1977 год
Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.,1977. 224 с.
В книге представлена концепция индивидуальной жизнедеятельности, раскрыта специфика онтологии индивидуального способа бытия. Индивидуальный способ существования исследуется через совокупность присущих ему противоречий: индивидуального и общественного, субъективного и объективного, природного и социального. Диалектика индивидуальной жизнедеятельности состоит в том, что объективно присущие ей противоречия разрешаются индивидом в разной мере, что и составляет его качества субъекта жизни. Поэтому разные индивиды в разной мере становятся субъектами собственной жизни, индивидуально различным образом реализуют свою общественную сущность. Опираясь на разработанное К. Марксом понятие «воспроизводства», автор исследует специфику индивидуальной жизнедеятельности как процесса, прерывность и непрерывность которого образуются не только внешней детерминацией, но и активностью самого субъекта. Через диалектику присвоения и объективации общественной сущности, обособления и включения индивида в общественные отношения раскрываются индивидуальные и индивидуализированные особенности его способа жизни, а также те жизненные продукты его активности, которые начинают определять его дальнейшую жизнь. Позиция индивида в общественных отношениях рассматривается через диалектику объективной детерминации, детерминации субъектом и избранным им способом разрешения противоречий.
Существенным для раскрытия специфики индивидуального уровня бытия человека оказывается конкретное исследование диалектики природного и социального. Природное (в отличие от биологического) есть развивающиеся общественным образом способности индивида, его телесно-чувственные данные.
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. 184 с.
Проблема способностей исследовалась автором, как в социальном, философском, так и в психологическом аспектах. Для более углубленного и всестороннего анализа данной проблемы использовался диалектический принцип общего, особенного и единичного. Дальнейшее уточнение и развитие получило одно из ведущих положений советской психологии о связи деятельности и способностей: раскрыта их диалектика, различные функция способностей по отношению к деятельности. Предложено исследовать способности в более широком, чем только деятельность, контексте, а именно в жизнедеятельности личности. Стремление проследить генезис способностей реализовалось через рассмотрение их в двух модальностях: способностей как потенциального, еще не реализованного, и актуального образований. Показано, что превращение потенциальных способностей в актуальные выступает одним из психологических механизмов развития не только самих способностей, но и личности в целом. В работе сделана попытка реализовать личностный принцип применительно к способностям.
Брушлинский А. В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977. 64 с.
Впервые систематически проанализирована взаимосвязь природного и социального в психическом развитии человека с позиции общего недизъюнктивного принципа: «природа человека — продукт истории». Показана неадекватность альтернативного, дизъюнктивного подхода к той же проблеме: «биологическое в человеке — это не социальное, а социальное — это не биологическое». Детально раскрыта существенная (но не фатальная) роль задатков в психическом развитии людей, осуществляющемся в ходе изначально практической деятельности, общении и т.д. Предложен и реализован новый подход к анализу противоречивого соотношения между наследственными анатомо-физиологическими и врожденными психофизиологическими задатками. На этой основе разработана оригинальная гипотеза о пренатальном возникновении человеческой психики, принципиально невозможная с точки зрения теории интериоризации.
В данном контексте впервые детально сопоставлены концепция С.Л. Рубинштейна и его учеников и концепция А.Н. Леонтьева. В продолжение книги автора «Культурно-историческая теория мышления» (1968) эта теория Л.С. Выготского соотнесена с основными положениями С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и А.Н. Леонтьева. Рассмотрен и развит далее оригинальный подход С.Л. Рубинштейна к определению предмета исторической и социальной психологии. Для любой отрасли психологии (общей, исторической, социальной и т.д.) главное — это изучение у людей психического как живого, непрерывного, недизъюнктивного процесса, формирующегося в ходе деятельности, общения и т.д., регулирующего их и выступающего в соотношении со своими результатами. Последние сами по себе — вне связи с психическим процессом — выходят за пределы психологии. Психическое как результат (например, идеальное) — не столько предмет, сколько условие психического исследования. С этих позиций раскрывается психологический подход к изучению человека.
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977. 288 с.
В книге исследуется проблема количественной взаимосвязи эмпирических законов психофизики и возможного их обобщения. Авторы знакомят с открытыми ими новыми закономерностями восприятия и памяти, учитывающими нейрофизиологические особенности работы мозга, излагают принципы теоретического и экспериментального анализа психофизических явлений.
Рассматривается взаимосвязь нейронной импульсации с электрофизиологическими характеристиками — ритмичностью фоновых колебаний биопотенциалов мозга человека, полифазностью потенциалов, узкополосностью и ступенчатой различимостью пространственно организованных колебаний. В качестве важнейшей задачи психофизической науки выделяется построение единой системы теорий, понятий и законов, описывающих изучаемые явления. С этой целью в монографии выделены главные направления теоретических и экспериментальных исследований в этой области знания: анализ и развитие методологических оснований психофизики; разработка единой теории психофизических методов; построение основ системнодинамической теории психофизических явлений и психофизических законов в связи с другими психическими явлениями и факторами; интеграция психофизических и психофизиологических знаний на основе комплексного исследования основных психофизических проблем.
Платонов К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. М., 1977. 94 с.
В книге рассматриваются методологические вопросы медицинской психологии. Проблемы медицинской психологии излагаются в единстве их исторического и логического аспектов. Подробно исследуются принципы медицинской психологии, проблема личности в ней и методология ее методов.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
Монография посвящена исследованию ряда вопросов психологического аспекта проблемы самосознания; сопоставляются подходы к анализу феномена самосознания в интроспективной и диалектико-материалистической психологии. Показано, как методологический инструментарий материалистической психологии дает возможность понять самосознание в качестве сложной системы психических процессов, обусловленной историческим, социальным и индивидуальным развитием личности. Выделяются основные составляющие самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения. Показаны единство, взаимосвязь и взаимозависимость данных структур самосознания в процессуальном и результативном аспектах. Рассматриваются онтогенетические особенности составляющих самосознания. Подчеркивается единство функционального и генетического аспектов проявления самосознания и постоянное диалектическое взаимодействие инвариантных и изменяющихся его компонентов. Прослежены этапы и механизмы становления самооценки. Выявлены отдельные взаимозависимости саморегулирования поведения с самовоспитанием. Исследуется динамика осознанного и неосознаваемого в самосознании. Автор рассматривает самосознание в соотнесенности с психическими процессами и сознанием в целом, а также как свойство психологической структуры личности.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты