№3 2016 (Резюме)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ ПСИХОСЕМАНТИКИ
В.Ф. Петренко, А.П. Супрун
Обсуждаются наименее
разработанные и наиболее проблематичные области психологической науки,
рассмотренные с точки зрения методологии психосемантики, то есть тех базисных
метафор и представлений, которые лежат в основе моделей человеческой психики. К
таким областям, по мнению авторов, относятся проблемы сознания и
бессознательного, воли и детерминизма. Рассматриваются две формы описания в
психосемантике. Гильбертово пространство - для описания волновых состояний
бессознательного, и семантических пространств, включающих категории
пространства и времени, - для описания предметных образов сознания. Проводится
аналогия между процессами категоризации в психологии и редукцией волновой
функции в квантовой физике. Выделяются методологические принципы психосемантики,
задающие ее аксиоматику
Ключевые слова: сознание,
бессознательное, психосемантика, квантовая перепутанность, детерминизм, свобода
воли
Ссылка для цитирования: Петренко
В.Ф., Супрун А.П. Методологический манифест психосемантики / Психологический
журнал, 2016, том 37, №3, с. 5 – 14
ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ КАК СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко,
Т.С. Пилишвили, Т.В.Чхиквадзе
Рассматриваются современные
тенденции и причины актуализации в психологических исследованиях проблемы
активности как становления субъектности. Предлагается активностная метапа-
радигмальность с целью усиления рефлексии при сращивании действий
исследователя, активно включенного в изучаемую систему “субъект-субъект” в
рамках конкретной парадигмы, с внутренними изменениями активности исследуемого
субъекта как открытой саморазвивающейся системы. Анализируются современные
подходы к активности в отечественной и зарубежной науке, а также перспективы
применения в постнеклассической психологии междисциплинарного подхода к
активности как становления субъектности с целью возможного преодоления разрыва
между субъектом и объектом, естественнонаучной и гуманитарной парадигмами
Ключевые слова: активность,
субъектность, постнеклассическая рациональность, активностная метапарадигмальность
Ссылка для цитирования: Иващенко
А.В., Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С., Чхиквадзе Т.В. Проблема активности как
становления субъектности в постнеклассической психологии / Психологический
журнал, 2016, том 37, №3, с. 15-24
ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ И
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
В.В. Константинов, Ю.С. Бузыкина
Раскрывается проблема взаимосвязи
переживания личностью экстремистско-террористической угрозы с ее
социально-психологическими особенностями. Обнаружена различная степень
выраженности определенных социально-психологических характеристик в зависимости
от возраста и региона проживания. Установлено, что переживание
экстремистско-террористической угрозы обусловлено уровнем развития эмпатии,
альтруизма, ожиданием положительного отношения от других, осмысленностью жизни,
агрессивностью, переживанием террористической угрозы и подверженностью
антидемократической идеологии. На основе эмпирического исследования, в котором
приняли участие 260 человек, проведенного в Пензенском и Волгоградских
регионах, выделены и описаны типы переживания экстремистско-террористической
угрозы: “деструктивный”, “принимающий”, “адаптивный”, “отрицающий” и
“дискомфортный”.
Ключевые слова: эмпатия,
альтруизм, ожидание положительного отношения от других, осмысленность жизни,
агрессивность, подверженность антидемократической идеологии, террористическая
активность региона, типы переживания экстремистско-террористической угрозы
Ссылка для цитирования: Константинов
В.В., Бузыкина Ю.С. Переживание экстремистско-террористической угрозы и
социально-психологические характеристики личности / Психологический журнал,
2016, том 37, №3, с. 25-38
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЯ
Рассказова Е.И
Анализируются возможности
теоретического подхода, рассматривающего выбор как несводимый к принятию
решения. Делается акцент на психологическом содержании выбора. Показана
важность учета как формальных, так и содержательных характеристик при
классификации выбора в эмпирических исследованиях, развертывания выбора во
времени, в том числе изменения выбора при негативной обратной связи - прямой
(неуспех в достижении основной цели) и косвенной (неявный неуспех в достижении
других целей, не являющихся основными в задании). Выявлены особенности выбора и
изменения стратегии действий при косвенной негативной обратной связи в
различных условиях. В ходе эксперимента испытуемым - студентам психологических
специальностей (N = 170), в игровой ситуации на компьютере предлагалось выбрать
стратегию действий (меру “энергии”, вкладываемой в достижение цели): либо
выиграть за персонажа (нейтральное условие, “простой выбор”), либо выступить в
роли психолога, помогающего действующему лицу достичь важных для него целей
(мотивирующее условие, которое касается значимых профессиональных навыков,
“смысловой выбор”). Показано, что при мотивирующем условии, в отличие от
нейтрального, задание воспринимается как более трудное; респонденты склонны
изменять выбранную стратегию достижения цели при косвенной негативной обратной
связи (успех в отношении основной цели, но неявная неудача, проявляющаяся в
общем снижении “энергии”). Психологические особенности саморегуляции
(планирование; рефлексивная ориентация при планировании и неудаче; принятие,
руминации, фокусирование на проблеме, позитивная переоценка как стратегии
когнитивной регуляции эмоций) при нейтральном условии предсказывают
устойчивость выбора. При мотивирующем условии фокусирование на проблеме,
позитивная переоценка и рефлексивная ориентация при неудаче связаны с
уверенностью в своем выборе, но не с его устойчивостью.
Ключевые слова: психология
выбора, изменение стратегии действий, устойчивость принятого решения, когнитивная
регуляция эмоций, саморегуляция поведения, контроль за действием
Ссылка для цитирования: Рассказова
Е.И. Психологические факторы выбора и изменения стратегии действия /
Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 39-49
ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ НРАВСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ
М.И. Воловикова, А.Л. Журавлев
Продолжено исследование
нравственной элиты, начатое в 2010 г. в серии публикаций А.Л. Журавлева и А.Б.
Купрейченко. Подтверждена идея о правомерности выделения особого вида элиты -
нравственной, конкретизирована ее роль в общественной жизни и дано описание ее
характерных особенностей, представлены результаты эмпирического исследования и
анализ роли нравственных образцов в российском менталитете. В проведенном
исследовании при помощи методики изучения имплицитных представлений о
нравственном (“порядочном”) человеке, факторного и контент-анализа были
выявлены основные характеристики порядочного человека в представлениях выборки
(N = 71) лиц, достигших заметного успеха в жизни (директора компаний,
руководители лабораторий, институтов и творческих коллективов, врачи,
экономисты, юристы и др.). Полученные результаты оказались сопоставимыми (или
даже совпадающими) с ранее выполненным гипотетическим описанием характерных
особенностей нравственной элиты. Делается вывод о перспективности самого
понятия “нравственная элита” и исследований в данном направлении.
Ключевые слова: нравственность,
идеал, личность, менталитет, нравственная элита, имплицитные концепции,
дескрипторы, факторный анализ
Ссылка для цитирования:Воловикова М.И., Журавлев А.Л. Имплицитные представления о признаках
нравственной элиты / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, 50-59
ИСТОКИ МОРАЛИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ИНДИВИДА И ГРУППУ:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ АСПЕКТЫ
М.А. Козлова, А.И. Козлов
В обзоре ставится задача
верификации концепта “моральных оснований” (Дж. Хайдт). Обосновывается
наследственная детерминированность индивидуализирующих моральных оснований -
заботы и справедливости, но оспаривается генетическая закрепленность
группоориентированной морали - ингрупповой сплоченности и вертикальности.
Обращение к нейробиологическим исследованиям позволяет представить нейронные
механизмы связывания генетических и средовых факторов. В качестве направления
возможной интеграции социально-психологических, антропологических, генетических
и нейробиологических подходов рассматривается исследование моральной сферы
сквозь призму идентичности.
Ключевые слова: моральные
основания, антропология морали, группоориентированная мораль, забота,
идентичность
Ссылка для цитирования: Козлова
М.А., Козлов А.И. Истоки морали, ориентированной на индивида и группу:
социально-психологический и естественно-научный аспекты / Психологический
журнал, 2016, том 37, №3, с. 60-70
СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ФОРМАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЗВУКОВ
РУССКОГО ЯЗЫКА
А.В. Вартанов, В.В. Швырев
Методом метрического многомерного
шкалирования построено субъективное пространство восприятия звуков русского
языка (46 фонем, включая варианты гласных и согласных, 17 испытуемых),
размерность которого равна 15 (складывается из 4 условно первичных и 11 условно
вторичных параметров). Формальный (компьютерный) анализ тех же звуковых
образцов с помощью ранее предложенного алгоритма показал, что для их описания
достаточно только 4 факторов, которые соответствуют первым 4 субъективным
различительным признакам (при усреднении сигнала за все время звучания).
Остальные 11 субъективных различительных признаков соответствуют субфонемным
квантам - кинакемам (выделяемых по В.Я. Плоткину). Выявленная форма
спектрального представления факторов исследуемого набора звуковых
сигналов-фонем оказалась сходной с аналогичными характеристиками других наборов
звуковых сигналов, которые ранее использовались при исследовании проявления
эмоций в звучащей речи и интерпретировались как определенные эмоциональные
параметры в четырехмерной сферической модели эмоций.
Ключевые слова: речь,
речевые звуки, субъективное восприятие, многомерное шкалирование, эмоции
Ссылка для цитирования: Вартанов
А.В., Швырев В.В. Субъективное восприятие и формальный компьютерный анализ
звуков русского языка / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 71-87
ПАТРИОТИЗМ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
А.Л. Журавлев, А.В. Юревич
В настоящее время чувствуется
острая потребность в изучении патриотизма с научной точки зрения, при всей
идеологической нагруженности этого понятия и обилием связанных с ним жизненных
ассоциаций. Отчетливо выражен и психологический аспект патриотизма. Авторы
показывают, что патриотизм - многосоставное понятие и явление, а основными
составляющими его ядра являются: 1) чувство любви к Родине, 2) готовность
приносить в жертву личные интересы общественным, 3) соответствующее поведение,
4) идентификация со своей страной, ее историей и народом. При этом указанные
компоненты патриотизма неоднозначны, как и их отношения друг с другом, что
усложняет понимание патриотизма и его применение к различным ситуациям, которые
разбираются в статье. Рассматриваются также результаты эмпирических
исследований патриотизма, проясняющих это понятие, демонстрирующих важные
свойства и специфику патриотизма россиян, и позволяющих сформулировать ряд
закономерностей его проявления.
Ключевые слова:патриотизм, основные компоненты, любовь к родине, поведение, личные и
общественные интересы, альтруизм, идентификация, эмпирические исследования,
закономерности
Ссылка для цитирования: Журавлев
А.Л., Юревич А.В Патриотизм как объект изучения психологической науки /
Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 88-98
ВАЛИДИЗАЦИЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ВЕРСИЙ ДВУХ ОПРОСНИКОВ Я-КОНЦЕПЦИИ
Е.А. Дорошева, Г.Г. Князев, О.С.
Корниенко
Представлены результаты
валидизации русскоязычной версии опросников “The Relational-Interdependent
Self-Construal and Relationships” (“Родственная Я-концепция”) и “Self Construal
Scale” (“Коллективная и независимая Я-концепция”). Шкалы опросников имеют
высокую внутреннюю согласованность. Применение эксплораторного и
конфирматорного факторного анализа показало достаточное соответствие факторной
структуры опросника теоретически ожидаемой. Выявленные половые различия в
оценках по шкалам опросников соответствуют описанным в литературе для факторов
данных опросников. Корреляции со шкалами опросника “Маркеры факторов большой
пятерки” соответствуют теоретически предсказанным. Эти основания позволяют
считать русскую версию опросников надежным и валидным измерительным
инструментом.
Ключевые слова: коллективная,
независимая и родственная я-концепция
Ссылка для цитирования: Дорошева
Е.А., Князев Г.Г., Корниенко О.С. Валидизация русскоязычных версий двух
опросников я-концепции / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с. 99-112
ПСИХОЛОГИЯ ВЫБОРА КАК МЫСЛИТЕЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ
ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Т.В. Корнилова
Статья является ответом на
публикации Д.А. Леонтьева в № 5 и № 6 “Психологического журнала” за 2014 г.
Статья посвящена дискуссионным вопросам психологии принятия решений и выбора. В
ней обосновывается, что нельзя подменять предпочитаемой исследовательской
парадигмой онтологию выбора, приписывая ему статусы
рационального-иррационального, простого-смыслового и т.д. Методологически
спорно связывать выделение предмета психологии выбора с апелляцией к
самонаблюдениям авторов, писавших о свободном выборе в исторически иные эпохи.
К ситуациям закрытых задач, в которых выбор обеспечивается свернутыми
структурами, трудно применить термин “внутренняя деятельность”. Он правомерен
лишь в самом широком смысле субъективного статуса психического: выбор
осуществляется во внутреннем плане. Выражается несогласие с выборочным
представлением исследований в первой из двух статей, упускающим всю
проблематику мыслительного опосредствования выбора, что искажает современную
психологию выбора. Критерий исполнения обсуждается как недостаточный для
выделения выбора из системы других психологических конструктов и не
разграничивает феномены принятия решения и выбора. Показано, что в современных
исследованиях психологическая регуляция выбора представлена и мыслительным, и
личностным опосредствованием. Прилагаемые при выборе усилия отражают не только
энергетические затраты, но и новообразования субъекта. Оценка “простоты” (или
сложности) с точки зрения внешнего наблюдателя не может раскрывать ту задачу,
которая решается человеком при выборе как преодоление субъективной
неопределенности (во всей множественной детерминации целеполагания). Личностное
самоопределение лежит в основе репрезентации субъекту его выбора как личного,
авторского решения. В крайних точках это может быть и решением задачи на смысл
и формальным принятием условий выбора.
Ключевые слова: выбор,
принятие решений, рациональность, иррациональность, мышление, личностное
опосредствование, усилие
Ссылка для цитирования:Корнилова Т.В. Психология выбора как мыслительное и личностное опосредствование
преодоления неопределенности / Психологический журнал, 2016, том 37, №3, с.
113-124
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты