2007 год
Харламенкова Н.Е. На основе богатого историко-психологического материала раскрывается содержание феномена самоутверждения личности. Субстратный, атрибутивный, структурный, функциональный и генетический виды анализа проблемы позволяют построить авторскую концепцию утверждения личностью ценности собственного Я. На материале лонгитюдного исследования подростков проверяется основная теоретическая гипотеза о том, что самоутверждение личности происходит по эпигенетическому принципу. Решение подростком таких задач как формирование половой идентичности, принятие тендерных ролей и перестройка отношений с родителями определяет предмет и средства его самоутверждения. Книга предназначена для специалистов в области психологии личности и психологии развития.
3.2. Теория самоутверждения личности: научный синтез 100 5.3.1. Формирование половой идентичности 181 5.4. Развитие и взросление в юности и в период взрослости 196 6.3.3. Типы самоутверждения личности 296 |
Знаков В.В. В монографии представлены история формирования психологии понимания, ее теоретические основания и эмпирические исследования, проводившиеся в этой области психологической науки. Прослежена динамика развития научных представлений о понимании, наблюдавшихся за последние четверть века. Показано, что психология понимания имеет отчетливо выраженные контуры и тесно соприкасается с общей и социальной психологией, когнитивной психологией и психологией развития, психологией субъекта и психологией человеческого бытия. Рассмотрены фундаментальные вопросы о соотношении понимания со знанием, мышлением и познанием. Проанализированы внутренние условия, личностные характеристики и мировоззренческие установки, влияющие на межличностное взаимопонимание людей в общении. Изучено нравственное сознание субъекта, понимающего другого как "человека морального". В последнем разделе книги понимание проанализировано не только как процедура индивидуального познания, но и в более широком научном и методологическом контексте. Обсуждаемый феномен рассмотрен и как познавательный, и как экзистенциальный - способ бытия человека в мире, поиски им смысла жизни. Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемой понимания. |
Белопольский В.И. Монография посвящена проблеме активности зрительного восприятия. В качестве центрального используется понятие "взор человека", трактуемое как перцептивно-моторный функциональный орган, субъективно представленный в пространственной системе отсчета как визуальный эгоцентр. Проведенный теоретический анализ, а также подробно изложенные в книге экспериментальные исследования позволили описать механизмы управления взором, выделить и проанализировать его функции и обозначить его место в системе процессов моторного, сенсорного, перцептивного и когнитивного уровня. Книга предназначена для специалистов в области психологии и психофизиологии зрительного восприятия, а также для специалистов прикладных областей, где используются оценки качества и эффективности зрительного образа. |
Белопольская Н.Л. В предлагаемой книге изложены теоретические основы проблемы формирования самосознания в подростковом возрасте, а также результаты оригинальных экспериментальных исследований возрастных и специфических особенностей формирования самосознания у проблемных подростков с разной степенью нарушения поведения, со сниженным интеллектом, а также интеллектуально полноценных подростков, страдающих тяжелым врожденным дефектом лица. Подчеркивается актуальность поиска новых диагностических методов по выявлению личностных проблем современных подростков. Книга будет полезна не только психологам и педагогам, занимающимся с проблемными подростками, но и студентам, изучающим психологию. Оглавление |
Гостев А.А. В монографии предпринята попытка целостного рассмотрения множества мысленных образов (представлений, воображения, сновидений, образов измененных состояний сознания и т.п.) и образной сферы как важнейшего компонента индивидуального сознания человека. Предмет исследования изучается в контексте проблемы взаимодействия индивидуального и группового сознания. Соответственно затронуты проблемы социальных представлений (в частности, в контексте проблемы психоманипулирования рекламой и политическим пиаром с использованием новых информационных технологий). На историко-пси-хологическом и культурологическом материале анализируется процесс отражения и переживания человеком духовных и религиозно-мистических измерений бытия. Рассматриваются различные иллюстрации действия трансляционной функции, в частности, воображение как процесс продуктивного отражения; опыт мистических и религиозных традиций; данные трансперсональной психологии, святоотеческой православной традиции. Освещается широкий спектр вопросов, связанных с личностным измерением вторичных образов: углубленное самопознание, практическая работа с образной сферой, интерпретация сновидений, трансформация (развитие и регресс) сознания и др. Книга рассчитана на специалистов в области общей и социальной психологии, психологии личности, а также на философов, культурологов, психотерапевтов, медицинских работников и всех тех, кто интересуется проблемой внутреннего мира личности, личностного и духовного развития, поиском человеком духовно-нравственных основ своего бытия. Отдельные разделы будут интересны широкому кругу читателей.
|
Резников Е.Н. Автор монографии исследует различные стороны этнического общения, его перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции, межличностные отношения и регулятивный аспект, при рассмотрении коммуникативной функции анализирует стратегию, тактику и методы психологического воздействия (убеждение, внушение, заражение и подражание). Анализ регулятивного аспекта имеет применение не только в теоретико-методологическом плане, но и в прикладном, так как позволяет прогнозировать поведение представителей этноса. Книга представляет интерес для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов, занимающихся оптимизацией этнического общения.
|
Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. (ответственные редакторы)Феномен и категория зрелости в психологии.ISBN: 978-5-9270-0105-7223 стр., 60х90/16|облСерия: | Труды ИП РАН Настоящий сборник научных трудов - это первая попытка раскрыть содержание феномена и категории зрелости в психологии. Авторы статей излагают свое понимание категории зрелости, ее роли в психологических теориях, значения для интерпретации эмпирических данных и возможности использования в научном словаре. Цель данной книги - продолжить специальную работу с научными категориями, их содержанием, критериями и границами. Одной из важнейших задач любой науки является работа по уточнению понятий. Для психологии эта задача становится первостепенной, поскольку именно в категориальном аппарате науки, по общему признанию самих психологов, наблюдается высшая степень неупорядоченности. В данной книге представлены разные точки зрения на содержание понятия зрелости, которые охватывают широкий диапазон его использования: от стадии развития психических функций до критериальной составляющей субъекта, личности, профессионала. Сборник адресован, прежде всего, психологам и тем специалистам гуманитарного профиля, работа которых связана с уточнением категориального аппарата. Содержание Предисловие ...5 Е.А. Сергиенко. Зрелость: молярный или модулярный подход? ...1 3 В.М. Русалов. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? ...29 А.Н. Поддьяков. Зрелость и незрелость в контексте ортогенетического закона развития ...47 Т.А. Ребеко. Дифференцированность и интегрированность ментальных объектов ...61 Т.Д. Марцинковская. Инварианты возрастной психологии: категория зрелости ...96 В.А. Кольцова. История разработки проблемы психологии зрелости ...108 Н.Е. Харламенкова. Спонтанность и контроль в зрелых личностных отношениях ...128 С.К. Нартова-Бочавер. Психологическая суверенность как критерий личной зрелости ...149 В.А. Бодров. Профессиональная зрелость человека психологические аспекты) ...174 А.Л. Журавлев. «Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие ...198 |
Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С. (Ответственные редакторы)Общение и познаниеISBN: 978-5-9270-0107-1495 стр., 60х90/16|перСерия: | Труды ИП РАН Коллективная монография продолжает цикл научных трудов, публикация которых была начата Институтом психологии РАН в 1980-х годах по инициативе Б.Ф. Ломова. Книга посвящена развитию идеи единства познания и общения. На новом уровне знания решаются вопросы порождения, организации и функционирования психических процессов в условиях общения, соотношения вербальных и невербальных средств общения, взаимосвязи и взаимопереходов общения и совместной деятельности, способов включения личности в процесс общения и ее трансформации и мн. др. Представленные в монографии исследования носят комплексный характер и опираются на достижения смежных дисциплин: социологии, политологии, педагогики, лингвистики, информатики и биологии. Книга предназначена для психологов, социологов, филологов, культурологов, философов, а также для всех тех, кто интересуется проблемами современной психологической науки. |
Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)Аннотированный указатель трудов сотрудников Института психологии Российской академии наук (1972—2006). Вып. 1ISBN: 978-5-9270-0123-1191 стр., 60x90/16|облСерия: | Труды ИП РАН Книга представляет собой своеобразную базу данных, содержащую большой объем информации, отражающей результаты научно-исследовательской деятельности коллектива Института психологии РАН за 35-летний период его существования. Представлены сведения о разработке различных научных направлений, актуальных теоретико-методологических, научно-практических и методических проблем, а также об опубликованной научно-популярной литературе. |
Павлова Н.Д., Зачесова И.Д. (редакторы)Ситуационная и личностная детерминация дискурса.ISBN: 978-5-9270-0120-0384 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН Сборник посвящен теме, актуальность которой стремительно возрастает в современную эпоху, когда кардинально расширяются возможности вербальной коммуникации, изменяются ее формы; картина мира, создаваемая средствами массовой информации, и виртуальный мир Интернета приобретают для человека значение второй реальности. Результаты исследования организации дискурса, функционирующего в разных сферах действительности, позволили авторам выявить и описать некоторые закономерности его ситуационной и личностной детерминации. Характеризуются специальные виды дискурса, выработанные в повседневной жизни, политике, науке, новые тенденции, которые получают распространение в связи с современными информационными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам интеиционалыюй организации дискурса, которые тесно связанны как с личностной сферой коммуникантов, так и с ситуационным контекстом и выступают интегрирующим началом многих включенных в сборник работ. Проведенный теоретический анализ, изложенные результаты эмпирических исследований, оригинальные методические разработки представляют интерес для специалистов в области психологии речи, психолингвистики, социальной психологии, психологии личности, психологов-практиков. Издание адресовано также специалистам смежных наук - филологам, социологам, антропологам, философам. Содержание РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ..........................................5 А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова К междисциплинарной проблематике дискурса (Вместо предисловия)... 6 Н.Д. Павлова Новые направления исследований в психологии речи и психолингвистике...........................................12 РАЗДЕЛ 2. ДИСКУРС В РАЗНЫХ СФЕРАХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ... 35 А. В. Юревич Эволюция дискурса психологической науки......................36 М. В. Китайгородская, Н.Н. Розанова Типовые коммуникативные ситуации в интенциональном аспекте (общение на рынке)...........................................46 В.В. Латынов Психологические закономерности функционирования экономического дискурса......................................65 А.Н. Воронин, Н.Б. Горюнова Специфика научного дискурса в исследованиях по проблеме способностей.....................................77 РАЗДЕЛ 3. ДИСКУРС И ЛИЧНОСТЬ.............................97 Е.С. Калмыкова Рефлексивный процесс и его отражение в дискурсе...............98 Н.А. Алмаев «Встречные курсы» психолингвистики и дифференциальной психологии..............................124 М.И. Воловикова Основные принципы и возможности применения микросемантического анализа................................144 РАЗДЕЛ 4. ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУРСА ... 161 И.А. Зачесова, Т.А. Гребенщикова Взаимоотношения собеседников в диалоге......................162 Т.А. Кубрак Интенция самопрезентации субъекта в различных видах дискурса.... 185 А.А. Григорьева Приемы речевого воздействия и интенциональные структуры разных видов телевизионного дискурса........................205 Е.А. Пескова Интенции политиков в предвыборном дискурсе и их понимание «наивной» аудиторией и специалистами........................225 РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МИРА В ДИСКУРСЕ............243 К. И. Алексеев Метафора как средство репрезентации действительности в дискурсе.. .244 В.А. Цепцов «Образ врага» в сознании россиян: дискурсивно-когнитивная модель..............................259 О. В. Чернецкая Дискурс-анализ в исследовании социальных представлений о сексуальности.............................................285 РАЗДЕЛ 6. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ....................305 М.С. Андрианов Дискурсивный анализ спорных иллюстраций периодических печатных изданий..............................306 М.А. Лаппо Интенция кодирования в субкультурном дискурсе (на материале телефонных разговоров наркокурьеров)..........327 В.А. Гордиенко Подходы к дискурсивному анализу психотерапевтической ситуации...............................338 Л.А. Шустова Диалог в практике работы с подростками.......................354 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.....................................380 |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты