2008 год
Купрейченко А.Б. Книга является первым отечественным исследованием соотношения психоло¬гических феноменов доверия и недоверия — особенностей их формирования, детерминации, структуры и социально-психологических функций. Впервые доверие и недоверие рассматриваются как свойства самоопределяющегося субъекта в контексте более общей проблемы нравственно-психологической регуляции социальной активности личности и группы. В ходе исследования определено место доверия и недоверия в системе феноменов и понятий, в час¬тности, описана роль доверия в формировании психологической дистанции.
|
Сушков И.Р. Предлагаемая вниманию читателя книга подводит итог длительной работе автора в области социальной психологии. Взаимоотношения людей являются особым типом социально-психологических отношений, благодаря которым существует и постоянно воспроизводится целостность человеческого общества. Автор приходит к убеждению, что взаимоотношения - это наиболее перспективный предмет социальной психологии, который позволяет согласовать и наполнить психологическим содержанием исследования как сложных общественных явлений, так и процессов межиндивидуалыюго взаимодействия, а также процессов реализации конкретной личностью своей жизнедеятельности. Представленный автором подход заявлен как новая парадигма в социальной психологии. Книга предназначена для социальных психологов, социологов, философов, историков и этологов.
|
Соловьев В.Д. (ред) Серия «Когнитивные исследования» была создана для публикации монографий и сборников статей, посвященных разным аспектам когнитивной науки — от психологии и лингвистики до инженерии знаний и проблем искусственного интеллекта. Выпуск 2 подготовлен по материалам Второй международной конференции по когнитивной науке, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 2006 г. Вошедшие в сборник статьи отражают некоторые приоритеты исследователей в данной области.
|
Сухарев А. В. В настоящей работе рассматриваются возможности применения авторской этнофунк-циональной методологии в области воспитания, психотерапии, информационной безопасности и др., на основе которой строятся соответствующие методы работы, позволяющие системно учитывать этническую, культурную и экологическую неоднородности общества и личности. Новизна и широта возможных применений этно-функциональных гуманитарных технологий обеспечиваются опорой на базовый принцип этнофункциональности и смежные с ним принципы этнофункционального развития, детерминизма и этнофункционального единства микро- и макрокосма, существенные для понимания проблем личности в условиях современного «этно-культурно мозаичного» мира. В работе изложены основные теоретические положения данного подхода и результаты конкретных прикладных исследований. Книга может быть полезна студентам, аспирантам и научным сотрудникам: психологам, педагогам, медикам, а также историкам, этнологам, культурологам и представителям других наук о человеке. |
Ермолаева Е.П. В рамках многоаспектного исследования рассматриваются психологические проблемы социальной реализации профессионала, ведущая роль в решении которых отводится профессиональной идентичности. Разработанная автором "идентификационная исследовательская модель человек-профессия-общество" использована для описания и исследования широкого круга вопросов, связанных с закономерностями профессиогенеза и сменой социально-профессиональных эпох и реализационных стереотипов, динамикой профессиональной идентичности в меняющемся социально-экономическом пространстве, реализационным поведением профессионалов разных идентификационных типов, профессиональным маргинализмом как новым психологическим феноменом и адаптационной стратегией некоторых категорий профессионалов в реформируемой России. С позиции выделенной автором трехкомпонентной структуры профессиональной идентичности предлагается новое толкование таких известных психологических феноменов, как субъектность профессионала, профессиональная готовность и социальная безопасность деятельности. Рассмотрены актуальные современные проблемы реализации профессионалов в России: пределы преобразования идентичности и типичные стратегии совладающего поведения профессионалов в условиях глобализации; преодоление психологических барьеров по отношению к новым видам массовых профессий в сфере бизнеса; корпоративные аспекты и нравственные проблемы социальной реализации профессионалов. Предназначается для специалистов в области психологии труда, общей и социальной психологии: научных работников, преподавателей, студентов и аспирантов, а также психологов-практиков, занимающихся проблемами профессиональной консультации, подбора кадров и социально-профессиональной реабилитации лиц, утративших работу. |
Скотникова И.Г. В монографии систематизируются и обобщаются материалы более чем 30-летних исследований автора, позволивших теоретически обосновать и экспериментально верифицировать субъектно-ориентированный подход в психофизике. Эта парадигма, развивающая коренные традиции отечественной психологической науки, позволила ввести ортодоксальный количественный психофизический анализ результатов сенсорных измерений в зависимости от внешне заданных факторов в качественный контекст активной индивидуально-психологической сенсорной деятельности человека по решению сенсорных задач. Установлена роль ее структурных компонентов для процесса и результатов измерений. Книга предназначена для психологов и других специалистов, интересующихся изучением сенсорных и в целом когнитивных процессов, индивидуальных особенностей, принятия решения. |
Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)Платонов К.К. - выдающийся отечественный психолог ХХ века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К.Платонова.ISBN: 978-5-9270-0122-4270 стр., 60х90/16|перСерия: | Труды ИП РАН В книгу включены выступления участников конференции, раскрывающие многогранную научную, организаторскую и просветительскую деятельность выдающегося отечественного психолога XX столетия К.К. Платонова, его вклад в различные области психологической науки, влияние его идей на современное психологическое знание. Работы разного характера содержат анализ научного наследия К.К. Платонова, изложение его биографии и этапов профессионального творчества, а также развивают его научные идеи. Книга рассчитана на профессиональных исследователей, преподавателей психологии и практических психологов, работающих в самых разных сферах, а также на специалистов по истории отечественной науки. Содержание АЛ. Журавлев, В.А. Кольцова, Т.И. Артемьева Основные направления исследований К. К. Платонова и их развитие в современной психологии 9 Раздел I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ К.К. ПЛАТОНОВА И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Г.В. Акопов Феноменология группового сознания в контексте идей К.К. Платонова 21 В.В. Белоус, И.В. Боязитова Взгляд К.К. Платонова на теорию систем как фактор развития теории интегральной индивидуальности 34 А.М. Двойнин Идеи К.К. Платонова о вере сквозь призму современной психологии 42 О.С.Дейнека Некоторые перспективы развития дидактического наследия К.К. Платонова 49 И. А. Джидарьян Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова 61 Т.В. Зверева Историко-биографическое исследование вклада К.К. Платонова в развитие психологической науки 68 Г.Х. Шингаров Философские проблемы психологии в творчестве К.К. Платонова ..75 Раздел II ВКЛАД К.К. ПЛАТОНОВА В РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ М.С. Алексеенко Подход К.К. Платонова к проблеме переучивания летчиков 85 Т.Н. Артемьева К.К. Платонов как аналитик проблем психологии религии 90 В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко Учение К.К. Платонова о способностях и их развитие в процессе летной подготовки 99 А.Д. Глоточкин Значение работ К.К. Платонова для развития военной психологии 109 Л.Г. Дикая Вклад К.К. Платонова в становление и разработку проблем психологии труда 119 ИМ. Жданько, П.А. Коваленко, Д.В. Гандер Пространственная ориентировка в визуальном маневренном полете. Отработка теста на профориентацию 130 Г.В. Ожиганова Творческие способности и неспособности личности 142 И. А. Русина Работа К.К. Платонова «Методологические проблемы медицинской психологии» как руководство для медицинских психологов 147 Раздел III НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ АЛ. Журавлев, А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева Представления К.К. Платонова о моральной воспитанности личности как теоретическое основание изучения нравственного самоопределения 169 А.Л. Журавлев, И.А. Соина Субъективная значимость других людей в социально-психологическом пространстве самоопределяющейся личности 188 Т.В. Дробышева Роль средств массовой информации в формировании экономического сознания подростков (на примере печати) 211 В.А. Зобков, А.В. Зобков Структурная организация объективных проявлений саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи юношеского возраста 237 М.А. Красников Опыт системно-структурного анализа феномена лжи 243 ИМ. Осипенко Динамика социальных представлений о богатстве и бедности у студенческой молодежи 252 Е.В. Пронина Психология воображения дошкольника 257 Т.Ю. Сунцова Контрперенос в усложненных условиях и «сила души» 262 |
Ушакова Т.Н. (ред)Речь ребенка: Проблемы и решенияISBN: 978-5-9270-0129-3352 стр., 60x90/16|перСерия: | Труды ИП РАН Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике речевого развития; приводятся новые факты; описаны прежде не отмечаемые исследователями явления; сравниваются случаи нормального, задержанного и искаженного развития. Исследования темы речевого онтогенеза в нашей стране не выпадают из общего мирового потока. В то же время они имеют свои оригинальные черты. К ним можно отнести разработку таких тем, как осмысленность ранних детских вокальных и двигательных проявлений; их временные границы и длительность; психофизиологические механизмы их протекания и развития; источники внутренней активности речи и форм ее проявления (интенций); включенность растущего малыша в коммуникативную ситуацию, пути влияния последней и др. Соответствующие вопросы рассмотрены в книге в теоретическом и экспериментально-эмпирическом плане. Большое внимание уделено также методическим разработкам. Далеко не все проблемы освещены в книге с исчерпывающей доказательностью. Авторам предоставлена возможность высказать собственное мнение и провести последующую, можно надеяться, продуктивную дискуссию по предложенным проблемам. Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ. Т.Н. Ушакова 5 Часть I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РАННЕГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА Глава 1. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития ребенка. Т.Н. Ушакова 13 Глава 2. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова... АО ЧАСТЬ II ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Глава 3. Становление звукового состава речи ребенка: лонгитюдное исследование. ЕЕ. Ляксо 57 Глава 4. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) И.В.Королева 90 Глава 5. Ранние крики детей: сегодня и четверть века назад. ТВ. Базжина 1 15 Глава 6. Интенциональный механизм в контексте начального этапа речевого развития. Т.Н. Ушакова, С.С. Белова, О.Е. Громова 1 30 Глава 7. Возникновение интенций в раннем возрасте и их соотношение с языковым развитием. С.С. Белова 147 Глава 8. От протодиалога к диалогу: коммуникативная компетенция ребенка раннего возраста. В.В. Казаковская... 169 Глава 9. Функциональные перестройки в раннем развитии ребенка. Е.Н. Винарская 200 Глава 10. Психолингвистическая модель возрастной фонологии. Г.М. Богомазов, Е.Ю. Спиридонова 209 ЧАСТЬ III МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ Глава 11. Разработка анкеты для дифференцированной оценки нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет. О.Е. Громова, С.С. Белова 223 Глава 12. Оценка раннего речевого и когнитивного развития детей: разработка и апробация опросника. ££ Ляксо 262 Глава 13. Логопедическая программа стимуляции речевого развития детей с трудностями овладения произвольной артикуляцией. О.Е. Громова 31 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Т.Н. Ушакова 329 ПРИЛОЖЕНИЕ РОДИТЕЛИ-ПСИХОЛОГИ О РАННЕМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СВОИХ ДЕТЕЙ Проявления субъективных переживаний ребенка в раннем возрасте. Е.В. Гришунина 337 Про Федю. Ж.А. Максименко 347 Детский сад: Новое окно в мир. С.С. Белова 348 |
Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности.ISBN: 978-5-9270-0132-3589 стр., 60x90|перСерия: | Труды ИП РАН В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также различных научных центров и учебных заведений России. В книгу включены работы по широкому кругу вопросов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Все материалы объединяются общей направленностью на развитие и реализацию положений системного, деятельностного и личностного подходов в изучении психологии профессиональной деятельности. Содержание Предисловие.....................................9 В.А. Бодров Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности (вместо введения) ................13 Раздел первый ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛ. Журавлев, Т.А. Нестик Психологические проблемы организации обучающего взаимодействия инструкторов и операторов транспортных и энергетических систем.......51 В.А. Пономаренко Антропологическое видение будущего саморазвития инженерной психологии как науки (из опыта жизни и труда)...76 В.И. Медведев, А.А. Алдашева Усталость как психическое состояние..........................................85 Д.Н. Завалишина Формы целеполагания в творческой активности профессионала..................113 А. В. Карпов Структурно-уровневая организация профессиональной деятельности: концептуализация и реальность.......................126 Г.М. Зараковский Эргономическое проектирование операционального компонента деятельности: теоретические основы и методология...................162 АЛ. Обознов Внешние средства оперативной поддержки психической регуляции операторской деятельности.....................................1 81 Ю. К. Стрелков Феномен времени в исследованиях транспортного труда......200 Л. Г. Дикая Субъектная регуляция в деятельности профессионала как основа формирования адаптационных стратегий............222 Ю. Я. Голиков Изменение требований к проектированию техники в процессе ее усложнения ......................................246 Раздел второй ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЛ. Бодров, С.Н. Плющ, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ Умственное утомление и утомляемость: от состояния к свойству субъекта труда....................................265 Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова Психометрическая оценка выраженности посттравматических стрессовых нарушений профессиональной этиологии у участников боевых действий........................287 А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица Исследования человеческого фактора в современной компьютеризованной среде: новые направления развития инженерной психологии и эргономики.....................312 А. И. Иванов, В. В. Лапа Инженерно-психологические проблемы проектирования нашлемной системы индикации для летчика............................340 В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова, А.Л. Сыркина Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решеток......353 И.И. Васильева Об основаниях оценки эффективности деятельности руководителя по управлению коллективом.............................374 ЕЛ. Ермолаева Психологическая специфика исследования социальной реализации человека в профессии..........................................395 О.Н. Сиваш Изучение личностной детерминации профессиональной пригодности летного состава в процессе клинико-психологической экспертизы......................................416 В. Г. Круглое Мотивация творческой деятельности профессионала............435 Раздел третий ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ В.М. Львов Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции за счет совершенствования ее эргономических свойств.........................................457 АН. Костин Инженерно-психологические проблемы автоматизации современной техники.............................................466 А.А. Меденков Методология профессиональной подготовки авиационных инженеров в области эргономики..........................................485 ЕМ. Иванова Дифференцированные стратегии психологического анализа профессиональной деятельности...............................504 В. В. Козлов «Веерная» модель системного анализа причин ошибки пилота и разработки профилактических мероприятий..........523 А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков Требования к психологическим методам анализа сложной профессиональной деятельности.........................................536 П.Я. Шлаен Зарождение и развитие военной эргономики в России (Фрагменты из книги «Дни моей жизни»)................................553 А.В. Чунтул, В.В. Поляков, А.Н. Петрова Эргономические аспекты разработки перспективных и модернизируемых вертолетов...........................................570 М.Б. Меликова Направления развития эргономического обеспечения летных испытаний авиационных систем...................................576 Сведения об авторах ……………………………………585 |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты