1989 год
Применение концепции С.Л. Рубинштейна к разработке вопросов общей психологии / Отв. ред. К.А. Абульханова. М.: ИП АН, 1989. 211 с.
Сборник посвящен раскрытию значения для советской психологии трудов известного советского психолога С.Л. Рубинштейна и разработке его идей в конкретных исследованиях речи, мышления, деятельности, личности и т.д.
В числе авторов статей представлены и зарубежные психологи (ГДР). Публикуются результаты исследования научного наследия и биографии С.Л. Рубинштейна его учениками.
Психическая напряженность в трудовой деятельности / Отв. ред.: Л.Г. Дикая, А.Н. Занковский. М.: ИП АН, 1989. 300 с.
Сборник посвящен методологическим и методическим проблемам исследования и диагностики состояний напряженности человека-оператора в различных условиях деятельности. Предложены новые подходы и направления исследований психической напряженности и детерминант ее вызывающих.
Показано влияние напряженности на характеристики индивидуальной и групповой деятельности. Предлагаются различные методики диагностики и оценки разных форм напряженности. Описываются подходы и методы регулирования и управления функциональными состояниями человека.
Сборник рассчитан на психологов, психофизиологов, эргономистов, а также специалистов, интересующихся проблемой изучения человеческого фактора в трудовой деятельности.
Психология восприятия / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, Ю.М. Забродин, С. Магнуссен, П. Саугстад, А.А. Митькин. М.: ИП АН , 1989. 197 с.
Книга подготовлена по материалам двух советско-норвежских симпозиумов по психологии восприятия, проходивших в 1981—1982 гг. Обсуждается широкий спектр проблем психологии зрительного и слухового восприятия — от микрогенеза восприятия, его психофизиологии и психофизики до анализа восприятия в когнитивных и коммуникативных процессах.
Рассматриваются проблемы формирования механизмов глазодвигательной системы, модели цветового зрения, аномалии зрительного восприятия и зрительные иллюзии. Обсуждаются взаимосвязи восприятия и памяти, протекание процессов восприятия в общении.
Сборник в целом является ощутимым вкладом в решение важнейшей задачи современной науки — комплексного изучения человека во всем многообразии его социально-биологических функций.
Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. M., 1989. 183 с.
Книга представляет собой первую часть совместного труда ученых европейских социалистических стран, итог многолетнего сотрудничества в области проблем психологии личности. Ее структура отвечает основным аспектам методологического и теоретического изучения личности: «личность и общество»; «развитие, воспитание и формирование личности»; «сознание и деятельность, активность и поведение личности».
В первом разделе дан глубокий теоретический анализ психологии личности в условиях современного общества, его изменений и противоречий. Показано, что сущность личности и субъекта определяется через социальные волеизъявления человека, его поступки и решения в условиях перестройки общества. Представлена оригинальная концепция взаимосвязи социальных и личностных изменений. Вскрываются основные направления изменений и противоречий личности.
Во втором разделе книги представлена концепция онтогенеза личности: раскрываются исходные принципы развития, его критерии, а также направления развития личности, связанные с качеством ее взаимодействия с миром; анализируются сложности трудового воспитания и т.д. Выявляются особенности импринтинга и депривации поведения ребенка в специфических условиях дефицита общения с матерью.
В третьем разделе представлены общетеоретические взгляды на социальную детерминацию поведения. Рассмотрены особенности девиантного поведения. Предпринята попытка концептуализировать ценностные структуры сознания и волевого поведения личности. Рассмотрены проблемы единства сознания и деятельности личности как субъекта и вскрыты механизмы саморегуляции, обеспечивающие единство и ее целостность. Раскрыты негативные особенности сознания и мышления личности, связанные с ошибками и ограничениями процессов интерпретации в современном обществе.
Социальная психология в социалистических странах / Отв. ред.: Е.В. Шорохова, В.П. Левкович. М.: ИП АН СССР, 1989. 180 с.
Книга представляет собой первую попытку систематически изложить и проанализировать историю и современное состояние социально-психологической науки в странах социализма.
Сборник составлен из статей, написанных ведущими социальными психологами ряда стран: Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Китая, Кубы, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии, Югославии.
Читатель познакомится с историей, с различными направлениями социально-психологических исследований в этих странах.
Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: ИП АН, 1989. 151 с.
В сборнике предлагаются рекомендации по использованию социально-психологических факторов, влияющих на эффективность коллективного труда, описываются социально-психологические механизмы взаимодействия работников в процессе выполнения производственных заданий.
Сборник состоит из двух разделов. В первом рассматриваются вопросы, связанные с активацией социально-психологических процессов в коллективе, влиянием новых и традиционных форм организации труда на эффективность производства, проблемы распределения вознаграждения в бригадах, межличностных конфликтов, адаптации и др.
Второй раздел посвящен актуальным вопросам управления и самоуправления. Проведен анализ проблем повышения эффективности деятельности руководителей, взаимоотношений руководителей и исполнителей и других вопросов.
В сборнике представлены оригинальные методики для изучения социально-психологических аспектов эффективности совместной трудовой деятельности, межличностных отношений, резервов управления.
Тенденции развития психологической науки / Отв. ред.: Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова. М., 1989. 270 с.
Эта книга — первое в советской психологии исследование особенностей, тенденций, этапов развития основных направлений и прикладных областей психологической науки. Раскрываются общественно-исторические условия развития психологического знания, изменения поля проблем, преобразования предмета исследований, появления новых концепций. Раскрывается логика развития психологической теории, ее методов, эмпирических оснований.
Анализируется взаимосвязь психологии с другими науками.
Книга состоит из двух частей. Первая посвящена истории, современному состоянию и перспективам развития общей психологии, разработке проблем мышления и творчества, сенсорно-перцептивных процессов и памяти, общения и речи, психологии эмоций.
Во второй части раскрываются пути развития основных психологических дисциплин: социальной, инженерной и медицинской психологии, психологии среды, психолингвистики, математической психологии, зоопсихологии. Большое внимание уделено анализу дисциплин, изучающих закономерности психофизиологических процессов — общей и дифференциальной психофизиологии, нейропсихологии. Показывается роль общественной практики в разработке прикладных аспектов психологических исследований, в выдвижении на первый план проблем совместной деятельности, взаимоотношений людей. Раскрываются теоретические основы, задачи и функции психологической службы в СССР.
Человек — техника — акустическая среда (проблемы, перспективы, пути решения) / Под ред. В.Н. Носуленко. М., 1989. 241 с.
В сборнике представлены теоретические, экспериментальные и прикладные результаты работ по программе межведомственного Коллектива «Человек — техника — акустическая среда». Дана психологическая концепция слухового восприятия, в рамках которой производится анализ проблем взаимодействия человека и акустической среды.
Книга предназначена для психологов, акустиков, разработчиков звуковой техники, специалистов, работающих в области звукозаписи и радиовещания.
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты