2010 год

Юревич А.В., Цапенко И.П
Наука в современном российском обществе
ISBN: 978-5-9270-0177-4335 стр., 60*90/16|пер
В книге рассматриваются взаимоотношения современной российской науки с политикой, бизнесом, СМИ и др. Анализируются новые тенденции в развитии отечественной науки: ее участие в процессе глобализации, вестернизация, расслоение российского научного сообщества и т.д. Дается оценка таких характерных для современного российского общества явлений, как иррационализация массового сознания, широкое распространение паранауки, теневой науки и попнауки. Рассматриваются изменение общей траектории развития отечественной науки, а также - в свете общих характеристик современной цивилизации – новые тенденции в развитии мировой науки. 
Книга предназначена для специалистов в области науковедения, смежных научных дисциплин и для всех, кто, не являясь профессиональным ученым, интересуется положением науки в современном, прежде всего в российском обществе.



Содержание

Введение.............7
Часть I
Состояние современной российской науки
Глава 1. Кризис или возрождение?.......15
Негативные и позитивные симптомы.............15
Финансовое и материально‑техническое обеспечение.............17
Научные кадры...........27
Результативность..................31
Глава 2. Звездный час гуманитариев...............36
Преуспевающие гуманитарии................36
Социогуманитарное образование..........40
Равнение на политологию.............45
Посредническая наука.........52
Глава 3. Расслоение научного сообщества..............57
Неравное равенство..............57
Неоднородность социогуманитарного сообщества.........60
Расхождение иерархий........62
«Новые русские ученые»...............66
Часть II
Российская наука в контексте глобализации
Глава 1. Глобализационные процессы в российской науке....77
Виды глобализационных процессов в науке...........77
Интеллектуальная миграция и сорсинг.........79
Интернационализация исследований............93
Глобализация содержательного контекста............101
Социальная и психологическая глобализация.....105
Глава 2. «Электронная наука»............ 109
Информатизация научных учреждений......109
«Цифровая грамотность» ученых.......117
Использование ИКТ в научной деятельности.....120
Роль ИКТ в сфере НИОКР........127
4
Глава 3. Вестернизация................ 132
Кумулятивность научных дисциплин..........132
Разнообразие интеллектуальных пространств.....136
Национальное и интернациональное............139
Часть III
Наука и современное российское общество
Глава 1. Наука и политика......... 147
Мозги и власть..........147
«Видимые» интеллектуалы........154
Научно‑политический бизнес..............161
За место под солнцем.........166
Глава 2. Наука и бизнес............... 172
Общие корни.............172
Научные парки..........175
Российская формула взаимодействия..........181
Ученые в бизнесе.................193
Глава 3. Наука и сми................. 199
Отношение СМИ к науке............199
«Говорящие головы»..........204
Славянская крайность..................208
Последствия медиакратии..........215
Часть IV
Околонаучные явления в современной России
Глава 1. Теневая наука................. 221
Нормы и антинормы науки........221
Защиты «под ключ»...........227
«Серая» наука............230
Глава 2. Поп‑наука: «конкретный случай» психологии....... 234
Социальная «ниша» поп‑психологии...........234
Психологическое шоу........241
Третья социодигма..............249
Глава 3. Паранаука............. 253
Ренессанс паранауки..........253
Пограничная «территория»........263
Критерии демаркации..................268
Часть V
Перспективы науки
Глава 1. Наука и будущее............ 279
Ошибки футурологии..................279
«Затоваривание» знания.............284
Интроверсия цивилизации.........289
Научная и ненаучная фантастика.......299
Глава 2. Так что же делать?........ 304
Неизбежная рентабельность.................304
Асимметрия отношения к науке..........311
Слагаемые научной политики..............316
Литература................... 321 
Акопов Г.В.
Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований
ISBN: 978-5-9270-0178-1272 стр., 60*90/16
В книге представлены современные изыскания в области психологии сознания, а также подходы, определяющие возможность консолидации традиционных и новейших знаний как при определении сознания, его классификации, выявлении его структурного многообразия, генезиса, при других научных построениях, так и в дополнительной к научной системе сфере знаний — исторической менталистике. 
Юревич А. В.
Методология и социология психологии.
ISBN: 978-5-9270-0181-1272 стр., 60*90/16|перСерия: | Методология, теория и история психологии
Автор дополняет традиционную – методологическую – рефлексию над развитием психологической науки и практики нетрадиционной – социологической, рассматривая наиболее злободневные проблемы не только развития психологического знания (методология психологии), но и психологического сообщества, а также его взаимоотношений с обществом (социология науки). В книге описываются состав и структура психологического знания, основные формы его социальной детерминации, закономерности развития и перспективы интеграции, ценностные основания и пути повышения социальной релевантности психологии, ее взаимодействие с современным, широко использующим психологическое знание обществом, взаимоотношения с парапсихологией и с поп-психологией.
Книга предназначена для профессиональных психологов – как исследователей, так и практиков, для студентов психологических вузов и для всех тех, кого интересует проблема места психологической науки и практики в современном обществе. 
Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Н. Савченко, Г. М. Головиной
Математическая психология: Школа В. Ю. Крылова
ISBN: 978-5-9270-0154-5512 стр., 70х100/16|перСерия: | Научные школы ИП РАН
Предлагаемая коллективная монография продолжает издательскую серию, посвященную научным школам, сложившимся в Институте психологии РАН. Настоящий выпуск составляют работы по математической психологии. Это новая отрасль психологической науки, получившая оригинальное развитие в работах доктора психологических наук, профессора Владимира Юрьевича Крылова (1933–1996). 

Каждый тематический раздел монографии открывает статья В. Ю. Крылова, последующие статьи дополняют и углубляют его идеи, касающиеся теоретических подходов, моделей и методов математической психологии. Тем самым показана преемственность развития математической психологии в России. 

В книге не только представлены результаты научных исследований, но и дается экскурс в историю математической психологии. 

Книга предназначена для методологов науки, психологов, педагогов, специалистов, работающих в области инженерной и математической психологии. 
Ю. И. Александров, В. Д. Соловьев (редакторы)
Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 4
ISBN: 978-5-9270-0180-4304 стр., 70х100/16|перСерия: | Когнитивные исследования
Серия «Когнитивные исследования» основана в 2006 г. с целью публикации монографий и сборников статей, посвященных актуальным проблемам когнитивной науки. Выпуск 4 составили статьи по результатам исследований, представленным на Третьей международной конференции по когнитивной науке, которая прошла в Москве в 2008 г. Сборник будет интересен психологам, лингвистам, нейрофизиологам, специалистам в области искусственного интеллекта и других наук, связанных с механизмами познания. 
Самойленко Е. С.
Проблемы сравнения в психологическом исследовании
ISBN: 978-5-9270-0179-8416 стр., 60x90|пер
В монографии обсуждается широкий круг проблем, связанных с психологическими функциями сравнения в познании и общении. На разнообразном теоретическом и эмпирическом материале показана необходимость системного подхода к сравнению как ключевой процедуре, реализуемой человеком в процессе познания окружающего мира, самого себя и других людей, а также в ситуациях межличностного общения. Рассмотрены со- временные концепции и методология изучения когнитивных и социальных форм сравнения. Показаны особенности авторского метода анализа вербальных способов сравнения, позволяющего соотносить их с особенностями восприятия сходства и различия зрительных и звуковых объектов. Представлены авторские методики исследования социальных форм сравнения. Приведены результаты эмпирических исследований возрастных особенностей в использовании категорий референтов, целей и способов социального сравнения, а также его аффективных составляющих. Показана связь между социометрическим статусом члена группы и его статусом как референта социального сравнения. 

Книга адресуется психологам, социологам, специалистам в области межличностного общения и массовой коммуникации, а также преподавателям, работающим в сфере начального и среднего образования. 
Быховец Ю. В., Тарабрина Н.В.
Психологическая оценка переживания террористической угрозы: Руководство.
ISBN: 978-5-9270-0183-585 стр., 60x90|обл
В данном пособии представлено описание методического инструмента – опросника переживания террористической угрозы (ОПТУ), разработанного в лаборатории психологии посттравматического стресса ИП РАН. Методика направлена на измерение степени выраженности переживания террористической угрозы у косвенных жертв террористических актов (косвенные жертвы – это лица, ставшие свидетелями терактов посредством СМИ). 

Рассмотрены теоретическое обоснование и результаты апробации ОПТУ-50 и ОПТУ-21 на выборке респондентов из различных регионов Российской Федерации. Проверены психометрические свойства ОПТУ-50 и ОПТУ-21. 
Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко
Психологические исследования: Выпуск 5
ISBN: 978-5-9270-0185-9264 стр., 60x90|обл
В пятом выпуске трудов молодых ученых по психологии представлены статьи дипломников и аспирантов факультета психологии ГАУГН и Института психологии РАН. Также в сборник вошли статьи, написанные участниками III Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего», прошедшей 5–7 ноября 2009 г. в Институте психологии РАН. Написать статью предлагалось участникам конференции, чьи доклады были отмечены как лучшие. Статьи отражают уровень научных исследований не только начинающих ученых ИП РАН, но и молодых ученых из различных регионов России и ближнего зарубежья. Статьи интересны для обсуждения новых тенденций, идей в психологической науке. В сборник вошли 24 статьи по разным теоретическим и экспериментальным вопросам психологии. Данная книга представляет интерес для психологов, преподавателей психологии, молодых ученых и всех, кого интересует научное творчество нового поколения. 
Карнышев А. Д., Винокуров М.А.
Этнокультурные традиции и инновации в экономической психологии
ISBN: 978-5-9270-0188-0480 стр., 60x90|перСерия: | Психология социальных явлений
В книге рассматривается проблема взаимодействия традиций и инноваций в разного рода этнических субъектах: этносе в целом, локальных этнических группах, семье. Инновация, с точки зрения культурологии и социальной психологии, представлена в двух аспектах: как нововведение и как феномен влияния меньшинства на большинство. Именно второй момент демонстрирует сложность разработки и внедрения инноваций с этнопсихологической точки зрения и механизма их реализации. Динамика традиций и инноваций в экономической жизни этносов прослеживается на примерах интеллектуальной собственности, способов возрождения традиционных форм хозяйствования сибирских народов, туристического бизнеса и экологичной экономики. Широко освещаются роль и функции традиций и инноваций в межэтническом взаимодействии и сотрудничестве, в межкультурной компетентности в деловых отношениях. 

Книга предназначена для специалистов в области психологии, экономики и смежных с ними наук. 
Т. Н. Савченко, Г. М. Го
Методы исследования психологических структур и их динамики: Вып. 5: Субъективное качество жизни
ISBN: 978-5-9270-0195-8188 стр., 60x90|облСерия: | Труды ИП РАН
Пятый выпуск периодического сборника «Методы исследования психических структур и их динамики» посвящен исследованиям в области качества жизни. В данном выпуске в основном представлены работы прикладного характера. Приведены исследования качества жизни под воздействием экономического кризиса и постепенного выхода из него. Большое внимание уделено соотнесенности динамики среды (эволюция социальных объектов, глобальных организационных изменений, изменений в образовании) и динамики СКЖ (представлений, ценностей, смысла жизни). 
Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. (отв.редакторы)
История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г.
ISBN: 978-5-9270-0186-6782 стр., 70х100|пер
Книга подготовлена по материалам международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», состоявшейся в 2009 г. В статьях авторов представлен широкий круг вопросов, входящих в проблемное поле современной отечественной истории психологии. Рассмотрены как традиционные для историко-психологического исследования (разработка конкретных проблем, творческое наследие ученых и деятелей культуры, становление и развитие научных школ психологии), так и новые перспективные направления научного поиска. К последним относится история развития психологии в научных центрах и региональная психология, а также родственная истории психологии дисциплина – историческая психология. Специальный раздел книги посвящен анализу исследований, выполненных в русле пcихофизиологической школы Е.Н. Соколова «Человек–Нейрон–Модель». Книга отражает широкую палитру исследовательских интересов в области истории психологии, обусловленных как запросами времени, так и логикой развития научного знания, является репрезентативным показателем растущего значения истории психологии в системе психологической науки. Книга адресована психологам, представителям смежных с психологией наук – как ученым, так и студентам психологических факультетов. 
Журавлев А.Л., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)
Итоговая научная конференция 11-12.02.2010
ISBN: 978-5-9270-0197-2291 стр., 60x90|обл
В книге представлены наиболее значимые результаты научно-исследовательской, научно-организационной и научно-практической деятельности, которая была осуществлена коллективом Института психологии в 2009 г. Показано его активное участие в реализации комплексных и междисциплинарных программ. 

Подведены основные итоги выполнения конкурсных научных программ, завершения диссертационных и монографических исследований, показана деятельность сотрудников, получивших коллективные и индивидуальные гранты. Кроме того, представлены разработки наиболее актуальных проблем, выполненных в лабораториях ИП РАН. 

Книга адресована как специалистам-психологам, так и тем, кто интересуется психологической проблематикой.
Барабанщиков В.А (редактор)
Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы
ISBN: 978-5-9270-0196-5888 стр., 70х100|пер

Книга посвящена состоянию и особенностям развития экспериментального метода в российской психологии. Она содержит около 200 статей, с разных сторон рассматривающих проблему эксперимента. По своему содержанию и составу авторов это наиболее крупный отечественный труд по экспериментальной психологии. Его выход приурочен к двум памятным датам: 150-летию психофизики и 125-летию основания первой экспериментально-психологической лаборатории в России. Книга предназначена для психологов, психофизиологов, педагогов, специалистов в области психологии управления, инженерной психологии, психологии труда, математической психологии и всех тех, кто интересуется экспериментальной психологией.

Сергиенко Е. А., Ветрова И. И.
Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство.
ISBN: 978-5-9270-0192-7176 стр., 60x90|обл
Данное методическое пособие представляет русскоязычную версию теста Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v. 2.0 (The Mayer–Salovey–Caruzo Emotional Intelligence Test), адаптированную авторами. В пособии раскрыты теоретические основания модели эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо, проведено сравнение этой модели с другими моделями измерения эмоционального интеллекта, изложена история создания методики MSCEIT v. 2.0, описана структура теста, представлены результаты психометрических проверок методики MSCEIT и результаты ее использования в различных психологических исследованиях. Методическое издание содержит полный тестовый материал в виде буклета с бланком ответов.


Содержание
Введение 7
Обоснование концепции эмоционального интеллекта 8
Почему это интеллект? 11
Модели эмоционального интеллекта 15
Другие концепции эмоционально интеллекта 22
1 Концепции, преимущественно связанные
с моделью способностей эмоционального интеллекта 22
2 Концепции, преимущественно связанные
со смешанными моделями эмоционального интеллекта 24
Эмоциональный интеллект: концептуализация
и возможности 26
1 Наиболее известные в России методики
для измерения эмоционального интеллекта 27
2 Модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо 30
3 Возможности применения MSCEIT
в психологических исследованиях 34
4 Эмоциональный интеллект и образовательная политика 36
Описание MSCEIT 42
Процесс перевода на русский язык MSCEIT v. 2.0 50
Первая психометрическая проверка теста 52
1 Анализ пунктов опросника 53
2 Надежность-согласованность теста 54
3 Валидность 55
Второй этап психометрической проверки 57
1 Подготовка матрицы «сырых» данных 58
2 Проверка первичных шкал на нормальность
распределения 59
3 Однородность условий проведения исследования 60
4 Структурная валидность MSCEIT 62
5 Сравнение факторных структур MSCEIT
на пермской и московской выборке 74
6 Надежность шкал MSCEIT v. 2.0 77
7 Стандартизация теста 78
8 Критериальная валидность 80
Нормализация теста 84
Использовние русскоязычной версии теста
MSCEIT v. 2.0 в психологических исследованиях 88
1 Половые и возрастные различия
эмоционального интеллекта 88
2 Соотношение MSCEIT с другими методиками
эмоционального интеллекта 92
2.1 Соотношение MSCEIT с тестом
«Чтение психического по глазам» 92
2.2 Соотношение MSCEIT с опросниковыми методами
исследования эмоционального интеллекта SREIT,
ЭмИн, ЭмIQ 93
3 Соотношение эмоционального интеллекта
с другими психологическими конструктами 102
3.1 Эмоциональный интеллект и темперамент 102
3.2 Эмоциональный интеллект
и совладающее поведение 105
3.3 Эмоциональный интеллект, макиавеллизм
и жизнестойкость 108
3.4 Эмоциональный интеллект и контроль поведения 109
4 Исследование эмоционального интеллекта
у людей разных профессий 111
5 Сравнение эмоционального интеллекта
с помощью MSCEIT v. 2.0 у больных с клинической
депрессией, пациентов с тревожно-фобическими
расстройствами и у испытуемых без психических
расстройств 113
Заключение 128
Литература 130
Тихомирова Т. Н.
Интеллект и креативность в условиях социальной среды
ISBN: 978-5-9270-0200-9230 стр., 60x90|обл
В монографии изложены результаты исследований связи социальной среды с развитием интеллекта и креативности. Описываются результаты теоретического и эмпирического анализа двух аспектов социальной среды: предметно-информационного и межличностного взаимодействия. Эмпирическое исследование аспекта межличностного взаимодействия проведено на материале семейной микросреды, а влияние предметно-информационного аспекта продемонстрировано в ходе изучения роли обогащенной образовательной микросреды в развитии интеллекта и креативности детей. Предложен многомерный подход к интерпретации результатов и обозначено направление исследования: от установления взаимосвязей аспектов социальной среды с показателями интеллекта и креативности детей к пониманию возможных механизмов социальной детерминации способностей. Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, специалистов в области общей, возрастной и педагогической психологии, школьных психологов и педагогов.



Содержание
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
социальной детерминации интеллекта и креативности 11
1.1 Исследовательские подходы к анализу средовой детерминации
интеллекта и креативности 11
1.2 Теоретические модели, описывающие влияние социальной
среды на интеллектуальные и креативные способности 19
1.3 Уровневая модель связи социальной среды и способностей 28
1.4 Аспекты социальной среды, влияющие на индивидуальные
различия в проявлении интеллекта и креативности 31
1.4.1. Семейная микросреда и ее связь с развитием интеллекта
и креативности детей 32
1.4.2. Обогащение образовательной микросреды
и развитие интеллекта и креативности детей 45
1.5 Проблема определения и диагностики интеллекта
и креативности в контексте влияния социальной среды 57
1.6 Социальная среда, способности и собственная активность
ребенка: проблемы взаимовлияния 77
Глава 2. Эмпирические исследования связи семейной
микросреды с развитием интеллекта и креативности детей 85
2.1 Понятие «Факторы воспитательного воздействия»
и его операционализация 86
2.2 Эмпирическое исследование межпоколенческих отношений
в современной российской семье и их роли в развитии
способностей детей 97
2.3 Сравнительный анализ воспитательного воздействия первого
и второго предшествующих поколений на способности детей 109
2.4 Механизмы влияния микросреды расширенной семьи
на развитие интеллекта и креативности: факторы
воспитательного воздействия и роль второго
предшествующего поколения 116
2.5 Негомогенность микросреды нуклеарной семьи:
сравнительный анализ влияния воспитательного воздействия
отцов и матерей на развитие способностей детей 133
Глава 3. Эмпирические исследования связи
образовательной микросреды с развитием интеллекта
и креативности детей 146
3.1 Эмпирическое исследование связи обогащенной
образовательной среды с показателями развития интеллекта
и креативности 146
3.2 Трехкомпонентная модель обогащенной образовательной
среды 158
3.3 Механизмы влияния обогащенной образовательной
микросреды на развитие интеллекта и креативности 163
3.4 Соотношение показателей школьной успеваемости
и уровня развития креативности и интеллекта 173
Выводы: от выявления взаимосвязей к пониманию механизмов 182
Заключение 201
Литература 205
Приложения 215 
Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В.
Контроль поведения как субъектная регуляция
ISBN: 978-5-9270-0201-6352 стр., 60x90|перСерия: | Экспериментальные исследования
В монографии представлена новейшая разработка проблемы саморегуляции. Вводится конструкт контроля поведения, в отличие от других подходов делается акцент на внутренних индивидуальных ресурсах человека, лежащих в основе способности к саморегуляции. Контроль поведения рассматривается как единая система, включающая три субсистемы регуляции (когнитивный контроль, эмоциональную регуляцию, волевой контроль), которые интегрируются, создавая индивидуальный паттерн саморегуляции. Гипотеза контроля поведения разрабатывается на основе системно-субъектного подхода, что отвечает современным принципам научного знания: межпарадигмальности, открытости конструкта, системности, поиску новых обобщений, интегрирующих историю проблемы и требования новых подходов. Описаны обширные экспериментальные результаты верификации гипотезы контроля поведения: исследование становления контроля поведения в младенческом, раннем и подростковом возрасте, особенности контроля поведения при разной степени агрессивности подростков, изучение контроля поведения в трудных жизненных ситуациях (в период беременности). Показано соотношение контроля поведения, совладания и психологических защит как представляющих единый континуум защитного поведения. Книга адресована самому широкому кругу специалистов в разных областях психологии и человекознания.


Содержание
Предисловие 5
Глава 1. Контроль поведения – регулятивная
функция субъекта 9
1.1. Контроль поведения: обоснование конструкта 9
1.2. Составляющие контроля поведения: когнитивный контроль,
эмоциональная регуляция, контроль действий/воля 19
1.3. Контроль поведения как индивидуальный ресурс 23
1.4. Психология субъекта: системно-субъектный подход 34
1.5. Соотношение категорий субъекта и личности 42
1.6. Подходы к саморегуляции в отечественной психологии 48
1.7. Зарубежные концепции регуляции поведения 59
1.8. Контроль поведения как интегративная характеристика
субъектной регуляции 76
Глава 2. Изучение контроля поведения
в трудных жизненных ситуациях 81
2.1. Беременность как трудная жизненная ситуация 81
2.2. Формирование системы «мать–дитя»
во время беременности 93
2.3. Методы изучения субъектных и личностных характеристик
женщин во время беременности и показателей
психического развития детей после рождения 105
2.4. Показатели контроля поведения, личностных качеств,
представлений о раннем детском опыте женщин
во время беременности 114
2.5. Психическое развитие детей после рождения и показатели
контроля поведения, личностных качеств и представлений
о раннем детском опыте их матерей во время беременности 133
2.6. Контроль поведения как семейная субъектная регуляция.
Субъектные и системные характеристики семьи 138
Глава 3. Личностная регуляции психических состояний
в период беременности и ее связь с регуляторными
возможностями новорожденных 156
3.1. Психическое здоровье и возможности психической
регуляции 156
3.2. Экспериментальное исследование личностной регуляции
психических состояний в течение беременности 159
Глава 4. Изучение развития контроля поведения
в раннем онтогенезе человека 180
4.1. Темперамент и контроль поведения 180
4.2. Составляющие контроля поведения в младенчестве
и раннем возрасте 191
4.3. Экспериментальное исследование контроля поведения
в раннем онтогенезе 197
4.4. Индивидуальные стратегии регуляции поведения
как характеристика поведенческого стиля 228
4.5. Стиль воспитания и индивидуальные формы адаптивного
поведения 236
4.6. Генетико-средовые влияния на становление ранних
индивидуальных адаптаций 245
4.7. Становление контроля поведения в раннем онтогенезе 257
Глава 5. Контроль поведения и регуляция агрессивного
поведения подростков 260
5.1. Подростковый возраст и задачи регуляции поведения 260
5.2. Экспериментальное исследование контроля поведения
у подростков с разной выраженностью агрессивного
поведения 262
5.3. Индивидуальные возможности контроля агрессии
в подростковом возрасте 272
Глава 6. Контроль поведения, психологические защиты
и совладающее поведение: развитие в подростковом
возрасте 280
6.1. Совладание и психологические защиты 280
6.2. Исследование динамики контроля поведения,
совладания и психологических защит
в подростковом возрасте 293
6.3. Становление совладающих стратегий в раннем онтогенезе
и их связь с контролем поведения 315
Заключение 320
Литература 330 
Тарабрина Н.В., Ворона О.А., Курчакова М.С., Падун М.А., Шаталова Н .Е.
Онкопсихология: посттравматический стресс у больных раком молочной железы
ISBN: 978-5-9270-0184-2175 стр., 60x90|облСерия: | Фундаментальная психология — практике
В коллективной монографии представлены результаты психологического и психофизиологического изучения посттравматического стресса, вызванного угрожающим жизни онкологическим заболеванием - раком молочной железы (РМЖ). Работа является частью шестилетнего комплексного междисциплинарного проекта, направленного на решение фундаментальных проблем психологии и медицины: изучение влияния соматических расстройств на психику человека (соматогений) и воздействия психологических факторов на возникновение соматических и психических заболеваний (психогений). Работа выполнялась на базе и в сотрудничестве с кафедрой онкологии и лучевой терапии Московского государственного медико-стоматологического университета. Исследование проведено в рамках новой фундаментальной отрасли науки - онкопсихологии. 

В книге представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических последствий воздействия стрессоров высокой интенсивности, т.е. психотравматизации у больных РМЖ. Определены признаки посттравматического стресса и симптомы посттравматического стрессового расстройства у больных РМЖ, связи социально-демографического, психологического и психофизиологического статуса этого контингента больных, изучены их роли в этиопатогенезе РМЖ.



Содержание
Предисловие......... 5
Введение............... 6
Часть I
Психологические последствия воздействия угрожающих жизни
(онкологических) заболеваний на психику человека
Глава 1
Исследования психологических последствий стресса
у онкологических больных............11
Глава 2
Стресс, посттравматический стресс и посттравматическое
стрессовое расстройство у онкологических больных..........16
Глава 3
Посттравматический стресс у больных раком молочной железы......29
Глава 4
Исследования предикторов посттравматического стресса
у онкологических больных.............. 32
Глава 5
Когнитивно-личностные аспекты психотравматизации
у больных РМЖ.......... 45
Глава 6
Психофизиологические корреляты посттравматического
стресса у онкологических больных...... 54
Часть II
Эмпирические исследования посттравматического стресса
у больных раком молочной железы
Глава 7
Методы исследования.......... 67
Глава 8
Эмпирическое исследование посттравматического стресса
у больных раком молочной железы......... 75
Глава 9
Особенности восприятия жизненной перспективы
больными РМЖ.......... 85
Глава10
Исследование психопатологической симптоматики
у больных РМЖ.......... 91
Глава 11
Взаимосвязь характеристик посттравматического состояния
с клиническими и социально-демографическими переменными......98
Глава 12
Эмпирическое исследование предшествующих травм
у больных РМЖ.......... 111
Глава 13
Эмпирическое исследование базисных убеждений
у больных РМЖ.......... 125
Глава 14
Результаты психофизиологического исследования
эмоционального реагирования у больных РМЖ....... 135
Заключение.................. 154
Литература................... 159 
Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев (отв. редакторы)
Социальная психология труда: Теория и практика. Том 1
ISBN: 978-5-9270-0199-6488 стр., 60x90|перСерия: | Труды ИП РАН
В книге обосновываются вопросы становления новой отрасли психологической науки – социальной психологии труда, определяются ее признаки, критерии, специфика. Рассматриваются истоки социальной психологии труда в историческом, методологическом и методическом аспектах. Обсуждаются методологические проблемы и возможности интеграции психологии труда и социальной психологии в новую отрасль психологического знания. Показано, что актуальность развития социальной психологии труда определяется потребностями практической психологии. Определены тенденции развития отечественной социальной психологии труда. Анализируются проблемы реализации профессионала в разных видах трудовой и организационной деятельности, в трудовых и организационных отношениях. Обсуждаются проблемы повышения качества жизни профессионала и трудовой занятости в современной России. 

Книга предназначена для всех, кто интересуется методологическими и практическими проблемами социальной психологии труда и перспективами ее развития.



Содержание
Предисловие 7
I
Социальная психология труда:
история, методология, проблемы
О. Г. Носкова. Идеи социальной психологии труда в работах
специалистов-практиков россии конца XIX–начала ХХ вв. 13
В. Н. Абрамова. Потребности практической психологии
в развитии социальной психологии труда 26
Ю. Я. Голиков. Методологические проблемы
социальной активности профессионалов
в сфере высоких технологий 43
Л. Г. Дикая, Е. П. Ермолаева. Самореализация профессионала
в условиях глобализации: социально-психологические
и субъектно-личностные детерминанты 63
З. И. Рябикина, Г. Ю. Фоменко. Личность в профессии:
теоретико-эмпирическая интерпретация с позиций
субъектного и событийного подходов 82
Б. А. Ясько. «Личность–деятельность–профессиональная
среда» и метасистемный подход 101
II
К проблеме реализации личности в профессии
Е. П. Ермолаева. Специфика исследования реализации
профессионала в контексте социальной психологии труда 121
В. А. Бодров. Удовлетворенность работой как социальная
и психологическая детерминанта профессиональной
пригодности субъекта труда 140
К. В. Карпинский. Жизненный смысл профессионала
как детерминанта деятельности и становления личности 161
Г. И. Корчагина. Личностная детерминация
профессионального самоутверждения личности 186
Н. В. Антонова. Особенности идентичности субъекта
социально ориентированных профессий
в условиях социальных изменений 199
И. Н. Свириденко. Исследование зрелости личности
в профессиональной среде 211
Ю. В. Постылякова. Ресурсный потенциал субъекта
профессиональной деятельности 226
Е. В. Харитонова. Психологический портрет
профессионально-востребованной личности 244
А. В. Махнач, Н. Л. Горобец. Психологический анализ
деятельности и личности психотерапевта 255
III
Социально-психологические проблемы
профессиональной адаптации
А. Н. Костин. Социально-психологические проблемы
и детерминанты автоматизации управления
сложной техникой 279
Ю. К. Стрелков. Время коммуникативного процесса 299
А. И. Белкин. Социально-психологическая адаптация
личности в условиях тотальной знаковой
виртуальной среды 316
Л. Г. Дикая. Феномен эмоционального выгорания
профессионала в контексте метасистемного подхода 328
Е. М. Иванова, В. Е. Лабутина, А. О. Хабарова. Прогнозирование
психологической готовности спасателей к совместной
деятельности в экстремальных условиях 351
Е. О. Лазебная, М. Е. Зеленова, Ю. В. Бессонова.
Ценностно-мотивационная регуляция посттравматических
стрессовых состояний у спасателей МЧС 366
А. А. Обознов, О. Н. Доценко. Эмоциональная направленность
как детерминанта выгорания врачей 384
С. В. Гуцыкова. Экспертиза коммуникативных качеств
сотрудников службы охраны 397
IV
Проблемы подготовки и становления профессионала
Г. С. Прыгин. Особенности смысложизненных ориентаций
выпускников вузов с разным типом
субъектной регуляции 415
Е. В. Садон, Е. А. Могилевкин. Карьерные компетенции
будущего специалиста в период профессиональной
подготовки в вузе 428
О. В. Сысоева. Специфика развития
профессиональной ответственности врача 449
А. И. Лактионова, А. В. Махнач. Жизнеспособность
как фактор адекватного профессионального
самоопределения и социализации 459
Abstracts 478 
Маховская О. И.
Коммуникативный опыт личности
ISBN: 978-5-9270-0193-4253 стр., 60x90|обл
Монография посвящена проблемам изменения коммуникативного опыта личности. Предлагается концепция многоуровневого изменения идентичности личности в новых ситуациях взаимодействия. Сценарий взаимодействия рассматривается в нескольких аспектах – структурно-динамическом, когнитивно-личностном и нормативно-ценностном. Установлен ряд закономерностей коммуникативного опыта, объясняющих трудности начального этапа взаимодействия. 

Работа выполнена в рамках международных проектов социальной и практической направленности. 

Книга будет полезна специалистам по массовой коммуникации, психологии общения, а также практическим психологам. 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН