1979 год

Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М., 1979. 214 с.

Монография посвящена проблеме периодичности в психических функциях человека в ее связи со сверхмедленными биоэлектрическими ритмами мозга. Сверхмедленные колебания потенциалов мозга с периодами, равными секундам, минутам, десяткам минут были описаны автором и ранее (1958, 1962). В данной монографии колебания этих же периодов описаны и для психических функций. Это колебания внимания, бдительности, ритмы умственных действий, колебания состояния сознания при трансформациях психического статуса («бодрствование — сон», расслабление — гипноз»). Динамика поведения человека взаимосвязана с ритмической активностью мозга, однако, сознательный уровень психической жизни обеспечивает высвобождение от «принудительного» ритма покоя. Рассматриваются скачкообразные формы в переходах уровней сознания. В этом аспекте дан анализ взаимосвязи ритмов сверхмедленного спектра. Особое внимание уделено декасекундным колебаниям потенциалов мозга, как феномену измененного уровня бодрствования. В экспериментах на мозге кошки выявлены соотношения сверхмедленных потенциалов и импульсной активности нейронов, влияние изменения сверхмедленных потенциалов в разных областях мозга на функциональные связи этих областей, влияние искусственного сдвига постоянного потенциала. Выдвинута концепция медленной управляющей системы мозга и ее роли в саморегуляции психических состояний. Описаны методы регистрации сверхмедленных ритмов мозга, конструкция электродов, психологические методики. Рассмотрены пути практического применения метода в клинике нарушений мозгового кровообращения, а также даны рекомендации по учету спектра биологического ритма в рациональной организации труда. Итоговая глава посвящена проблеме периодичности в психических функциях. 

Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 с.

Данная монография является продолжением книги автора «Психология мышления и кибернетика» (1970), посвященной систематическому сопоставлению мышления человека и функционирования компьютера. Их сопоставление привело к выводу, что человеческое мышление — всегда является неаддитивным (нелинейным) процессом и потому принципиально отличается от «мышления» машины. Этот вывод обобщается и развивается далее: мышление и вообще психическое как непрерывный процесс изначально недизъюнктивны, т.е. их компоненты и стадии онтологически неразделимы, но (в противоположность всегда дизъюнктивным техническим системам и математическим структурам, состоящим из отдельных элементов). С таких позиций разработан континуально-генетический метод изучения человека и его психики, учитывающий ее специфическую непрерывность. На основе этого метода создана новая теория мышления как творческого процесса прогнозирования будущего-решения задачи. Выявлены особые механизмы саморегуляции указанного процесса, принципиально отличающиеся от обратных связей; формирование новых, изначально не данных критериев искомого; поиски неизвестного не путем выбора из готовых альтернатив, а в ходе анализа через синтез и т.д. Экспериментально обнаружен новый вид инсайта — немгновенный инсайт, изучение которого выявило ранее неизвестный тип недизъюнктивных взаимосвязей между сознательным и бессознательным. Разработан новый способ исследования протоколов экспериментов по психологии мышления — микросемантический анализ, позволяющий изучить специфические особенности мышления как процесса.

Все это привело к постановке вопроса о необходимости создания математического аппарата, более адекватного для исследования мышления как процесса. 

Греченко Т.Н. Нейрофизиологические исследования памяти. М., 1979. 165 с.

В монографии анализируются современные представления о кратковременной и долговременной памяти, опирающиеся на идею о консолидации следа. Основу анализа составляют результаты, полученные методами экспериментальной ретроградной амнезии. Опыты показали, что идея консолидации следа как механизма фиксации энграммы не подтверждается имеющимися актами: во-первых, не удается установить критический интервал времени, в течение которого осуществляется переход следа памяти из кратковременного хранения в долговременное; во-вторых, специальные методы восстановления энграммы после воздействия амнестического агента. К таким методам относятся напоминание, ознакомление. Описано множество примеров спонтанного восстановления энграммы и восстановления, вызванного вторичным применением амнестического агента. Совершенно особое значение для понимания природы ретроградной амнезии имеют факты о развитии нарушения памяти для «старых», но реактивированных перед применением амнестического воздействия следов памяти. Результаты экспериментов подтверждают предположение о том, что в основе развития ретроградной амнезии лежит нарушение процессов, связанных с воспроизведением энграммы, а не с ее фиксацией. Нейрофизиологические опыты, выполненные на нейронах моллюска, показывают, что применение амнестического электрошока вызывает развитие значительных изменений в электрической активности нейронов. В числе таких изменений расщепление потенциалов действия на микрокомпоненты, временное прекращение генерации спайков, изменение химической чувствительности мембраны к нейротрансмиттерам. Эти явления лежат в основе нарушения функции коммуникации между нейронами и, следовательно, создают основу для нарушения воспроизведения следа памяти. Все изменения электрической активности являются временными, восстановление завершается в интервале до 2-х часов после амнестического воздействия. 

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 352 с.

Монография посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию структуры природных факторов человеческой индивидуальности. В книге излагаются новейшие экспериментальные данные о содержании и структуре важнейших уровней человека —соматического, нейродинамического, психодинамического. 

Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979. 190 с.

В монографии на материале музыкального искусства раскрывается специфика психологического понимания духовных потребностей, исследуются закономерности их формирования. Главными для автора являются следующие проблемы: принцип детерминизма и проблема духовных потребностей; духовная потребность и личность; общая характеристика музыкальной потребности как предмета духовной потребности слушателя; музыкальная потребность и восприятие; формирование музыкальной потребности. В книге изложено представление о духовной потребности как системе мотивов личности, «материализованных» в специфическом предметном содержании и средствах духовной — общественно-познавательной, коммуникативной, художественной — деятельности. Подчеркиваются личностные истоки духовной потребности, охарактеризована ее феноменология, прослежена функция потребности в процессе восприятия и переживания. Генетический аспект проблемы духовных потребностей рассмотрен в соотношении с проблемой общего развития личности. 

Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. 229 с.

Данная монография — одна из первых отечественных работ, в которой дается развернутый критический анализ современного состояния и тенденций развития социальной психологии в США, на долю которых приходится более 70% всех разработок в этой науке. Монография состоит из трех основных разделов. В первом дается критика исходных социально-философских принципов и теоретико-методологических позиций; во втором — анализируются исследования конкретных эмпирических объектов (социального стереотипа, межгрупповых отношений и др.); в третьем разделе рассматриваются проблемы развития методов и практического применения социально-психологических знаний. Основная организующая идея монографии состоит в том, что ориентация американской социальной психологии на модель получения знания в точных науках завела в тупик, породив огромный объем фактов и данных, мини-теорий, слабо связанных друг с другом. Одновременно автор стремится выявить то рациональное и объективно ценное содержание в эмпирических исследованиях, которое может быть использовано для развития социальной психологии в нашей стране. В разделе о состоянии прикладной социальной психологии особое внимание уделяется проблеме самосознания социальных психологов в США, их отношению к своей ответственности за применение научных разработок при решении социальных задач.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН