18.Позняков В.П., Н.Ю. Ефимова Особенности экономического самоопределения предпринимателей с различным уровнем деловой активности
Особенности экономического самоопределения предпринимателей с различным уровнем деловой активности.
Ефимова Н.Ю., Позняков В.П. (Москва)
В свете происходящих в современном экономическом мире преобразований практически перед каждым человеком возникает проблема выбора вида экономической деятельности, поиска и достижения оптимальной позиции в системе экономических отношений с точки зрения стратегических и тактических целей. В особо сконцентрированном виде эта проблема встает перед предпринимателями, специфика экономической деятельности которых предъявляет особые требования к мобильности, избирательности и эффективности их деловой активности.
Экономическое самоопределение (согласно трактовке А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко) рассматривается нами как личностное (или самоопределение личности) в экономической среде и его целью является следующее: достижение субъектом оптимальной позиции в системе экономических отношений (трудовых, обменных, имущественных, распределительных и др.) на основе его отношения к социально-экономическим условиям и их динамике, а так же представлений о смысле и целях жизни, жизненных принципах, ценностных идеалах и запретах, собственных притязаниях, ожиданиях и потенциальных возможностях как динамично развивающихся во времени психологических образованиях.
Особый интерес приобретают данные исследования в ситуациях нестабильности, особенно – экономической. Именно здесь остро встают вопросы самоопределения или переопределения своей позиции в новых, зачастую – неблагоприятных – условиях. Понять выбор тех или иных стратегий поиска и достижения предпринимателями оптимального для себя места в системе экономических отношений нам представляется возможным с позиции экономического самоопределения.
Одной из важнейших характеристик самоопределения субъекта является его активность. Если рассматривать экономическое самоопределение предпринимателей, то целесообразно говорить о деловой активности. Понятие «деловая активность» играет центральную роль в концептуальной схеме психологического анализа экономической деятельности и ее субъекта – предпринимателя. Оно подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта, в основе которой лежат цели и мотивы, ожидания и намерения и другие компоненты мотивационной сферы, побуждающие его к экономической деятельности и регулирующие ее. Согласно В.П. Познякову, деловая активность субъекта проявляется в выборе стратегий и конкретных форм экономического поведения в постоянно изменяющихся экономических условиях.
Наше исследование проводилось в 2007-2008 г.г. В нём приняли участие предприниматели различных регионов России, общая численность респондентов – 460 человек, из них 62% мужчин и 38% женщин. Основным инструментом нашего исследования стала анкета А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, направленная на выявление личностных и социально-психологических особенностей предпринимателей.
В зависимости от уровня деловой активности на момент проведения опроса предприниматели были нами разделены на 3 группы: низкоактивные, среднеактивные и высокоактивные. Условное обозначение данных групп соответственно: НА, СА и ВА.
Таблица 1. Распределение респондентов по уровню деловой активности.
Средний показатель активности (max 7) |
% от общего количества респондентов |
|
Низкоактивные (НА) |
2,7 |
14,4 |
Среднеактивные (СА) |
4,49 |
52,6 |
Высокоактивные (ВА) |
6,3 |
33,0 |
В соответствии с данным разделением мы сравнивали следующие характеристики экономического самоопределения выделенных групп:
1. Удовлетворенность экономической деятельностью, степень реализации целей и собственного потенциала (способности, знания, умения, навыки);
2. Оценка успешности предпринимательской деятельности и оценка внешних факторов, влияющих на успешность и развитие бизнеса;
3. Оценка социально-экономических условий деятельности (отношение к риску и конкуренции, оценка собственной конкурентоспособности);
4. Оценка отношения к деньгам (оценка значимости денег).
Полученные с помощью сравнительного анализ данные позволили нам сделать следующие выводы.
1. Возможность реализовать свой потенциал в экономической деятельности одинаково важна для всех предпринимателей независимо от уровня деловой активности. С возрастанием уровня деловой активности повышается оценка степени реализации поставленных целей и степени реализации своих способностей, знаний, умений и навыков предпринимателями. Это может объясняться тем, что предприниматели, оценивая степень реализации, сравнивают результат не только с определенными экономическими показателями, но и со своим потенциалом, с максимумом своих возможностей и усилий. Тогда достигнутый результат в реализации поставленных целей и внутреннего потенциала при более низком уровне активности будет субъективно оцениваться как более низкий. А предприниматели, чья активность была близка к максимальной, чувствуют более высокую степень реализации своих способностей в процессе экономической деятельности. Из этого логично следует предположение о том, что предприниматели с более высокими показателями уровня деловой активности должны быть более удовлетворены своей работой и ее экономическими результатами. Это предположение также подтвердилось данными сравнительного анализа.
2. Предприниматели с большей степенью деловой активности оценивают свою деятельность как более успешную. Кроме того, более активные предприниматели более высоко оценивают положительное влияние, которое оказывают на их бизнес факторы макро- и микроэкономики.
Таблица 2. Оценка влияния различных факторов на успешность бизнеса.
НА |
СА |
ВА |
|
Влияние экономической политики государства |
3,2 |
3,7 |
3,7 |
Влияние местных органов самоуправления |
2,95 |
3,55 |
3,52 |
Влияние отношения населения |
2,83 |
4,34 |
4,0 |
Влияние взаимоотношений с партнерами |
4,93 |
5,63 |
5,57 |
Влияние собственных усилий на развитие |
6,01 |
6,4 |
6,42 |
С повышением оценки собственных усилий также более позитивно оценивается влияние экономической политики государства, местных органов самоуправления, отношений населения и взаимоотношений с партнерами. Можно говорить о том, что предприниматели с высокой степенью активности более оптимистично относятся к настоящим и будущим результатам своего взаимодействия с государственными структурами различного уровня. Если предприниматели с низкой степенью активности оценивают 3 фактора из 5 как препятствующие в той или иной мере (влияние экономической политики государства, влияние местных органов самоуправления, влияние отношения населения), то с повышением показателя активность оценки возрастают. Предприниматели со средней и высокой степенью активности оценивают данные факторы как нейтральные (влияние отношения населения) или как негативные в очень незначительной степени (влияние экономической политики государства, влияние местных органов самоуправления).
Более активные предприниматели склонны более высоко оценивать вклад партнерских отношений в успешность бизнеса, а самих партнеров они оценивают как более надежных по сравнению с предпринимателями, чья деловая активность ниже.
Аналогичная взаимосвязь наблюдается между показателями деловой активности и степенью доверия к государственным и коммерческим структурам.
Учитывая вышеизложенные данные, можно предположить, что более активные предприниматели, оценивая более высоко свой личный вклад в успешность бизнеса и стремящиеся к большей независимости, склонны воспринимать влияние внешних факторов более позитивно, трактуя их как возможности. Предприниматели с более низкой степенью деловой активности те же самые факторы воспринимают как определенные преграды для успешного бизнеса. И в целом оценка уровня благоприятности экономических условий для предпринимательской деятельности взаимосвязана с оценкой уровня деловой активности.
Таблица 3. Оценка предпринимателями уровня благоприятности экономических условий.
НА |
СА |
ВА |
|
Как Вы оцениваете экономические условия для осуществления Вашей предпринимательской деятельности в настоящее время? |
3,54 |
4,22 |
4,84 |
Если предприниматели с низким уровнем деловой активности в среднем оценивают экономические условия в настоящее время как нейтральные, то предприниматели со средним и высоким уровнем деловой активности оценивают их как благоприятные.
3. Одними из важнейших характеристик предпринимательской деятельности являются показатели риска и конкурентоспособности. И отношение предпринимателя к данным явлениям экономической сферы, готовность к ним определяет во многом его успешность.
Таблица 4. Отношение к риску предпринимателей с разным уровнем деловой активности
НА |
СА |
ВА |
|
Отношение к риску (возможности неудачи) (max5 – стремление к рискованным ситуациям) |
2,24 |
2,43 |
2,82 |
Степень риска в настоящее время (max 10) |
4,63 |
4,67 |
4,71 |
Оптимальная степень риска(max 10) |
4,24 |
4,01 |
4,33 |
Cповышением уровня деловой активности повышается готовность к риску и уровень оптимальной степени риска, однако показатели кардинально не отличаются. Это подтверждает ранее полученные данные о том, что число российских предпринимателей, предпочитающих среднюю и низкую степень риска, растет.
Говоря о риске, мы так же говорим и о возможных «провалах» в предпринимательской деятельности: крупной неудаче, банкротстве, ненадежности делового партнера.
Таблица 5. Действия предпринимателей в случае крупной неудачи (% респондентов, выбравших данный вариант).
НА |
СА |
ВА |
|
Работа на государственном предприятии |
13,33 |
7,1 |
4,6 |
Работа на другого предпринимателя |
10,0 |
5,4 |
7,2 |
Поиск более надёжного компаньона |
15,0 |
24,5 |
27,0 |
Организация нового дела |
56,67 |
60,6 |
61,2 |
Другое |
5,0 |
2,4 |
0 |
Эти данные согласуются с данными о том, что для более активных предпринимателей большую ценность имеет независимость – они чаще выбирают те варианты действий, которые предполагают высокую степень активности и рассчитаны на большую независимость (организация нового дела и поиск более надежного партнера), несмотря на то, что больше доверяют государственным и коммерческим структурам по сравнению с низкоактивными предпринимателями.
При оценке собственной конкурентоспособности и напряженности конкуренции в выбранной сфере деятельности предприниматели с разной степенью деловой активности демонстрируют различное отношение к данным факторам.
Таблица 6. Оценка предпринимателями напряженности конкуренции и степени своей конкурентоспособности
НА |
СА |
ВА |
|
Оценка напряжённости конкуренции |
4,21 |
4,89 |
5,38 |
Степень собственной конкурентоспособности |
4,09 |
4,58 |
5,68 |
Высокоактивные предприниматели оценивают напряженность конкуренции более высоко, но и свою конкурентоспособность также оценивают выше.
4. Более высоко оценивая привлекательность материальной независимости, высокоактивные предприниматели придают большую значимость деньгам.
Предприниматели с более активной позицией более полно стараются использовать те возможности, которые предоставляют денежные средства.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты