101
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА В ПРОЦЕССЕ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
А.Н. Веракса, Е.Ю. Коробейникова,
С.В. Леонов, Е.И. Рассказова
Исследование посвящено описанию
глазодвигательных паттернов в процессе прицеливания у спортсменов-лучников.
Оцениваются параметры глазодвигательной активности спортсменов в зависимости от
пола, сложности заданий, опыта стрельбы из различных видов лука. В исследовании
приняли участие 27 стрелков из лука, в том числе 13 девушек, средний возраст
17.5 лет и 14 юношей, средний возраст 18.5 лет. В соответствии с задачами
исследования испытуемые были поделены на 3 группы, в зависимости от вида лука:
классики - спортсмены, стреляющие из классического вида лука, блочники -
спортсмены, стреляющие из блочного вида лука, а также универсалы - спортсмены,
имеющие опыт стрельбы из обоих видов лука. Участники выполняли последовательно
серию заданий, моделирующих стрельбу и различающихся по степени сложности.
Регистрация глазодвигательных параметров проводилась с помощью мобильной
системы Eye Tracking Glasses SMI. В результате исследования выделены
статистически значимые различия в особенностях глазодвигательных параметров при
выполнении моделирующих ситуацию стрельбы заданий среди групп лучников, имеющих
опыт стрельбы из различных видов лука. Поскольку длительность фиксаций, на
взгляд авторов, напрямую связана с точностью и стабильностью прицеливания,
сделан вывод о том, что опыт стрельбы из разных видов лука формирует различные глазодвигательные
паттерны при выполнении задач на прицеливание.
Ключевые слова: спорт,
психология спорта, стрельба из лука, прицеливание, движения глаз, система
регистрации движения глаз
Ссылка для цитирования: Веракса
А.Н., Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Рассказова Е.И. Глазодвигательные
параметры стрелков из лука в процессе прицеливания / Психологический журнал,
2016, том 37, №1, с. 102 – 111
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ П. Я. ГАЛЬПЕРИНА
М.А. Степанова
Рассматривается проблема места и
статуса теории П.Я. Гальперина (ТПФ) в отечественной психологической науке.
Предпринята попытка сравнительного изучения состояния теории с позиций ее
создателя, с одной стороны, и ее оценки современными исследователями - с
другой. Отправной точкой для анализа выбрана защита П.Я. Гальпериным докторской
диссертации в 1965 году, с опорой на архивные материалы воссоздана процедура
защиты, проанализированы выступления оппонентов и рецензентов. Обозначены
намеченные П.Я. Гальпериным перспективы исследований в рамках ТПФ и дана их
содержательная историко-психологическая характеристика как новой отрасли нашей
науки - общей (генетической) психологии и самостоятельной научной школы;
затронут вопрос соотношения общепсихологической теории деятельности и ТПФ.
Ключевые слова: Теория
П.Я. Гальперина (ТПФ), предмет и метод психологии, ориентировка, действие,
научная психологическая школа, общепсихологическая теория деятельности.
Ссылка для цитирования: Степанова
М.А историческое значение общепсихологической теории П. Я. Гальперина / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 112 – 123
ПОНЯТИЕ “РЕФЛЕКС” В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
М.И. Яновский
Предлагается методологический
анализ понятия “рефлекс”; рассмотрено его место в опыте человека. Проводится
сопоставление внешнего наблюдения и самонаблюдения как разновидностей фиксации
субъективного опыта. Логически доказываются связь и соподчиненное соотношение
внешнего и внутреннего методов познания психического. Внешнее наблюдение
трактуется как редукция субъективного опыта к обезличенной унифицированной
системе координат его оценки. Делается вывод, что при таком исследовательском
подходе субъект ограничивает себя в возможностях познавательного процесса.
Отмечаются два аспекта, характерные для внешнего наблюдения, - механистичность
в понимании и объяснении фактов и игнорирование их первоначальной субъективно
реципируемой формы. С тех же позиций анализируется понятие “рефлекс”. Делается
вывод о возможности рассмотрения рефлекса как части апперцепции, первичной,
недифференцированной рефлексии переживаемого субъективного опыта.
Ключевые слова: рефлекс,
апперцепция, рефлексия, внешнее наблюдение, самонаблюдение.
Ссылка для цитирования: Яновский
М.И. Понятие “рефлекс” в психологии: исторический анализ / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 124 – 130
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Е.А. КЛИМОВА (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
О.Г. Носкова
Представлен краткий анализ
психологического наследия Евгения Александровича Климова (1930-2014),
выдающегося ученого и организатора психологической науки. Рассмотрен его вклад
в психологию труда, ее историю, теорию и методологию, психологию профессий, отмечено
изучение индивидуального стиля деятельности, профессионального сознания и
самосознания работников, вклад в общепсихологическую теорию деятельности,
акмеологию и педагогическую психологию, а также профориентацию и
профконсультирование.
Ключевые слова:психология труда, субъект труда, индивидуальный стиль деятельности, психология
профессий, классификация профессий, человеческий фактор, педагогическая
психология, история психологии труда, теория и методология, психологическая
теория деятельности.
Ссылка для цитирования: Носкова
О.Г Психологическое наследие Е.А. Климова (к 85-летию со дня рождения) / Психологический
журнал, 2016, том 37, №1, с. 131 – 135
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты