18.Позняков В.П., Н.Ю. Ефимова Особенности экономического самоопределения предпринимателей с различным уровнем деловой активности

Особенности экономического самоопределения предпринимателей с различным уровнем деловой активности.

Ефимова Н.Ю., Позняков В.П.  (Москва)

В свете происходящих в современном экономическом мире преобразований практически перед каждым человеком возникает проблема выбора вида эко­номической деятельности, поиска и достижения оптимальной позиции в сис­теме экономических отношений с точки зрения стратегических и тактических целей. В особо сконцентрированном виде эта проблема встает перед пред­принимателями, специфика экономической деятельности которых предъяв­ляет особые требования к мобильности, избирательности и эффективности их деловой активности.

Экономическое самоопределение (согласно трактовке А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко) рассматривается нами как личностное (или самоопреде­ление личности) в экономической среде и его целью является следующее: достижение субъектом оптимальной позиции в системе экономических от­ношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных и др.) на основе его отношения к социально-экономическим условиям и их дина­мике, а так же представлений о смысле и целях жизни, жизненных принци­пах, ценностных идеалах и запретах, собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях как динамично развивающихся во времени психологических образованиях.

Особый интерес приобретают данные исследования в ситуациях неста­бильности, особенно – экономической. Именно здесь остро встают вопросы самоопределения или переопределения своей позиции в новых, зачастую – неблагоприятных – условиях. Понять выбор тех или иных стратегий поиска и достижения предпринимателями оптимального для себя места в системе эко­номических отношений нам представляется возможным с позиции экономи­ческого самоопределения.

Одной из важнейших характеристик самоопределения субъекта является его активность. Если рассматривать экономическое самоопределение предпринимателей, то целесообразно говорить о деловой активности. Понятие «деловая активность» играет центральную роль в концептуальной схеме психологического анализа экономической деятельности и ее субъекта – предпринимателя. Оно подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта, в основе которой лежат цели и мотивы, ожидания и намерения и другие компоненты мотивационной сферы, побуждающие его к экономической деятельности и регулирующие ее. Согласно В.П. Познякову,  деловая активность субъекта проявляется в выборе стратегий и конкретных форм экономического поведения в постоянно изменяющихся экономических условиях.

Наше исследование проводилось в 2007-2008 г.г. В нём приняли участие предприниматели различных регионов России, общая численность респондентов – 460 человек, из них 62% мужчин и 38% женщин. Основным инструментом нашего исследования стала  анкета А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, направленная на выявление личностных и социально-психологических особенностей предпринимателей.

В зависимости от уровня деловой активности на момент проведения опроса предприниматели были нами разделены на 3 группы: низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. Условное обозначение данных групп соответственно: НА, СА и ВА.

 

Таблица 1. Распределение респондентов по уровню деловой активности.

Средний показатель активности (max 7)

 % от общего количества респондентов

Низкоактивные (НА)

2,7

14,4

Среднеактивные (СА)

4,49

52,6

Высокоактивные (ВА)

6,3

33,0

В соответствии с данным разделением мы сравнивали следующие характеристики экономического самоопределения выделенных групп:

1.    Удовлетворенность экономической деятельностью, степень реализации целей и собственного потенциала (способности, знания, умения, навыки);

2.    Оценка успешности предпринимательской деятельности и оценка внешних факторов, влияющих на успешность и развитие бизнеса;

3.     Оценка социально-экономических условий деятельности (отношение к риску и конкуренции, оценка собственной конкурентоспособности);

4.    Оценка отношения к деньгам (оценка значимости денег).

Полученные с помощью сравнительного анализ данные позволили нам сделать следующие выводы.

1.     Возможность реализовать свой потенциал в экономической деятельности одинаково важна для всех предпринимателей независимо от уровня деловой активности.  С возрастанием уровня деловой активности повышается оценка степени реализации поставленных целей и степени реализации своих способностей, знаний, умений и навыков предпринимателями. Это может объясняться тем, что предприниматели, оценивая степень реализации, сравнивают результат не только с определенными экономическими показателями, но и со своим потенциалом, с максимумом своих возможностей и усилий. Тогда достигнутый результат в реализации поставленных целей и внутреннего потенциала при более низком уровне активности будет субъективно оцениваться как более низкий. А предприниматели, чья активность была близка к максимальной, чувствуют более высокую степень реализации своих способностей в процессе экономической деятельности.  Из этого логично следует предположение о том, что предприниматели с более высокими показателями уровня деловой активности должны быть более удовлетворены своей работой и ее экономическими результатами. Это предположение также подтвердилось данными сравнительного анализа.

2.     Предприниматели с большей степенью деловой активности оценивают свою деятельность как более успешную.   Кроме того, более активные предприниматели более высоко оценивают положительное влияние, которое оказывают на их бизнес факторы макро- и микроэкономики.

                                                                                                           

Таблица 2. Оценка влияния различных факторов на успешность бизнеса.

НА

СА

ВА

Влияние экономической политики государства

3,2

3,7

3,7

Влияние местных органов самоуправления

2,95

3,55

3,52

Влияние отношения населения

2,83

4,34

4,0

Влияние взаимоотношений с партнерами

4,93

5,63

5,57

Влияние собственных усилий на развитие

6,01

6,4

6,42

С повышением оценки собственных усилий также более позитивно оценивается влияние экономической политики государства, местных органов самоуправления, отношений населения и взаимоотношений с партнерами. Можно говорить о том, что предприниматели с высокой степенью активности более оптимистично относятся к настоящим и будущим результатам своего взаимодействия  с государственными структурами различного уровня. Если предприниматели с низкой степенью активности оценивают 3 фактора из 5 как препятствующие в той или иной мере (влияние экономической политики государства, влияние местных органов самоуправления, влияние отношения населения), то с повышением показателя активность оценки возрастают. Предприниматели со средней и высокой степенью активности оценивают  данные факторы как нейтральные (влияние отношения населения) или как негативные в очень незначительной степени (влияние экономической политики государства, влияние местных органов самоуправления).

Более активные предприниматели склонны более высоко оценивать вклад партнерских отношений в успешность бизнеса, а самих партнеров они оценивают как более надежных по сравнению с предпринимателями, чья деловая активность ниже.

Аналогичная взаимосвязь наблюдается между показателями деловой активности и степенью доверия к государственным и коммерческим структурам.

Учитывая вышеизложенные данные, можно предположить, что более активные предприниматели, оценивая более высоко свой личный вклад в успешность бизнеса и стремящиеся к большей независимости, склонны воспринимать влияние внешних факторов более позитивно, трактуя их как возможности. Предприниматели с более низкой степенью деловой активности те же самые факторы воспринимают как определенные преграды для успешного бизнеса. И в целом оценка уровня благоприятности экономических условий для предпринимательской деятельности взаимосвязана с оценкой уровня деловой активности.

 

Таблица 3. Оценка предпринимателями уровня благоприятности экономических условий.

НА

СА

ВА

Как Вы оцениваете  экономические условия для осуществления Вашей предпринимательской деятельности в настоящее время?

3,54

4,22

4,84

Если предприниматели с низким уровнем деловой активности в среднем оценивают экономические условия в настоящее время как нейтральные, то предприниматели со средним и высоким уровнем деловой активности оценивают их как благоприятные.

3.     Одними из важнейших характеристик предпринимательской деятельности являются показатели риска и конкурентоспособности. И отношение предпринимателя к данным явлениям экономической сферы, готовность к ним  определяет во многом его успешность.

Таблица 4. Отношение к риску предпринимателей с разным уровнем деловой активности

НА

СА

ВА

Отношение к риску (возможности неудачи) (max5 – стремление к рискованным ситуациям)

2,24

2,43

2,82

Степень риска в настоящее время (max 10)

4,63

4,67

4,71

Оптимальная степень риска(max 10)

4,24

4,01

4,33

Cповышением уровня деловой активности повышается готовность к риску и уровень оптимальной степени риска, однако показатели кардинально не отличаются. Это подтверждает ранее полученные данные о том, что число российских предпринимателей, предпочитающих среднюю и низкую степень риска, растет.

Говоря о риске, мы так же говорим и о возможных «провалах» в предпринимательской деятельности: крупной неудаче, банкротстве, ненадежности делового партнера.

                         

Таблица 5. Действия предпринимателей в случае крупной неудачи (% респондентов, выбравших данный вариант).

НА

СА

ВА

Работа на государственном предприятии

13,33

7,1

4,6

Работа на другого предпринимателя

10,0

5,4

7,2

Поиск более надёжного  компаньона

15,0

24,5

27,0

Организация нового дела

56,67

60,6

61,2

Другое

5,0

2,4

0

Эти данные согласуются с данными о том, что для более активных предпринимателей большую ценность имеет независимость – они чаще выбирают те варианты действий, которые предполагают высокую степень активности и рассчитаны на большую независимость (организация нового дела и поиск более надежного партнера), несмотря на то, что больше доверяют государственным и коммерческим структурам по сравнению с низкоактивными предпринимателями.

При оценке собственной конкурентоспособности и напряженности конкуренции в выбранной сфере деятельности  предприниматели с разной степенью деловой активности демонстрируют различное отношение к данным факторам.

Таблица 6. Оценка предпринимателями напряженности конкуренции и степени своей конкурентоспособности

НА

СА

ВА

Оценка напряжённости конкуренции

4,21

4,89

5,38

Степень собственной конкурентоспособности

4,09

4,58

5,68

Высокоактивные предприниматели оценивают напряженность конкуренции более высоко, но и свою конкурентоспособность также оценивают выше.

4.    Более высоко оценивая привлекательность материальной независимости, высокоактивные предприниматели придают большую значимость деньгам.

Предприниматели с более активной позицией более полно стараются использовать те возможности, которые предоставляют денежные средства.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН