2004 год
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 415 с.
Книга подготовлена на основе статей известного отечественного психолога, специалиста в области психологии личности, психологии развития и методологии психологии, Заслуженного деятеля науки РФ, почетного члена РАО, доктора психологических наук, профессора Людмилы Ивановны Анцыферовой. Ее статьи, опубликованные в «Психологическом журнале» и в коллективных трудах, подготовленных лабораторией Психологии личности ИП РАН за последние 20 лет, органично образовали главы и разделы настоящего издания, демонстрируя целостность и системность психологической концепции их автора.
Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. М.: ИП РАН, 2004. 480 с.
Монография посвящена разработке фундаментальных проблем психологической науки. Раскрыты основания, содержание и тенденции развития принципа системности в психологии. В рамках онтологического подхода обсуждаются природа и механизмы восприятия человеком действительности. Проводится анализ основных концепций общения и его влияния на организацию познавательных процессов. На различных экспериментальных моделях показаны место и роль восприятия в структуре общения.
Книга адресована психологам, философам, социологам, специалистам в области искусственного интеллекта, эргономики и дизайна.
Безденежных Б.Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 271 с.
В монографии представлены результаты исследований, выполненных в русле теории функциональных систем П.К. Анохина и системно-эволюционного подхода В.Б. Швыркова и направленные на изучение закономерностей взаимодействия функциональных систем в реализующейся деятельности. На основе оригинальных экспериментальных исследований описаны нейрохимические и нейрофизиологические механизмы объединения систем. Автор показывает, что в основе формирования каждого последовательного действия лежит афферентный синтез, во время которого происходит объединение самых разных систем. Выявлены электроэнцефалографические корреляты этого процесса. Обнаружены закономерности в межсистемных отношениях, ведущих к совершению деятельности, описанию влияния алкоголя на эти отношения.
Книга рассчитана на психологов и специалистов в области нейросистемных процессов.
Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М.: ИП РАН, 2004. 312 с.
Книга содержит теоретический анализ проблемы социальных представлений, в частности проблемы социальных представлений о нравственном идеале. На обширном биографическом, автобиографическом и других материалах, а также опираясь на результаты многолетних эмпирических исследований, автор рассматривает особенности нравственного идеала у русских: социальные представления о праве и нравственном человеке, представление о Родине и о «типично русском» человеке, представление о «настоящем празднике» и др.
Для психологов, философов, педагогов и широкой читательской аудитории.
Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: ИП РАН, 2004. 270 с.
В книге представлены результаты научных исследований в области психологии интеллекта и креативности. Рассматривая реальные ситуации межличностного взаимодействия учителя и ученика в условиях различных форм обучения — в группах профессионалов при совместном решении проблем, в условиях специально организованных социальных взаимодействий (в ходе тренинга, ассесмента и деловых игр) — автор описывает общие закономерности влияния факторов межличностного взаимодействия на проявления психометрического интеллекта и креативности, а также приводит случаи из психологической практики.
Книга предназначена для психологов-исследователей, психологов-практиков, студентов и широкого круга специалистов, интересующихся оценкой и развитием интеллекта и креативности.
Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия (Теоретические и прикладные проблемы). М.: ИП РАН, 2004. 476 с.
Монография посвящена теоретическим, эмпирическим и прикладным проблемам отечественной психологии управления, которые проанализированы как в историческом, так и в современном контексте. Обоснован авторский подход к психологическим исследованиям процессов управления как взаимодействия между людьми в иерархически организованных системах. Большое место в книге занимает описание авторских методических приемов изучения деятельности и личности руководителя трудового коллектива. Показана динамика требований к личности руководителя, вызванная социально-экономическими изменениями в российском обществе в целом и в конкретных организациях в частности. Заметное внимание уделяется различным формам работы с управленческим персоналом: психологической оценке, аттестации, выборам на конкурсной основе, активным методам обучения, психологической подготовке и др. Монография содержит библиографию работ по психологии управления, опубликованных на русском языке, а также методические приложения.
Книга предназначена, прежде всего, для психологов, специалистов в области психологии управления, а также для представителей смежных отраслей знания: социологии, менеджмента, политологии, управления персоналом, административного и муниципального управления.
Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: ИП РАН, 2004. 415 с.
В книге обсуждаются методолого-теоретические проблемы историко-психологического познания, рассматриваемые в контексте закономерностей науковедения и гуманитарной парадигмы. В центре внимания — онтологический анализ предмета истории психологии, конпептуализация ее объекта. Обосновывается более широкое понимание предметной области истории психологии, включающей наряду с исследованием развития научных психологических идей также психологическое знание, разрабатывающееся в различных вне научных областях общественной мысли. Проблемы методологии истории психологии рассматриваются в контексте современных тенденций развития науки.
Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: ИП РАН, 2004. 296 с.
На основе богатого историко-психологического материала раскрывается содержание феномена самоутверждения личности. Субстратный, атрибутивный, структурный, функциональный и генетический виды анализа проблемы позволяют построить авторскую концепцию утверждения личностью ценности собственного «Я». На материале лонгитюдного исследования подростков проверяется основная теоретическая гипотеза о том, что самоутверждение личности происходит по эпигенетическому принципу. Решение подростком таких задач как формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей и перестройка отношений с родителями определяет предмет и средства его самоутверждения.
Книга предназначена для специалистов в области психологии личности и психологии развития.
Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. М.: ПЕР СЭ, 2004. 256 с.
Автор книги член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук Т.Н. Ушакова — известный исследователь психологии речи и языка, психолингвистики. В книге раскрывается новая концепция природы речеязыковой способности человека, опирающаяся на представление о внутренних факторах развития и функционирования речи. Показано, что речевой онтогенез основан на заложенных в ребенке от рождения психофизиологических механизмах. Раскрывается значение данных, описывающих речеподобное поведение высших обезьян. Прослеживаются пути возможных психогенетических влияний на речь. Аргументируется теоретическая концепция речеязыкового механизма, инициируемого интенциональными побуждениями, и обеспечивающего функцию самовыражения субъекта, отражения содержания его внутреннего мира, общения с окружающими, вхождения в человеческую культуру.
Журавлев А.Л. Монография посвящена теоретическим, эмпирическим и прикладным проблемам отечественной психологии управления, которые проанализированы как в историческом, так и современном контексте. Обоснован авторский подход к психологическому исследованию процессов упр |
Миракян А.И. Эта книга продолжает знакомство читателя с новым научным направлением в изучении психических процессов отражения (Миракян А.И. Контуры трансцендентальной психологии. Книга 1. - М. 1999). Изд-во "Институт психологии РАН", наряду с материалами обсуждений к |
Карпов А.В. В работе представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований структурной и процессуальной организации рефлексивной регуляции деятельности. Предпринята попытка создания обобщающей концепции рефлексии, с позиций которой она трактуется как |
Сергиенко Е.А. (ред.) Авторы трудов, включенных в данный сборник, осуществляют теоретический и эмпирический анализ современных проблем когнитивной психологии, которые выходят за узкие рамки ее традиционного предмета. Работы составляют четыре тематических раздела: "Репрезентаци |
Безденежных Б.Н. В монографии представлены результаты исследований, выполненных в русле теории функциональных систем П. К. Анохина и системно-эволюционного подхода В.Б. Швыркова и направленных на изучение закономерностей взаимодействия функциональных систем в реализующейс |
Кольцова В.А. В книге обсуждаются методолого-теоретические проблемы историко-психологического познания, рассматриваемые в контексте закономерностей науковедения и гуманитарной парадигмы. В центре внимания - онтологический анализ предмета истории психологии, концептуали |
Карпов А.В. Обобщены результаты теоретических и экспериментальных исследований, выполненных в ряде фундаментальных общепсихологических направлений - в области изучения психических процессов, способностей, деятельности, процессов принятия решения. Предложен и реализов |
Платонов К.К. В книгу вошли воспоминания выдающегося ученого-экспериментатора, психолога и невропатолога, военврача и летчика Константина Константиновича Платонова. Становление психологии как науки в молодой стране по имени Советский Союз встретило множество видимых преград и подводных рифов. Книга представляет интерес как история борьбы настоящих ученых, преданных своему делу, с косностью руководства и бюрократизмом чиновников, с непониманием научных идей. Это история о людях, которые, невзирая на сложности быта, испытывая боль войны и разруху, стремились и упорно шли к высокой цели. Все это предстает перед нами сквозь призму чувств и душевных терзаний тех, кто творил науку, кто, идя по великой дороге жизни, оставлял свой глубокий след не только в науке, но и в сердцах последователей и учеников. |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты