2009 год

Журавлев А.Л,Кольцова В.
Современная психология. Часть 4
ISBN: 5-9270-0020-7
336 стр., 60x90|обл

Данный сборник научных трудов включает доклады, сообщения и выступления участников научной конференции, посвященной 30-летию Института психологии РАН, основанному в декабре 1971 г., и 75-летию со дня рождения его организатора и первого директора, члена-корреспондента АН СССР, профессора Б. Ф. Ломова (1927-1989). В этой книге представлены результаты современных исследований по методологии истории психологии, которые ведутся научными сотрудниками ИП РАН и других организаций.

Александров Ю. И., Александрова Н. Л.
Субъективный опыт, культура и социальные представления
ISBN: 978-5-9270-0149-1320 стр., 60x90|пер
В монографии сопоставляются системные структуры и динамика субъективного опыта и культуры. Обсуждаются закономерности формирования субъективного опыта в культуре. Рассматриваются проблемы ген-культурной коэволюции. Предлагается системное понимание языка как инструмента отчета о достигнутых индивидуальных результатах в терминах «оценивающего» социума. Анализируется соотношение сознания и эмоций, а также морали и закона как характеристик систем разного уровня дифференцированности, составляющих структуры субъективного опыта и культуры. Описаны результаты экспериментальных исследований, демонстрирующие динамику и одновременно стабильность социальных представлений об интеллектуальной личности в период социально-экономических изменений в России. Обнаруженная в результате кросс-культурного анализа специфика этих социальных представлений связывается с особенностями культуры России. 
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А.
Модель психического в онтогенезе человека
ISBN: 978-5-9270-0156-9415 стр., 60x90|пер

Вниманию читателя представлена первая в российской психологии монография, посвященная становлению модели психического. Модель психического является когнитивным механизмом понимания собственных психических состояний (знаний, намерений, желаний, эмоций, убеждений и.т.п.) и психических состояний Другого. Изложенные в книге научные результаты относятся к разработке направления «Модель психического», известного в зарубежной психологии как «Theory of Mind».

Представлено современное состояние исследований в русле данного подхода и оригинальные экспериментальные работы авторов, посвященные развитию понимания обмана, намерений, желаний, эмоций у детей с типичным развитием, расстройствами аутистического спектра и детей-сирот. Раскрывается соотношение развития ментальных моделей физического и социального мира. Обсуждаются проблемы эволюции житейской психологии и истоки социального познания.

Книга адресована психологическому сообществу и всем, кому интересны истоки понимания Себя и Другого, начала обыденного сознания. 
Под ред. Д. В. Люсина, Д.В.Ушакова
Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям
ISBN: 978-5-9270-0153-8351 стр., 60x90|пер
Книга освещает самые современные достижения в исследованиях механизмов и создании методик измерения социального и эмоционального интеллекта. В нее включены работы ведущих специалистов в этой области из России и других стран. Понятия социального и эмоционального интеллекта являются центральными в психологии ввиду как их теоретического значения, так и богатых возможностей применения на практике. Книга будет полезна широкому кругу специалистов в различных областях психологии и смежных дисциплин, в том числе практикам, работающим в сферах профессионального отбора и развития, семейных отношений, личностного роста.

Содержание
Введение 5
Теоретические подходы
и экспериментальные исследования
Д. В. Ушаков. Социальный и эмоциональный интеллект:
надежды, сомнения, перспективы 11
И. Н. Андреева. Эмоциональный интеллект как фактор
самоактуализации 31
В. А. Барабанщиков. Восприятие личностных особенностей
человека по выражению его лица 40
О. В. Белоконь. Эмоциональный и социальный интеллект
и феномен лидерства 60
О. А. Гулевич, А. И. Прихидько. Как люди реагируют
на несправедливость: роль эмоционального интеллекта
и копинг-стратегий 79
С. П. Деревянко. Ситуативные аспекты актуализации
эмоционального интеллекта 90
В. В. Овсянникова. Типы сензитивности наблюдателя
при распознавании эмоций 114
Е. А. Сергиенко. Развитие понимания ментальных состояний
и новый взгляд на теорию Пиаже 125
Т. А. Сысоева. Приемы и стратегии, используемые
при идентификации эмоций 153
Е. Д. Шехтер, Ч. А. Измайлов, М. Л. Шехтер, Е. Л. Сирота,
И. В. Едренкин. Использование многомерного
шкалирования для оценки восприятия эмоциональных
выражений при аутизме 167
Прикладные аспекты и методы измерения
С. С. Белова. В психометрических поисках
социального интеллекта 187
Е. А. Валуева. Диагностика эмоциональной креативности:
адаптация опросника Дж. Эверилла 216
В. А. Лабунская. Теоретико-эмпирические основания создания
методики «Диагностика уровня развития способности
к адекватной интерпретации невербального поведения»
и ее модификаций 228
Д. В. Люсин. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн:
новые психометрические данные 264
Н. Д. Михеева. Методика незаконченных ситуаций (МНС)
для диагностики родительской компетентности 279
Е. А. Орёл. Опыт разработки теста эмоционального
интеллекта ЭмIQ 297
Е. А. Сергиенко, И. И. Ветрова. Эмоциональный интеллект:
модель, структура теста (MSCEIT V2.0), русскоязычная
адаптация 308
Т. Н. Тихомирова, Д. В. Ушаков. Измерение социального
интеллекта у школьников 332
Список авторов 349 
Под ред. Д. В. Ушакова.
Когнитивные исследования: Проблема развития. Выпуск 3.
ISBN: 978-5-9270-0166-8352 стр., 70х100/16|пер
Серия: | Когнитивные исследования
Когнитивное развитие в книге рассмотрено во многих планах. Это фило- и онтогенез физиологической базы когниций, развитие познавательной сферы ребенка, речи, языка, знаний в науке и многое другое. Обсуждаются конкретные проблемы, встающие сегодня перед когнитивной наукой в разных областях, но также и общетеоретические вопросы принципов описания развивающихся систем, развития как условия адекватности познания, единства организации фило- и онтогенетического развития и обучения, детерминации развития и т. д. Проблема развития исследуется в междисциплинарном аспекте – представлены биологический, психологический, лингвистический, философский и иные подходы. Настоящее издание отражает современное состояние когнитивной науки и включает наиболее интересные результаты исследований, выполненных в последние годы в России. Предназначена для студентов, аспирантов, специалистов в области психологии, лингвистики, компьютерных наук и в смежных областях. 
Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко
Субъектный подход в психологии
ISBN: 978-5-9270-0167-5619 стр., 60x90|пер
Сборник научных трудов включает современные теоретические и эмпирические исследования психологии субъекта. Авторы статей - участники 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие: субъектный подход» (к 75-летию А.В. Брушлинского), которая проходила 15–16 октября 2008 г. в г. Москве, в Институте психологии РАН. Статьи, представленные в книге, отражают широкий спектр научных поисков, а объединяет их субъектный подход. Главные научные традиции психологического анализа субъекта, которым следуют авторы,– акмеологическая (в общенаучном плане вытекающая из антропоцентрической парадигмы) и эволюционная (основанная на эволюционно-генетической). В рамках этих традиций описываются принципы системно-субъектного подхода, психологии человеческого бытия, исследования индивидуального и группового субъекта, субъектные и личностные характеристики саморегуляции человека, а также личности в отношениях со-бытия с другими людьми. Книга адресована психологам, философам, культурологам и другим специалистам гуманитарного профиля, всем, кто следит за последними тенденциями развития психологической науки. 
Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)
Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1
ISBN: 978-5-9270-0159-0615 стр., 60x90|пер
Серия: | Труды ИП РАН
В книге представлены материалы докладов и сообщений сотрудников ИП РАН и других научных, учебных, производственных, конструкторских учреждений РФ - участников научно-практического семинара. В книгу включены результаты исследований и разработок, доложенные на первых пяти заседаниях семинара, которые включают проблемы теоретико-методологических исследований профессиональной деятельности, профессиографии и психологического анализа деятельности, психических состояний субъекта труда, инженерно-психологического и эргономического проектирования профессиональной деятельности, методических разработок и экспериментальных исследований субъекта труда. Материалы сборника научных трудов предназначены для специалистов в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, организации труда и проектирования деятельности, а также для студентов и аспирантов-психологов. 
Бодров В.А.
Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы.
ISBN: 978-5-9270-0160-6560 стр., 60x90|пер
Серия: | Достижения в психологии

В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения развития и преодоления профессионального утомления. Приводятся основные положения учения об утомлении человека (история исследований проблемы, определение понятия «утомление», его классификация, взаимосвязь работоспособности и утомления). Излагаются теоретические положения о сущности утомления и механизмах регуляции его развития. Проводится анализ особенностей развития утомления в профессиональной деятельности, его причины, признаки, методы диагностики. Анализируются методы и средства профилактики и коррекции профессионального утомления. 

Монография предназначена для специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, восстановительной медицины, а также для студентов психологических вузов. 
Журавлев А.Л., Корж Н.Н. (редакторы)
Междисциплинарные исследования памяти.
ISBN: 978-5-9270-0174-3283 стр., 60x90|пер
Серия: | Экспериментальные исследования

В книге представлен широкий круг новейших исследований памяти, выполненных в русле биохимического, нейрофизиологического, психофизического, экологического и социально-психологического подходов. Описаны результаты экспериментов и современные представления о биологических процессах, лежащих в основе феномена памяти, функциях памяти в познавательной деятельности и социальной жизни, этнических и национальных особенностях воспоминаний об исторических событиях (коллективная память).Книга будет интересна специалистам и студентам, интересующимся загадками человеческой памяти.


СОДЕРЖАНИЕ
А. Л. Журавлев, Н. Н. Корж. Проблемы междисциплинарного
исследования памяти 5
Раздел 1
Т. П. Емельянова. Коллективная память
с позиций конструктивизма 17
Дж. Верч. Коллективная память 33
Дж. Верч. Национальные нарративы и консервативная
природа коллективной памяти 47
Дж. Коул. Память и современность 58
Дж. Коул. Малагасийские и западные концепции памяти:
отношение к постколониальной политике
и исследование памяти 81
Раздел 2
Д. Шактер. Семь грехов памяти: грех предубеждения 109
Д. Шактер. Семь грехов памяти: грех застревания 133
Н. Н. Корж. Личностные черты невербальной памяти
(психофизический контекст) 157
Н. Г. Шпагонова. Психофизические характеристики памяти
в лабораторных и естественных условиях 179
Дж. Тэйлор, Дж. Олични. От амнезии к деменции: исследование
памяти и вербальной деятельности методом ССП 199
Раздел 3
Т. Н. Греченко, Е. Н. Соколов. Пейсмекерная активность –
свойства и функции 225
Е. Н. Соколов, Т. А. Палихова. Нанонейроника памяти 249
Е. Б. Бурлакова. Роль липидов мембран в передаче
и хранении информации (новая модель памяти) 258 
Шадриков В.Д.
От индивида к индивидуальности: Введение в психологию.
ISBN: 978-5-9270-0162-0656 стр., 60x90|пер
Серия: | Достижения в психологии

В монографии рассматривается становление присущих человеку психических качеств, духовных основ человечности. Раскрыты природа и движущие силы перехода от инстинктов к духовности как специфически человеческому способу психической жизни. 

Освещаются возникновение и развитие внутренней жизни человека. Раскрываются его структура и функции, дается периодизация его формирования. Выдвигается положение о том, что внутренний мир человека – особого рода потребностно-эмоциональная субстанция, обеспечивающая сохранение и тождество личности в процессах ее изменения и развития. Формулируются законы функционирования внутреннего мира и его индивидуальные проявления. 

Дается системное описание способностей человека, показывается, что содержательно способности можно определить с учетом трех измерений: индивида, субъекта деятельности и личности. Прослеживается развитие способностей от природных к духовным. Предлагается авторская модель интеллекта. 

Книга предназначена для специалистов в области психологии, педагогики и философии. Может использоваться в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке по психологопедагогическим специальностям. 

Освещение в книге проблемы человекознания представляет интерес для широкого круга читателей. 
Барабанщиков В.А.
Современная психофизика.
ISBN: 978-5-9270-0151-4543 стр., 60x90|пер
Серия: | Экспериментальные исследования

Коллективный труд "Современная психофизика" знакомит читателя с сегодняшним состоянием психофизики, тенденциями ее развития, новыми экспериментальными методами и результатами, путями практической реализации полученного знания. Книга предназначена для психологов, психофизиологов, педагогов, специалистов в области психологии управления, инженерной психологии, психологии труда, математической психологии и всех тех, кто интересуется экспериментальной психологией.


Содержание
Содержание 3
Введение 5
Раздел 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОФИЗИКИ
Глава 1. Воспринимаемое качество как основа
психофизического измерения событий
естественныой среды 13
Глава 2. Предпосылки и теоретическое обоснование
субъектного подхода в психофизике 41
Глава 3. Теория восприятия пространства: отражение глубины,
расстояний и направлений по их функциям на плоскости
рецепторов 82
Глава 4. Вклад произвольного и непроизвольного внимания
в процесс локализации зрительного стимула 92
Глава 5. Геометрический подход к задаче
сенсорного различения 110
Глава 6. Альбедо-гипотеза в свете современных теорий
восприятия светлоты 145
Раздел 2
ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Глава 7. Оптико-геометрические иллюзии, генерируемые
компьютером: феномены, механизмы, детерминанты 161
Глава 8. Психофизика восприятия экспрессий лица
в микроинтервалах времени 189
Глава 9. Психофизический подход
к оценке эффективности навыка чтения 217
Глава 10. Роль семантики в восприятии длительности
естественных и искусственных сигналов 240
Глава 11. Динамика формирования цветовых иллюзий 252
Глава 12. Восприятие экспрессивных схем лиц
и характеристик темперамента 260
Раздел 3
ПСИХОФИЗИКА В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Глава 13. Что и как регулирует поведение живых существ 273
Глава 14. Системная интеграция психологических
и физиологических знаний в области изучения
индивидуальных различий силы ощущений 290
Глава 15. Локальный и глобальный анализ в зрительной
системе 312
Глава 16. Роль сетчаточных и корковых механизмов зрения
в формировании субъективных оценок различий
и вызванного потенциала различения 338
Глава 17. Оценка расстояний в городских ландшафтах
как психофизическая проблема 357
Глава 18. Категориальная структура восприятия живописи 381
Глава 19. Зоопсихофизика: пути развития 401
Раздел 4
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИКИ
Глава 20. Психофизические исследования
эстетических свойств певческого голоса 433
Глава 21. Уверенность и адекватность ее оценки при решении
сенсорной задачи: когнитивно-стилевой аспект 444
Глава 22. Психофизические характеристики восприятия
качества жизни 461
Глава 23. Облегчение слухового распознавания
интенсивности коротких, высокочастотных стимулов
с ограниченной полосой частот в шуме 473
Глава 24. Личностные факторы контроля критериев
оптимальности решения психофизических задач
человеком-наблюдателем 489
Глава 25. Связь когнитивных стилей с эффективностью
считывания приборной информации в операторской
деятельности 512
Глава 26. Роль двигательной активности
в восприятии времени: онтогенетический аспект 526 
Журавлев А.Л. и др. ред.
Прогресс психологии: Критерии и признаки
ISBN: 978-5-9270-0152-1336 стр., 60x90|пер
Серия: | Методология, теория и история психологии

В книге рассматриваются вопросы о том, в чем состоит прогресс психологической науки, что ему препятствует, каковы его критерии и признаки. Обсуждаются и другие методологические проблемы, связанные с прогрессом психологии, - общеметодологические модели и ориентиры ее развития, критерии научности психологического знания, соотношение его естественнонаучной и гуманитарной составляющих и др. Прослеживается эволюция конкретных областей психологического знания, таких как социальная психология, когнитивная психология, психология восприятия. 
Книга предназначена для всех, кто интересуется методологическими проблемами психологической науки и перспективами ее развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 7
Часть I
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОГРЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
М.С. Гусельцева
Понятие прогресса и модели развития
психологической науки . 13
Т.В. Зеленкова
Прогрессивные тенденции развития психологии
в контексте интеграционных процессов
в современной науке. 32
Т.Д. Марцинковская
К вопросу о прогрессе современной психологии. 63
И.Е. Гарбер
«Прогресс психологии» как культурный конструкт. 77
Д.А. Леонтьев
Психология как гуманитарная наука:
от дисциплины необходимого к «цветущей
сложности» возможного . 95
Т.В. Корнилова
Означает ли свободная конкуренция идей отказ
от критериев научности в психологии?. 111
И.А. Мироненко
Об источниках сомнений в прогрессе психологии. 126
А.Н. Ждан
Критика понятия прогресса. 144
Часть II
СЛАГАЕМЫЕ ПРОГРЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
А.В. Юревич
Интерпретативные традиции и параметры
развития психологической науки. 153
Н.И. Чуприкова
Прогресс психологической науки
и психологическое знание. 170
С.Д. Смирнов
К какому идеалу научного знания
движется психология?. 186
В.Н. Порус
Системы объяснения и прогресс
психологической науки . 197
И.Н. Семенов
Системно-методологическая
и историко-научная рефлексия
как средства прогресса психологии . 210
Часть III
ПРОГРЕСС КОНКРЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Г.М. Андреева
Итоги столетия (к вопросу о прогрессе
в социальной психологии). 237
В.А. Янчук
Прогресс в понимании психологической
феноменологии: социокультурно-интерде-
терминистская диалогическая перспектива . 262
В.А. Барабанщиков
Прогресс в исследовании восприятия:
теоретико-методологические предпосылки. 286
Е.А. Сергиенко
Эволюция взглядов и революция
в когнитивной психологии развития. 319
Авторы и составители сборника. 334 
Барабанщиков В.А.
Системная организация и детерминация психики
ISBN: 978-5-9270-0161-3448 стр., 60x90|пер
Серия: | Труды ИП РАН
Коллективная монография посвящена современным разработкам идеи системности в психологии. Различные аспекты психики и поведения человека рассматриваются с точки зрения их целостности, порождения и развития. Описываются новые методы исследований психических явлений и эмпирические данные, раскрывающие их природу. Анализируются закономерности организации, функционирования и развития целостных психических образований. Особое внимание уделяется содержанию и формам системной детерминации психики (ее компонентов и субкомпонентов). 
Книга предназначена для психологов, биологов, философов, социологов, педагогов, а также для всех, кто интересуется проблемами современной психологической науки и тенденциями ее развития. 
Журавлев А. Л., Юревич А.В. (редакторы)
Макропсихология современного российского общества
ISBN: 978-5-9270-0150-7352 стр., 60x90|пер
Серия: | Психология социальных явлений

В коллективной монографии представлена попытка заложить основы новой области психологического знания - макропсихологии, представляющей собой психологическое изучение социальных процессов, соразмерных обществу в целом. В фокусе внимания авторов находятся макропсихологические проблемы современного российского общества. В книге представлены количественный подход к оценке его макропсихологического состояния, психологический анализ этнических групп, культурной травмы, вызванной реформами, нравственных идеалов и ценностных ориентации, революций. Рассмотрено место психологической науки и практики в современном, в том числе в российском, обществе.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Глава 1. Социальная релевантность
и социальная ниша психологии 11
Перспективная дисциплина 11
Социальная релевантность психологии 13
Мировоззренческая функция психологии 18
Конструирование социальных практик 24
Глава 2. Психология этнических групп как составная часть
макропсихологии 30
Методологические проблемы этнической психологии 30
Эмпирическая характеристика психологического облика
русского этноса (на выборке жителей Костромской области) 51
Возможности использования методологических
подходов этнической психологии к исследованию
макропсихологического состояния современного
российского общества 75
Глава 3. Социальные представления и символический
копинг в условиях культурной травмы 85
Макропсихологический анализ российского общества:
поиск подходов 85
Проявления культурной травмы в России:
социальные признаки 89
Социально-психологические референты культурной травмы 95
Посттравматические изменения в обыденном сознании 109
Особенности совладания с культурной травмой 117
Социально-психологические последствия
культурной травмы 122
Глава 4. Нравственный идеал как индикатор
психологического состояния российского общества 137
Исследования проблемы нравственного идеала
в психологии и смежных науках о человеке 137
Основные принципы исследования социальных
представлений о нравственном идеале в российском
менталитете 154
Эмпирическое исследование социальных представлений
о нравственном идеале 178
Динамика нравственных приоритетов у современной
российской молодежи 205
Глава 5. Динамика ценностных ориентаций личности
в условиях макросоциальных изменений 207
Социально-психологические механизмы формирования
ценностных ориентаций личности 210
Динамика ценностных ориентаций личности в условиях
социально-экономических изменений 222
Динамика ценностных ориентаций учащейся молодежи
в современном российском обществе 241
Динамика ценностных ориентаций представителей разных
социально-экономических групп (предпринимателей
и безработных) в изменяющейся России 254
Глава 6. Макропсихологическое состояние
современного российского общества 279
Количественная оценка психологического
состояния общества 279
Психологическое состояние современного
российского общества 287
Создание жизнеспособного общества 294
Глава 7. Психология революций 301
«Революционное уравнение» 301
Лидеры и ведомые 305
Революционная мобилизация 310
Влияние внешних обстоятельств 314
Революции в современном мире 320
Литература 328
Сведения об авторах 351 
Митькин А.А.
Пути психологического поиска: Претензии и возможности.
ISBN: 978-5-9270-0157-6240 стр., 60x90|пер
Серия: | Достижения в психологии

В книге, вобравшей в себя итоги многолетнего научного творчества доктора психологических наук, профессора А.А. Митькина, дается широкая панорама достижений отечественной психологической науки и намечаются перспективы дальнейших исследований. Рассматривается специфика психологического и физиологического подходов к анализу зрительных функций, обсуждаются базовые проблемы психологии развития в ее системной интерпретации, проводится разноаспектный анализ субъектных характеристик человека в философском, эволюционном и психологическом освещении.

Книга будет интересна специалистам в области психологии и всем, кто интересуется общими проблемами фундаментальной науки.



Содержание
А.Л. Журавлев. Предисловие 7
Введение 12
Раздел I
Эмпирика и междисциплинарность в исследованиях психики
Глава 1. Физиология зрения и психология зрительного образа 17
Глава 2. Роль сенсомоторных связей в пространственной ориентации 34
Глава 3. Интерсенсорное взаимодействие у младенцев: теоретический
и эмпирический подходы 61
Раздел II
Развитие систем и системность развития
Глава 4. На пути к системной психологии развития 79
Глава 5. Индивидуальное и коллективное сознание: грани
взаимодействия 92
Глава 6. Самоорганизация систем или системный детерминизм? 111
Раздел III
Категория субъекта в психологии
Глава 7. Групповой субъект: реальность или метафора? 135
Глава 8. Грани и границы субъектности человека.
Философский аспект 153
Глава 9. Грани и границы субъектности человека. Эволюционный
и психологический аспекты 184
Заключение 217
Литература 219 
Барабанщиков В.А.
Восприятие выражений лица
ISBN: 978-5-9270-0158-3448 стр., 60x90|пер

Монография посвящена актуальной, но плохо разработанной проблеме психологических механизмов восприятия личности человека по выражению его лица. Опираясь на большой эмпирический материал и собственные экспериментальные данные, автор раскрывает общепсихологическую природу межличностного восприятия, описывает разнообразные методы изучения восприятия выражения лица, анализирует существующие концепции. Межличностное восприятие рассматривается в терминах когнитивно-коммуникативного процесса, в котором складываются и развиваются представление об индивидуальности коммуниканта, его оценка и отношение к нему (ОН-концепция). Особое внимание уделяется закономерностям восприятия экспрессивных состояний и индивидуально-психологических особенностей незнакомого человека по фотоизображению его лица.

Книга адресована психологам, социологам, культурологам, деятелям искусства, а также тем, кто интересуется закономерностями непосредственного - «лицом к лицу» - общения людей. 
Тарабрина Н.В.
Психология посттравматического стресса
ISBN: 978-5-9270-0143-9304 стр., 60x90|обл

Монография посвящена изложению результатов изучения посттравматического стресса (ПТС) в разных группах: участников боевых действий, участников ликвидации аварии на ЧАЭС, детей, беженцев, пожарных, спасателей, больных раком молочной железы. Представлено исследование переживания террористической угрозы. На основе теоретического анализа и обобщения эмпирических исследований показано, что психологические последствия воздействия на человека экстремальных, психотравмирующих стрессоров высокого уровня интенсивности представляют континуум разных форм и степеней психической дезадаптации, одной из которых является посттравматическое стрессовое расстройств (ПТСР). Эмпирически установлено, что только высокий уровень посттравматического стресса корреспондирует с клинической картиной ПТСР. Выдвинуто и подтверждено предположение о том, что на психологическом уровне симптомы ПТСР представляют совокупность взаимосвязанных психологических характеристик (симптомокомплекс), входящих в семантическое поле понятия «посттравматический стресс». 

Прохоров А.О.
Смысловая регуляция психических состояний
ISBN: 978-5-9270-0142-2352 стр., 60x90|пер

В книге представлены результаты изучения механизмов и закономерностей смысловой регуляции психических состояний. В основе исследования лежит концептуальная модель функциональной структуры смысловой регуляции состояний, включающая в себя смысловые характеристики сознания, личностные свойства, характеристики предметной и социальной среды, а также психические состояния и их показатели. Рассматриваются ситуационные аспекты смысловой регуляции психических состояний, регуляторные влияния смысловых структур, процессуальные и личностные характеристики смысловой регуляции. Показаны особенности смысловых влияний на саморегуляцию психических состояний, социально-психологические аспекты и становление смысловой регуляции состояний. Анализируется изменение смысловых структур под воздействием психических состояний. 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН