25.В.П. Позняков, Познякова Н.Н. Информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»
В.П. Позняков, Н.Н. Познякова
Информационно-исследовательская база данных «Социальная психология российского предпринимательства»
Реализация предлагаемого проекта предполагает разработку, создание, внедрение и поддержку Интернет-ресурса. Реализация проекта позволит представить результаты исследований российских предпринимателей, выполняемых группой высококвалифицированных специалистов из разных регионов страны по единой программе на протяжении 20 лет, а также предоставить доступ к информации об этих результатах всем заинтересованным пользователям сети Интернет. Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ, грант в.09-06-12148в.
В основе предлагаемого проекта исследования лежит авторская научная концепция о психологических отношениях предпринимателей как субъектов деловой активности, согласно которой эти отношения имеют иерархическую структуру, включающую отношения предпринимателей к своей экономической деятельности, к различным ее условиям и сторонам, к самим себе как ее субъектам и к представителям других социальных групп, с которыми предприниматели связаны партнерскими и иными формами взаимодействия (Позняков В.П., 2000, 2001, 2009, 2010). Для решения поставленных исследовательских задач используется оригинальная авторская программа социально-психологического исследования российских предпринимателей (Журавлев А.Л., Позняков В.П., 2002, Позняков В.П., 2010). Основным методом сбора исходной эмпирической информации является стандартизированное интервью по специально разработанному вопроснику, а также психологические шкалы и тесты для оценки индивидуальных особенностей личности.
В качестве исследуемых социально-психологических показателей в программу включены следующие: мотивы выбора предпринимательской деятельности, ценностные ориентации и социальные установки в сфере предпринимательской деятельности, оценки внешних экономических условий и собственных возможностей в обеспечении успеха своего бизнеса, отношение к риску и конкуренции, характер взаимоотношений с партнерами по предпринимательской деятельности, включая представителей как государственных, так и предпринимательских структур, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности, оценки уровня деловой активности, успешности своей предпринимательской деятельности и удовлетворенность ее результатами. Выделение этих показателей в качестве исследуемых переменных связано с тем, что, как показали результаты ранее проведенных исследований, именно они характеризуют социально-психологические особенности предпринимателей как новой социальной группы. Статистическая обработка результатов исследования производится на персональных компьютерах с использованием стандартных пакетов программ обработки данных. При теоретическом анализе и интерпретации полученных данных предполагается использовать не только количественные, но качественные методы: историко-теоретический, герменевтический, тезаурусный, что позволяет придать результатам анализа фундаментальный характер.
На предыдущем этапе работы проведена работа по разработке и созданию следующих модулей информационной системы «Российские предприниматели в изменяющемся обществе». 1. Программа эмпирических исследований. В данном модуле представлен базовый вариант методики стандартизированного опроса российских предпринимателей и изменения, вносившиеся в него на разных этапах исследования. 2. База данных эмпирических исследований, выполненных с 1997 по 2009гг. В данном модуле представлены данные опросов, проводившихся по единой программе исследовательской группой сотрудников Института психологии РАН и Московского гуманитарного университета под руководством члена-корреспондента Академии Наук А.Л. Журавлева и профессора В.П. Познякова. 3 Избранная библиография. В данном модуле представлена избранная библиография по психологии предпринимательства на русском и английском языках. Выполненная работа сделала результаты проведенных исследований доступными для широкого круга научных и практических работников, а также студентов аспирантов и преподавателей вузов и создала возможность для дальнейшего углубленного анализа полученных данных, который предполагается выполнить в рамках предлагаемого проекта.
Выполнение предлагаемого проекта предполагает разработку и создание следующих модулей информационно-исследовательской системы «Российские предприниматели в изменяющемся обществе».
1. Состояние и перспективы развития социально-психологических исследований российского предпринимательства. В данном модуле будет представлен реферативный обзор исследований по психологии предпринимательства, в том числе, выполненных в последние годы, обновленная библиография по психологии предпринимательства. В специальном разделе будут представлены авторефераты кандидатских и докторских диссертаций по психологии российского предпринимательства и смежным проблемам.
2. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей в изменяющемся обществе. В данном модуле будут в развернутом виде представлены результаты эмпирических исследований социальной психологии российских предпринимателей, в том числе дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных под руководством отдельных участников проекта.
3. Региональные и гендерные особенности социально-психологических характеристик российских предпринимателей. В данном модуле будут представлены результаты опросов, проведенных по единой программе в разные годы и в различных регионах России (Москва, Центральный регион, Восточная Сибирь и Северный Кавказ), а также результаты, полученные на выборках предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты