2008 год

Барабанщиков В.А., Белопольский В.И.
Стабильность видимого мира
ISBN: 978-5-9270-0127-9
300 стр., 60x90/16|пер

В монографии рассмотрены общие вопросы пространственной ориентации человека и те зрительные феномены, которые сопровождают глазодвигательную активность наблюдателя. Акцент сделан на анализе классической проблемы стабильности видимого мира. Дана критика (в том числе экспериментальная) так называемых теорий компенсации и других моторных теорий восприятия, постулирующих дополнительный, экстрасетчаточный источник пространственной информации. В цикле выполненных авторами экспериментальных исследований, где использовались разнообразные методы трансформации зрительной обратной связи в глазодвигательной системе, получены новые результаты, позволяющие наметить контуры оригинальной концепции стабильности видимого мира и уточнить роль движений глаз в зрительном восприятии человека. Книга предназначена для специалистов в области психологии и физиологии восприятия, управления движениями и искусственного интеллекта, а также для всех, кто интересуется проблемами современной экспериментальной психологии.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 9
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ ВИДИМОГО МИРА ...13
1.1. Феномен и первые попытки его интерпретации ... 13
1.2. Теории стабильности видимого мира 16
1.3. Зрительное восприятие во время саккадических движений глаз 32
1.4. Зрительное восприятие во время плавных движений глаз 40
1.5. Некоторые итоги 53
ГЛАВА 2. ОКУЛОМОТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ 57
2.1. Моторные компоненты зрительного восприятия. . . 57
2.2. Функциональная организация и детерминация движений глаз 65
ГЛАВА 3. СТАБИЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ
ОПТИЧЕСКОЙ ДИСМЕТРИИ ФИКСАЦИОННЫХ
ПОВОРОТОВ ГЛАЗ 93
3.1. Зрительная обратная связь в системе управления движениями глаз 93
3.2. Оптическая трансформация величины зрительной обратной связи 97
3.3. Фиксационные повороты глаз как функция величины зрительной обратной связи 100
3.4.
Дисметрия саккад и константность восприятия
зрительного направления 111

ГЛАВА 4. СТАБИЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО МИРА ПРИ
ОГРАНИЧЕНИИ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ 119
4.1. Размер поля зрения и процесс интеграции пространственной информации 119
4.2. Фиксационные повороты глаз при узком
поле зрения 121
4.3. Зона афферентации и размерность
видимого мира 126
ГЛАВА 5. СТАБИЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО МИРА В УСЛОВИЯХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 131
5.1. Переживание стабильности и позиционное чувство взора 131
5.2. Фиксационные повороты глаз при восприятии изображений, стабилизированных относительно сетчатки 139
5.3. Роль пространственной системы отсчета
в поддержании стабильности видимого мира .... 151
ГЛАВА 6. КОНСТАНТНОСТЬ ОРИЕНТАЦИИ
ВИДИМОГО МИРА 155
6.1. Торзионные движения глаз и восприятие субъективной вертикали 155
6.2. Фотоэлектрический метод регистрации торзионных движений глаз и головы 157
6.3. Торзионные движения глаз при фиксации головы.. 164
6.4. Торзионные движения глаз при изменении зрительной обратной связи 166
6.5. Торзионные движения глаз при активных
и пассивных движениях головы 168
6.6. Система механизмов, обеспечивающих
ориентацию человека относительно
гравитационной вертикали 172

Попов Л.M., Голубева О.Ю., Устин П.Н.
Добро и зло в этической психологии личности
ISBN: 978-5-9270-0128-6
240 стр., 60x90/16|пер

Добро и зло - центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения данных, полюсные характеристики этической составляющей субъекта: духовность и циничность. Представлена технология преодоления бездуховности.

Книга адресована психологам, философам, социологам, культурологам, преподавателям, аспирантам и студентам психологических и философских специальностей, а также всем, кому интересна проблематика этической психологии.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
ЭТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФЕНОМЕНЫ 9
1.1. Причины возникновения этической психологии 9
1.2. Некоторые феномены этической психологии: духовность, совесть, вера 15
1.3. Методологическое обоснование понимания субъекта как системного образования и механизм его развития 20
1.4. Психологическая модель человека как субъекта развития
и саморазвития с ее этической составляющей 24
ГЛАВА 2
ДОБРО И ЗЛО В ЭТИКЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 43
2.1. Добро и зло в этике, православной культуре и психологии 43
2.2. Добро и зло — двойственное образование 52
2.3. Добро — проявление толерантности в психологической науке
и практике 60
2.4. Характерологические типы ориентации на добро и зло
в этической психологии личности 71
2.5. Методы экспериментального исследования добра и зла
в ситуациях поведенческого выбора 89
2.5.1. Психодиагностический тест «Добро и зло» 90
2.5.2. Коррекционный метод выявления и регуляции поведения
в условиях морального выбора 95
ГЛАВА 3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ циничности 103
3.1. Феноменология цинизма и циничности 103
3.2. Организация экспериментального исследования циничности 119
3.3. Результаты экспериментального исследования циничности -нравственно-этического компонента личности 126
ГЛАВА 4
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ
В связи С ПРОФЕССИЕЙ ЧЕЛОВЕКА 159
4.1. Духовность — высшая добродетель этической культуры личности 159
4.2. Духовность и профессия 164
4.3. Экспериментальная выборка испытуемых
и методы исследования 170
4.4. Результаты диагностики проявлений духовности
у представителей изыскательных и преобразовательных
профессий 175
4.5. Технология развития духовности 180
4.6. Апробация технологии 193
4.7. Технология позитивного влияния на духовность врачей-ветеринаров 202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 229

ЛИТЕРАТУРА 231

Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А.(редакторы)
Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы
ISBN: 978-5-9270-0141-5
474 стр., 60x90|пер

Первый в российской психологической науке коллективный труд, отражающий современное состояние и перспективы развития психологии совладающего поведения, состоит из пяти разделов, которые охватывают широкое поле теоретико-экспериментальных разработок проблем психологии совладания: методологии и методов исследования, соотношения совладающего поведения и психологических защит, клинических аспектов копинга, личностных и субъектных факторов совладания, копинг-исследований семьи. Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, совладающего с трудными жизненными ситуациями.

Журавлев А.Л., Кольцова В.А. (редакторы)
Методология комплексного человекознания и современная психология
ISBN: 978-5-9270-0144-6
603 стр., 60x90|пер

В книге, подготовленной по материалам конференции, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, основателя Ленинградской научной школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева, освещается широкий круг проблем, касающихся истории, современного состояния и перспектив развития методологии комплексных исследований. Раскрыты вклад Ананьева в становление и развитие разных направлений отечественной психологии, разработку ее методологических основ, его роль как организатора психологической науки. Рассмотрены ключевые проблемы, исследованные в творчестве Ананьева - чувственного познания, индивидных характеристик человека, субъекта, личности, индивидуальности, - и тенденции их разработки в современной психологии. На широком и разноплановом материале обоснована важность межпредметной и междисциплинарной интеграции как условия целостного и всестороннего изучения психической деятельности.
Книга адресована психологам, представителям смежных с психологией наук, студентам психологических факультетов

Соснин В. А., Нестик Т.
Современный терроризм: Социально-психологический анализ
ISBN: 978-5-9270-0137-8
240 стр., 60x90|обл

Книга посвящена острой проблеме современной цивилизации — терроризму как социокультурному и социально-психологическому феномену. Осуществлен системный теоретико-методологический анализ исследований проблемы терроризма, рассмотрены социальные и социально-психологические основания его возникновения, проанализирована социально-психологическая специфика глобализации и ее связь с проблемой терроризма. Особое внимание уделено анализу мотивации терроризма, социокультурному идентификационному подходу для объяснения детерминации террористической деятельности.
Книга адресована, в первую очередь, специалистам в области социальной психологии, социологии и политологии, она будет полезна преподавателям и студентам психологических и социологических факультетов вузов.

Скотникова И.Г.
Проблемы субъектной психофизики.
ISBN: 978-5-9270-0145-3384 стр., 60x90|пер

В монографии систематизируются и обобщаются материалы более чем 30-летних исследований автора, позволивших теоретически обосновать и экспериментально верифицировать субъектно-ориентированный подход в психофизике. Эта парадигма, развивающая коренные традиции отечественной психологической науки, позволила ввести ортодоксальный количественный психофизический анализ результатов сенсорных измерений в зависимости от внешне заданных факторов в качественный контекст активной индивидуально-психологической сенсорной деятельности человека по решению сенсорных задач. Установлена роль ее структурных компонентов для процесса и результатов измерений. 

Книга предназначена для психологов и других специалистов, интересующихся изучением сенсорных и в целом когнитивных процессов, индивидуальных особенностей, принятия решения. 
Ермолаева Е.П.
Психология социальной реализации профессионала
ISBN: 978-5-9270-0146-0347 стр., 60x90|пер

В рамках многоаспектного исследования рассматриваются психологические проблемы социальной реализации профессионала, ведущая роль в решении которых отводится профессиональной идентичности. Разработанная автором "идентификационная исследовательская модель человек-профессия-общество" использована для описания и исследования широкого круга вопросов, связанных с закономерностями профессиогенеза и сменой социально-профессиональных эпох и реализационных стереотипов, динамикой профессиональной идентичности в меняющемся социально-экономическом пространстве, реализационным поведением профессионалов разных идентификационных типов, профессиональным маргинализмом как новым психологическим феноменом и адаптационной стратегией некоторых категорий профессионалов в реформируемой России. С позиции выделенной автором трехкомпонентной структуры профессиональной идентичности предлагается новое толкование таких известных психологических феноменов, как субъектность профессионала, профессиональная готовность и социальная безопасность деятельности. Рассмотрены актуальные современные проблемы реализации профессионалов в России: пределы преобразования идентичности и типичные стратегии совладающего поведения профессионалов в условиях глобализации; преодоление психологических барьеров по отношению к новым видам массовых профессий в сфере бизнеса; корпоративные аспекты и нравственные проблемы социальной реализации профессионалов. 

Предназначается для специалистов в области психологии труда, общей и социальной психологии: научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, а также психологов-практиков, занимающихся проблемами профессиональной консультации, подбора кадров и социально-профессиональной реабилитации лиц, утративших работу. 
Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С.(ред)
Познание и общение: Теория эксперимент, практика.
ISBN: 978-5-9270-0148-4235 стр., 60x90|обл

Во втором томе коллективного научного труда представлены материалы конференции "Познание в структуре общения", организованной и проведенной Институтом психологии Российской академии наук 13-14 ноября 2008 г. Конференция посвящена проблеме порождения, ор1анизации и функционирования психических процессов в ходе общения. Обсуждаются результаты современных исследований когнитивно-коммуникативных образований психики, особенностей дискурса в системе социально-психологических отношений, психологических характеристик коммуникации, опосредованной новыми технологиями, роли когнитивно-коммуникативных процессов в психотерапии и ряд других вопросов, раскрывающих своеобразие познавательных процессов в структуре общения. 

Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, а также для работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, психотерапии. 
Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С.(ред)
Познание и общение: Теория эксперимент, практика.
ISBN: 978-5-9270-0148-4235 стр., 60x90|обл

Во втором томе коллективного научного труда представлены материалы конференции "Познание в структуре общения", организованной и проведенной Институтом психологии Российской академии наук 13-14 ноября 2008 г. Конференция посвящена проблеме порождения, ор1анизации и функционирования психических процессов в ходе общения. Обсуждаются результаты современных исследований когнитивно-коммуникативных образований психики, особенностей дискурса в системе социально-психологических отношений, психологических характеристик коммуникации, опосредованной новыми технологиями, роли когнитивно-коммуникативных процессов в психотерапии и ряд других вопросов, раскрывающих своеобразие познавательных процессов в структуре общения. 

Книга предназначена для специалистов в области общей, социальной и прикладной психологии, а также для работников сферы массовой коммуникации, образования, менеджмента, психотерапии. 
Журавлев А.Л., Артемьева Т.И.(ред)
Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (14- 15 февраля 2008 г.)
ISBN: 978-5-9270-0147-7232 стр., 60x90|обл
В книгу включены научные доклады, отражающие различные направления работы Института психологии РАН в 2007 г. Рассмотрены итоги научной деятельности коллектива, выявлены тенденции развития психологических исследований в ИП РАН. В статьях данного сборника представлены актуальные и перспективные проблемы, значимые для современного этапа развития психологии.

Книга рассчитана на специалистов-психологов, как теоретиков, так и практиков. 
Сухарев А. В.
Этнофункциональная парадигма в психологии
ISBN: 978-5-9270-0135-4576 стр., 60x90|пер

В настоящей работе рассматриваются возможности применения авторской этнофунк-циональной методологии в области воспитания, психотерапии, информационной безопасности и др., на основе которой строятся соответствующие методы работы, позволяющие системно учитывать этническую, культурную и экологическую неоднородности общества и личности. Новизна и широта возможных применений этно-функциональных гуманитарных технологий обеспечиваются опорой на базовый принцип этнофункциональности и смежные с ним принципы этнофункционального развития, детерминизма и этнофункционального единства микро- и макрокосма, существенные для понимания проблем личности в условиях современного «этно-культурно мозаичного» мира. В работе изложены основные теоретические положения данного подхода и результаты конкретных прикладных исследований. Книга может быть полезна студентам, аспирантам и научным сотрудникам: психологам, педагогам, медикам, а также историкам, этнологам, культурологам и представителям других наук о человеке. 
Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)
Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности.
ISBN: 978-5-9270-0132-3589 стр., 60x90|перСерия: | Труды ИП РАН

В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также различных научных центров и учебных заведений России. В книгу включены работы по широкому кругу вопросов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Все материалы объединяются общей направленностью на развитие и реализацию положений системного, деятельностного и личностного подходов в изучении психологии профессиональной деятельности.


Содержание
Предисловие.....................................9
В.А. Бодров
Современные исследования фундаментальных и прикладных
проблем психологии профессиональной деятельности
(вместо введения) ................13
Раздел первый
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛ. Журавлев, Т.А. Нестик
Психологические проблемы организации обучающего
взаимодействия инструкторов и операторов транспортных
и энергетических систем.......51
В.А. Пономаренко
Антропологическое видение будущего саморазвития инженерной психологии как науки (из опыта жизни и труда)...76
В.И. Медведев, А.А. Алдашева
Усталость как психическое состояние..........................................85
Д.Н. Завалишина
Формы целеполагания в творческой активности профессионала..................113
А. В. Карпов
Структурно-уровневая организация профессиональной деятельности: концептуализация и реальность.......................126
Г.М. Зараковский
Эргономическое проектирование операционального
компонента деятельности: теоретические основы
и методология...................162
АЛ. Обознов
Внешние средства оперативной поддержки психической регуляции операторской деятельности.....................................1 81
Ю. К. Стрелков
Феномен времени в исследованиях транспортного труда......200
Л. Г. Дикая
Субъектная регуляция в деятельности профессионала
как основа формирования адаптационных стратегий............222
Ю. Я. Голиков
Изменение требований к проектированию техники
в процессе ее усложнения ......................................246
Раздел второй
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛ. Бодров, С.Н. Плющ, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ
Умственное утомление и утомляемость: от состояния
к свойству субъекта труда....................................265
Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова
Психометрическая оценка выраженности посттравматических
стрессовых нарушений профессиональной этиологии
у участников боевых действий........................287
А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица Исследования человеческого фактора в современной компьютеризованной среде: новые направления развития инженерной психологии и эргономики.....................312
А. И. Иванов, В. В. Лапа
Инженерно-психологические проблемы проектирования нашлемной системы индикации для летчика............................340
В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова, А.Л. Сыркина
Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решеток......353
И.И. Васильева
Об основаниях оценки эффективности деятельности руководителя по управлению коллективом.............................374
ЕЛ. Ермолаева
Психологическая специфика исследования социальной реализации человека в профессии..........................................395
О.Н. Сиваш
Изучение личностной детерминации профессиональной пригодности летного состава в процессе клинико-психологической экспертизы......................................416
В. Г. Круглое
Мотивация творческой деятельности профессионала............435
Раздел третий
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ
В.М. Львов
Проблемы обеспечения конкурентоспособности
продукции за счет совершенствования ее эргономических
свойств.........................................457
АН. Костин
Инженерно-психологические проблемы автоматизации современной техники.............................................466
А.А. Меденков
Методология профессиональной подготовки авиационных инженеров в области эргономики..........................................485
ЕМ. Иванова
Дифференцированные стратегии психологического
анализа профессиональной деятельности...............................504
В. В. Козлов
«Веерная» модель системного анализа причин ошибки
пилота и разработки профилактических мероприятий..........523
А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков
Требования к психологическим методам анализа сложной профессиональной деятельности.........................................536
П.Я. Шлаен
Зарождение и развитие военной эргономики в России (Фрагменты из книги «Дни моей жизни»)................................553
А.В. Чунтул, В.В. Поляков, А.Н. Петрова
Эргономические аспекты разработки перспективных
и модернизируемых вертолетов...........................................570
М.Б. Меликова
Направления развития эргономического обеспечения
летных испытаний авиационных систем...................................576
Сведения об авторах ……………………………………585 
Соловьев В.Д. (ред)
Когнитивные исследования. Выпуск 2
ISBN: 978-5-9270-0131-6320 стр., 70х100/16|перСерия: | Когнитивные исследования

Серия «Когнитивные исследования» была создана для публикации монографий и сборников статей, посвященных разным аспектам когнитивной науки — от психологии и лингвистики до инженерии знаний и проблем искусственного интеллекта. Выпуск 2 подготовлен по материалам Второй международной конференции по когнитивной науке, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2006 г. Вошедшие в сборник статьи отражают некоторые приоритеты исследователей в данной области.


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 5
Т.В. Черниговская, В.Д. Соловьев
Раздел 1
КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ МОЗГА
МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. ФАКТЫ, СООБРАЖЕНИЯ, ГИПОТЕЗЫ 9
Н.П. Бехтерева
СОЗРЕВАНИЕ РЕГУЛЯТОРНЫХ СТРУКТУР МОЗГА И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
Р.И. Мачшская, Е.В. Крупская
Состояния КОРЫ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ВНУТРЕННЕЙ ИНДУКЦИИ ЭМОЦИЙ 48
С.Г. Данько
Раздел 2
БАЗОВЫЕ КОГНИТИВНЫЕ
МЕХАНИЗМЫ
ПРОБЛЕМА ВОСПРИЯТИЯ И ДЕЙСТВИЯ: НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА 75
Е.А. Сергиенко
ДОВЕРЧИВАЯ ПАМЯТЬ: КАК ИНФОРМАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТСЯ В СИСТЕМУ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 87
В.В. Нуркова
ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИХ
ПРОСТРАНСТВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ 102
А.О. Прохоров
ОБОБЩЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ДРУГИЕ КОГНИТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ ВРАНОВЫХ ПТИЦ 126
ЗА. Зорина, А.А. Смирнова
INDICATING THE LAST GLANCE: TASK RELATED DIFFERENCES OF EYE POSITION
AND THE PERCEIVED FOCUS OF VISUAL WORK 148
Jens R. Helmert, Sebastian Pannasch, Boris M. Velichkovsky
Раздел 3
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
И ПСИХОЛИНГВИСТИКА
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ПРАВИЛА,
ВЕРОЯТНОСТИ, АНАЛОГИИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНОГО
ЛЕКСИКОНА 165
Т.В. Черниговская, К. Гор, Т.И. Свистунова
ДЕТСКИЕ АНЕКДОТЫ И ОСТРОУМИЕ У ДЕТЕЙ: КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
И КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 182
И.В. Утехин
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 209
Анна А. Зализняк
К ВОПРОСУ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
ЭКСПЕРИМЕНТОВ 231
О.В. Федорова
Раздел 4
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПОДХОДЫ
ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ «ЗНАНИЕ» И ПРОБЛЕМА
МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЗНАНИЯ 265
О.П. Кузнецов
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ГУМАНОИДНЫМИ РОБОТАМИ 276
Л.А. Станкевич
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ИНЖИНИРИНГ: ОТ ИСТОРИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ФОРМИРОВАНИЮ ПРИКЛАДНЫХ ОНТОЛОГИЙ 293
Т.А. Гаврилова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ОНТОЛОГИЙ ДЛЯ ПОРТАЛА
НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 308
Ю.А. Загорулъко
СЕЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 318 
Ушакова Т.Н. (ред)
Речь ребенка: Проблемы и решения
ISBN: 978-5-9270-0129-3352 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН

Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике речевого развития; приводятся новые факты; описаны прежде не отмечаемые исследователями явления; сравниваются случаи нормального, задержанного и искаженного развития. Исследования темы речевого онтогенеза в нашей стране не выпадают из общего мирового потока. В то же время они имеют свои оригинальные черты. К ним можно отнести разработку таких тем, как осмысленность ранних детских вокальных и двигательных проявлений; их временные границы и длительность; психофизиологические механизмы их протекания и развития; источники внутренней активности речи и форм ее проявления (интенций); включенность растущего малыша в коммуникативную ситуацию, пути влияния последней и др. Соответствующие вопросы рассмотрены в книге в теоретическом и экспериментально-эмпирическом плане. Большое внимание уделено также методическим разработкам. Далеко не все проблемы освещены в книге с исчерпывающей доказательностью. Авторам предоставлена возможность высказать собственное мнение и провести последующую, можно надеяться, продуктивную дискуссию по предложенным проблемам.


Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ. Т.Н. Ушакова 5
Часть I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА
Глава 1. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития
ребенка. Т.Н. Ушакова 13
Глава 2. Механизм речедвигательного акта в свете
логопедического анализа. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова... АО
ЧАСТЬ II ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Становление звукового состава речи ребенка:
лонгитюдное исследование. ЕЕ. Ляксо 57
Глава 4. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной
имплантации (электродного протезирования слуха)
И.В.Королева 90
Глава 5. Ранние крики детей: сегодня и четверть века
назад. ТВ. Базжина 1 15
Глава 6. Интенциональный механизм в контексте начального
этапа речевого развития. Т.Н. Ушакова, С.С. Белова,
О.Е. Громова 1 30
Глава 7. Возникновение интенций в раннем возрасте
и их соотношение с языковым развитием. С.С. Белова 147
Глава 8. От протодиалога к диалогу: коммуникативная
компетенция ребенка раннего возраста. В.В. Казаковская... 169
Глава 9. Функциональные перестройки в раннем развитии
ребенка. Е.Н. Винарская 200
Глава 10. Психолингвистическая модель возрастной
фонологии. Г.М. Богомазов, Е.Ю. Спиридонова 209
ЧАСТЬ III
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Глава 11. Разработка анкеты для дифференцированной оценки
нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет.
О.Е. Громова, С.С. Белова 223
Глава 12. Оценка раннего речевого и когнитивного развития
детей: разработка и апробация опросника. ££ Ляксо 262
Глава 13. Логопедическая программа стимуляции речевого
развития детей с трудностями овладения произвольной
артикуляцией. О.Е. Громова 31 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Т.Н. Ушакова 329
ПРИЛОЖЕНИЕ
РОДИТЕЛИ-ПСИХОЛОГИ О РАННЕМ РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ СВОИХ ДЕТЕЙ
Проявления субъективных переживаний ребенка
в раннем возрасте. Е.В. Гришунина 337
Про Федю. Ж.А. Максименко 347
Детский сад: Новое окно в мир. С.С. Белова 348 
Сушков И.Р.
Психологические отношения человека в социальной системе
ISBN: 978-5-9270-0125-5412 стр., 60x90/16|пер

Предлагаемая вниманию читателя книга подводит итог длительной работе автора в области социальной психологии. Взаимоотношения людей являются особым типом социально-психологических отношений, благодаря которым существует и постоянно воспроизводится целостность человеческого общества. Автор приходит к убеждению, что взаимоотношения - это наиболее перспективный предмет социальной психологии, который позволяет согласовать и наполнить психологическим содержанием исследования как сложных общественных явлений, так и процессов межиндивидуалыюго взаимодействия, а также процессов реализации конкретной личностью своей жизнедеятельности. Представленный автором подход заявлен как новая парадигма в социальной психологии. Книга предназначена для социальных психологов, социологов, философов, историков и этологов.


ОГЛАВЛЕНИЕ
АЛ ЖУРАВЛЕВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
в СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 5
ПРОБЛЕМА НОВОЙ ПАРАДИГМЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 17
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ И ПРИНЦИПОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. МИНИМУМ ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ 29
ГЛАВА 2. СИСТЕМА КАК КЛЮЧЕВОЕ ПОНЯТИЕ В ИССЛЕДОВАНИЯХ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 44
ГЛАВА 3. Понятия РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЯВЛЕНИЙ 52
ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ 55
Принципы детерминизма, единства сознания и деятельности 55
Человек как субъект своей жизнедеятельности 65
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК СПОСОБ
РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 71
Физический уровень организации взаимодействия 72
Биологический уровень организации взаимодействия 77
Социальный уровень организации взаимодействия 85
ГЛАВА 2. Понятия ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 104
I ЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
в ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА 113
Социальная система как особая система организации
жизнедеятельности людей 113
Роль и свойства обмена социально-психологическими отношениями в ходе материально-практической
деятельности человека 124
Человеческие взаимоотношения как основа единства
социальной системы 130
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ОБРАЗ КАК НОСИТЕЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 151
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 165
ГЛАВА 3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТОРОНА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 192
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ
КАК ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
ГЛАВА 1. ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 208
ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ КАК КОЛЛЕКТИВНЫХ
СУБЪЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 219
Понятие социальных групп, индивидуальный смысл их существования и история социально-психологических
исследований их взаимоотношений 219
Ход развития взаимоотношений социальных групп 237
Процессы самокатегоризации социальных групп 247
Процесс внутригрупповой идентификации 270
Процесс эффективного обмена межгрупповыми
отношениями 281
Процесс регуляции взаимоотношений коллективных
субъектов 301
Межгрупповые отношения в ситуации конфликта 311
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ 332
Личность как индивидуальный носитель человеческих
отношений 332
Полисистемность жизнедеятельности личности 341
Проблема социальной идентичности, сознания личности
и ее взаимоотношения с другими 349
Проблема власти, влияния и межличностных
взаимоотношений 361
Некоторые эмпирические подтверждения концепции
человеческих взаимоотношений 368
ГЕОМЕТРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ) 379
ЛИТЕРАТУРА 385 
Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)Платонов К.К. - выдающийся отечественный психолог ХХ века.
Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К.Платонова.
ISBN: 978-5-9270-0122-4270 стр., 60х90/16|перСерия: | Труды ИП РАН

В книгу включены выступления участников конференции, раскрывающие многогранную научную, организаторскую и просветительскую деятельность выдающегося отечественного психолога XX столетия К.К. Платонова, его вклад в различные области психологической науки, влияние его идей на современное психологическое знание. 

Работы разного характера содержат анализ научного наследия К.К. Платонова, изложение его биографии и этапов профессионального творчества, а также развивают его научные идеи. 

Книга рассчитана на профессиональных исследователей, преподавателей психологии и практических психологов, работающих в самых разных сферах, а также на специалистов по истории отечественной науки.


Содержание
АЛ. Журавлев, В.А. Кольцова, Т.И. Артемьева
Основные направления исследований К. К. Платонова
и их развитие в современной психологии 9
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ К.К. ПЛАТОНОВА И ИХ РАЗВИТИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Г.В. Акопов
Феноменология группового сознания в контексте идей
К.К. Платонова 21
В.В. Белоус, И.В. Боязитова
Взгляд К.К. Платонова на теорию систем как фактор развития
теории интегральной индивидуальности 34
А.М. Двойнин
Идеи К.К. Платонова о вере сквозь призму современной
психологии 42
О.С.Дейнека
Некоторые перспективы развития дидактического наследия
К.К. Платонова 49
И. А. Джидарьян
Концепция динамической функциональной структуры личности
К.К. Платонова 61
Т.В. Зверева
Историко-биографическое исследование вклада К.К. Платонова
в развитие психологической науки 68
Г.Х. Шингаров
Философские проблемы психологии в творчестве К.К. Платонова ..75
Раздел II
ВКЛАД К.К. ПЛАТОНОВА В РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ
ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
М.С. Алексеенко
Подход К.К. Платонова к проблеме переучивания летчиков 85
Т.Н. Артемьева
К.К. Платонов как аналитик проблем психологии религии 90
В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко
Учение К.К. Платонова о способностях и их развитие в процессе
летной подготовки 99
А.Д. Глоточкин
Значение работ К.К. Платонова для развития военной психологии 109
Л.Г. Дикая
Вклад К.К. Платонова в становление и разработку проблем
психологии труда 119
ИМ. Жданько, П.А. Коваленко, Д.В. Гандер
Пространственная ориентировка в визуальном маневренном
полете. Отработка теста на профориентацию 130
Г.В. Ожиганова
Творческие способности и неспособности личности 142
И. А. Русина
Работа К.К. Платонова «Методологические проблемы
медицинской психологии» как руководство для медицинских
психологов 147
Раздел III
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
АЛ. Журавлев, А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева
Представления К.К. Платонова о моральной воспитанности
личности как теоретическое основание изучения нравственного
самоопределения 169
А.Л. Журавлев, И.А. Соина
Субъективная значимость других людей
в социально-психологическом пространстве
самоопределяющейся личности 188
Т.В. Дробышева
Роль средств массовой информации в формировании
экономического сознания подростков (на примере печати) 211
В.А. Зобков, А.В. Зобков
Структурная организация объективных проявлений
саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи
юношеского возраста 237
М.А. Красников
Опыт системно-структурного анализа феномена лжи 243
ИМ. Осипенко
Динамика социальных представлений о богатстве и бедности
у студенческой молодежи 252
Е.В. Пронина
Психология воображения дошкольника 257
Т.Ю. Сунцова
Контрперенос в усложненных условиях и «сила души» 262 
Павлова Н.Д., Зачесова И.Д. (редакторы)
Ситуационная и личностная детерминация дискурса.
ISBN: 978-5-9270-0120-0384 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН
Сборник посвящен теме, актуальность которой стремительно возрастает в современную эпоху, когда кардинально расширяются возможности вербальной коммуникации, изменяются ее формы; картина мира, создаваемая средствами массовой информации, и виртуальный мир Интернета приобретают для человека значение второй реальности. Результаты исследования организации дискурса, функционирующего в разных сферах действительности, позволили авторам выявить и описать некоторые закономерности его ситуационной и личностной детерминации. Характеризуются специальные виды дискурса, выработанные в повседневной жизни, политике, науке, новые тенденции, которые получают распространение в связи с современными информационными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам интеиционалыюй организации дискурса, которые тесно связанны как с личностной сферой коммуникантов, так и с ситуационным контекстом и выступают интегрирующим началом многих включенных в сборник работ. 

Проведенный теоретический анализ, изложенные результаты эмпирических исследований, оригинальные методические разработки представляют интерес для специалистов в области психологии речи, психолингвистики, социальной психологии, психологии личности, психологов-практиков. Издание адресовано также специалистам смежных наук - филологам, социологам, антропологам, философам.


Содержание
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ..........................................5
А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова
К междисциплинарной проблематике дискурса (Вместо предисловия)... 6
Н.Д. Павлова
Новые направления исследований в психологии речи
и психолингвистике...........................................12
РАЗДЕЛ 2. ДИСКУРС В РАЗНЫХ СФЕРАХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ... 35
А. В. Юревич
Эволюция дискурса психологической науки......................36
М. В. Китайгородская, Н.Н. Розанова
Типовые коммуникативные ситуации в интенциональном аспекте
(общение на рынке)...........................................46
В.В. Латынов
Психологические закономерности функционирования
экономического дискурса......................................65
А.Н. Воронин, Н.Б. Горюнова
Специфика научного дискурса в исследованиях
по проблеме способностей.....................................77
РАЗДЕЛ 3. ДИСКУРС И ЛИЧНОСТЬ.............................97
Е.С. Калмыкова
Рефлексивный процесс и его отражение в дискурсе...............98
Н.А. Алмаев
«Встречные курсы» психолингвистики
и дифференциальной психологии..............................124
М.И. Воловикова
Основные принципы и возможности применения
микросемантического анализа................................144
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУРСА ... 161
И.А. Зачесова, Т.А. Гребенщикова
Взаимоотношения собеседников в диалоге......................162
Т.А. Кубрак
Интенция самопрезентации субъекта в различных видах дискурса.... 185
А.А. Григорьева
Приемы речевого воздействия и интенциональные структуры
разных видов телевизионного дискурса........................205
Е.А. Пескова
Интенции политиков в предвыборном дискурсе и их понимание
«наивной» аудиторией и специалистами........................225
РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МИРА В ДИСКУРСЕ............243
К. И. Алексеев
Метафора как средство репрезентации действительности в дискурсе.. .244
В.А. Цепцов
«Образ врага» в сознании россиян:
дискурсивно-когнитивная модель..............................259
О. В. Чернецкая
Дискурс-анализ в исследовании социальных представлений
о сексуальности.............................................285
РАЗДЕЛ 6. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ....................305
М.С. Андрианов
Дискурсивный анализ спорных иллюстраций
периодических печатных изданий..............................306
М.А. Лаппо
Интенция кодирования в субкультурном дискурсе
(на материале телефонных разговоров наркокурьеров)..........327
В.А. Гордиенко
Подходы к дискурсивному анализу
психотерапевтической ситуации...............................338
Л.А. Шустова
Диалог в практике работы с подростками.......................354
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.....................................380 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН