2008 год

Павлова Н.Д., Зачесова И.Д. (редакторы)
Ситуационная и личностная детерминация дискурса.
ISBN: 978-5-9270-0120-0
384 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

Сборник посвящен теме, актуальность которой стремительно возрастает в современную эпоху, когда кардинально расширяются возможности вербальной коммуникации, изменяются ее формы; картина мира, создаваемая средствами массовой информации, и виртуальный мир Интернета приобретают для человека значение второй реальности. Результаты исследования организации дискурса, функционирующего в разных сферах действительности, позволили авторам выявить и описать некоторые закономерности его ситуационной и личностной детерминации. Характеризуются специальные виды дискурса, выработанные в повседневной жизни, политике, науке, новые тенденции, которые получают распространение в связи с современными информационными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам интеиционалыюй организации дискурса, которые тесно связанны как с личностной сферой коммуникантов, так и с ситуационным контекстом и выступают интегрирующим началом многих включенных в сборник работ.

Проведенный теоретический анализ, изложенные результаты эмпирических исследований, оригинальные методические разработки представляют интерес для специалистов в области психологии речи, психолингвистики, социальной психологии, психологии личности, психологов-практиков. Издание адресовано также специалистам смежных наук - филологам, социологам, антропологам, философам.


Содержание
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ..........................................5
А.Л. Журавлев, Н.Д. Павлова
К междисциплинарной проблематике дискурса (Вместо предисловия)... 6
Н.Д. Павлова
Новые направления исследований в психологии речи
и психолингвистике...........................................12
РАЗДЕЛ 2. ДИСКУРС В РАЗНЫХ СФЕРАХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ... 35
А. В. Юревич
Эволюция дискурса психологической науки......................36
М. В. Китайгородская, Н.Н. Розанова
Типовые коммуникативные ситуации в интенциональном аспекте
(общение на рынке)...........................................46
В.В. Латынов
Психологические закономерности функционирования
экономического дискурса......................................65
А.Н. Воронин, Н.Б. Горюнова
Специфика научного дискурса в исследованиях
по проблеме способностей.....................................77
РАЗДЕЛ 3. ДИСКУРС И ЛИЧНОСТЬ.............................97
Е.С. Калмыкова
Рефлексивный процесс и его отражение в дискурсе...............98
Н.А. Алмаев
«Встречные курсы» психолингвистики
и дифференциальной психологии..............................124
М.И. Воловикова
Основные принципы и возможности применения
микросемантического анализа................................144
РАЗДЕЛ 4. ИНТЕНЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСКУРСА ... 161
И.А. Зачесова, Т.А. Гребенщикова
Взаимоотношения собеседников в диалоге......................162
Т.А. Кубрак
Интенция самопрезентации субъекта в различных видах дискурса.... 185
А.А. Григорьева
Приемы речевого воздействия и интенциональные структуры
разных видов телевизионного дискурса........................205
Е.А. Пескова
Интенции политиков в предвыборном дискурсе и их понимание
«наивной» аудиторией и специалистами........................225
РАЗДЕЛ 5. КОНСТРУИРОВАНИЕ МИРА В ДИСКУРСЕ............243
К. И. Алексеев
Метафора как средство репрезентации действительности в дискурсе.. .244
В.А. Цепцов
«Образ врага» в сознании россиян:
дискурсивно-когнитивная модель..............................259
О. В. Чернецкая
Дискурс-анализ в исследовании социальных представлений
о сексуальности.............................................285
РАЗДЕЛ 6. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ....................305
М.С. Андрианов
Дискурсивный анализ спорных иллюстраций
периодических печатных изданий..............................306
М.А. Лаппо
Интенция кодирования в субкультурном дискурсе
(на материале телефонных разговоров наркокурьеров)..........327
В.А. Гордиенко
Подходы к дискурсивному анализу
психотерапевтической ситуации...............................338
Л.А. Шустова
Диалог в практике работы с подростками.......................354
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.....................................380

Журавлев А.Л., Кольцова В.А., Артемьева Т.И. (ответственные редакторы)
Платонов К.К. - выдающийся отечественный психолог ХХ века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К.К.Платонова.
ISBN: 978-5-9270-0122-4
270 стр., 60х90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

В книгу включены выступления участников конференции, раскрывающие многогранную научную, организаторскую и просветительскую деятельность выдающегося отечественного психолога XX столетия К.К. Платонова, его вклад в различные области психологической науки, влияние его идей на современное психологическое знание.

Работы разного характера содержат анализ научного наследия К.К. Платонова, изложение его биографии и этапов профессионального творчества, а также развивают его научные идеи.

Книга рассчитана на профессиональных исследователей, преподавателей психологии и практических психологов, работающих в самых разных сферах, а также на специалистов по истории отечественной науки.


Содержание
АЛ. Журавлев, В.А. Кольцова, Т.И. Артемьева
Основные направления исследований К. К. Платонова
и их развитие в современной психологии 9
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ К.К. ПЛАТОНОВА И ИХ РАЗВИТИЕ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Г.В. Акопов
Феноменология группового сознания в контексте идей
К.К. Платонова 21
В.В. Белоус, И.В. Боязитова
Взгляд К.К. Платонова на теорию систем как фактор развития
теории интегральной индивидуальности 34
А.М. Двойнин
Идеи К.К. Платонова о вере сквозь призму современной
психологии 42
О.С.Дейнека
Некоторые перспективы развития дидактического наследия
К.К. Платонова 49
И. А. Джидарьян
Концепция динамической функциональной структуры личности
К.К. Платонова 61
Т.В. Зверева
Историко-биографическое исследование вклада К.К. Платонова
в развитие психологической науки 68
Г.Х. Шингаров
Философские проблемы психологии в творчестве К.К. Платонова ..75
Раздел II
ВКЛАД К.К. ПЛАТОНОВА В РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ
ОБЛАСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ
М.С. Алексеенко
Подход К.К. Платонова к проблеме переучивания летчиков 85
Т.Н. Артемьева
К.К. Платонов как аналитик проблем психологии религии 90
В.А. Бодров, Ю.Э. Писаренко
Учение К.К. Платонова о способностях и их развитие в процессе
летной подготовки 99
А.Д. Глоточкин
Значение работ К.К. Платонова для развития военной психологии 109
Л.Г. Дикая
Вклад К.К. Платонова в становление и разработку проблем
психологии труда 119
ИМ. Жданько, П.А. Коваленко, Д.В. Гандер
Пространственная ориентировка в визуальном маневренном
полете. Отработка теста на профориентацию 130
Г.В. Ожиганова
Творческие способности и неспособности личности 142
И. А. Русина
Работа К.К. Платонова «Методологические проблемы
медицинской психологии» как руководство для медицинских
психологов 147
Раздел III
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
АЛ. Журавлев, А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьева
Представления К.К. Платонова о моральной воспитанности
личности как теоретическое основание изучения нравственного
самоопределения 169
А.Л. Журавлев, И.А. Соина
Субъективная значимость других людей
в социально-психологическом пространстве
самоопределяющейся личности 188
Т.В. Дробышева
Роль средств массовой информации в формировании
экономического сознания подростков (на примере печати) 211
В.А. Зобков, А.В. Зобков
Структурная организация объективных проявлений
саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи
юношеского возраста 237
М.А. Красников
Опыт системно-структурного анализа феномена лжи 243
ИМ. Осипенко
Динамика социальных представлений о богатстве и бедности
у студенческой молодежи 252
Е.В. Пронина
Психология воображения дошкольника 257
Т.Ю. Сунцова
Контрперенос в усложненных условиях и «сила души» 262

Ушакова Т.Н. (ред)
Речь ребенка: Проблемы и решения
ISBN: 978-5-9270-0129-3
352 стр., 60x90/16|пер
Серия: | Труды ИП РАН

Приведенные в книге материалы отражают новый этап исследования речевого онтогенеза с акцентом на его самую раннюю фазу. Разрабатываются теоретические представления о логике речевого развития; приводятся новые факты; описаны прежде не отмечаемые исследователями явления; сравниваются случаи нормального, задержанного и искаженного развития. Исследования темы речевого онтогенеза в нашей стране не выпадают из общего мирового потока. В то же время они имеют свои оригинальные черты. К ним можно отнести разработку таких тем, как осмысленность ранних детских вокальных и двигательных проявлений; их временные границы и длительность; психофизиологические механизмы их протекания и развития; источники внутренней активности речи и форм ее проявления (интенций); включенность растущего малыша в коммуникативную ситуацию, пути влияния последней и др. Соответствующие вопросы рассмотрены в книге в теоретическом и экспериментально-эмпирическом плане. Большое внимание уделено также методическим разработкам. Далеко не все проблемы освещены в книге с исчерпывающей доказательностью. Авторам предоставлена возможность высказать собственное мнение и провести последующую, можно надеяться, продуктивную дискуссию по предложенным проблемам.


Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ. Т.Н. Ушакова 5
Часть I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАННЕГО РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА
Глава 1. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития
ребенка. Т.Н. Ушакова 13
Глава 2. Механизм речедвигательного акта в свете
логопедического анализа. Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова... АО
ЧАСТЬ II ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 3. Становление звукового состава речи ребенка:
лонгитюдное исследование. ЕЕ. Ляксо 57
Глава 4. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной
имплантации (электродного протезирования слуха)
И.В.Королева 90
Глава 5. Ранние крики детей: сегодня и четверть века
назад. ТВ. Базжина 1 15
Глава 6. Интенциональный механизм в контексте начального
этапа речевого развития. Т.Н. Ушакова, С.С. Белова,
О.Е. Громова 1 30
Глава 7. Возникновение интенций в раннем возрасте
и их соотношение с языковым развитием. С.С. Белова 147
Глава 8. От протодиалога к диалогу: коммуникативная
компетенция ребенка раннего возраста. В.В. Казаковская... 169
Глава 9. Функциональные перестройки в раннем развитии
ребенка. Е.Н. Винарская 200
Глава 10. Психолингвистическая модель возрастной
фонологии. Г.М. Богомазов, Е.Ю. Спиридонова 209
ЧАСТЬ III
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Глава 11. Разработка анкеты для дифференцированной оценки
нормы и задержки речевого развития детей 2-3 лет.
О.Е. Громова, С.С. Белова 223
Глава 12. Оценка раннего речевого и когнитивного развития
детей: разработка и апробация опросника. ££ Ляксо 262
Глава 13. Логопедическая программа стимуляции речевого
развития детей с трудностями овладения произвольной
артикуляцией. О.Е. Громова 31 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Т.Н. Ушакова 329
ПРИЛОЖЕНИЕ
РОДИТЕЛИ-ПСИХОЛОГИ О РАННЕМ РЕЧЕВОМ
РАЗВИТИИ СВОИХ ДЕТЕЙ
Проявления субъективных переживаний ребенка
в раннем возрасте. Е.В. Гришунина 337
Про Федю. Ж.А. Максименко 347
Детский сад: Новое окно в мир. С.С. Белова 348

Бодров В.А., Журавлев А.Л. (редакторы)
Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности.
ISBN: 978-5-9270-0132-3
589 стр., 60x90|пер
Серия: | Труды ИП РАН

В книге представлены материалы научных исследований сотрудников и соискателей лаборатории инженерной психологии и эргономики, других лабораторий Института психологии РАН, а также различных научных центров и учебных заведений России. В книгу включены работы по широкому кругу вопросов психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Все материалы объединяются общей направленностью на развитие и реализацию положений системного, деятельностного и личностного подходов в изучении психологии профессиональной деятельности.


Содержание
Предисловие.....................................9
В.А. Бодров
Современные исследования фундаментальных и прикладных
проблем психологии профессиональной деятельности
(вместо введения) ................13
Раздел первый
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛ. Журавлев, Т.А. Нестик
Психологические проблемы организации обучающего
взаимодействия инструкторов и операторов транспортных
и энергетических систем.......51
В.А. Пономаренко
Антропологическое видение будущего саморазвития инженерной психологии как науки (из опыта жизни и труда)...76
В.И. Медведев, А.А. Алдашева
Усталость как психическое состояние..........................................85
Д.Н. Завалишина
Формы целеполагания в творческой активности профессионала..................113
А. В. Карпов
Структурно-уровневая организация профессиональной деятельности: концептуализация и реальность.......................126
Г.М. Зараковский
Эргономическое проектирование операционального
компонента деятельности: теоретические основы
и методология...................162
АЛ. Обознов
Внешние средства оперативной поддержки психической регуляции операторской деятельности.....................................1 81
Ю. К. Стрелков
Феномен времени в исследованиях транспортного труда......200
Л. Г. Дикая
Субъектная регуляция в деятельности профессионала
как основа формирования адаптационных стратегий............222
Ю. Я. Голиков
Изменение требований к проектированию техники
в процессе ее усложнения ......................................246
Раздел второй
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛ. Бодров, С.Н. Плющ, Г.В. Ложкин, А.Н. Плющ
Умственное утомление и утомляемость: от состояния
к свойству субъекта труда....................................265
Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова
Психометрическая оценка выраженности посттравматических
стрессовых нарушений профессиональной этиологии
у участников боевых действий........................287
А.Б. Леонова, И.В. Блинникова, Б.Б. Величковский, М.С. Капица Исследования человеческого фактора в современной компьютеризованной среде: новые направления развития инженерной психологии и эргономики.....................312
А. И. Иванов, В. В. Лапа
Инженерно-психологические проблемы проектирования нашлемной системы индикации для летчика............................340
В.А. Бодров, Ю.В. Бессонова, А.Л. Сыркина
Исследование содержательных характеристик ценностно-смысловой сферы профессионала методом репертуарных решеток......353
И.И. Васильева
Об основаниях оценки эффективности деятельности руководителя по управлению коллективом.............................374
ЕЛ. Ермолаева
Психологическая специфика исследования социальной реализации человека в профессии..........................................395
О.Н. Сиваш
Изучение личностной детерминации профессиональной пригодности летного состава в процессе клинико-психологической экспертизы......................................416
В. Г. Круглое
Мотивация творческой деятельности профессионала............435
Раздел третий
ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ
В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
ПСИХОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ
В.М. Львов
Проблемы обеспечения конкурентоспособности
продукции за счет совершенствования ее эргономических
свойств.........................................457
АН. Костин
Инженерно-психологические проблемы автоматизации современной техники.............................................466
А.А. Меденков
Методология профессиональной подготовки авиационных инженеров в области эргономики..........................................485
ЕМ. Иванова
Дифференцированные стратегии психологического
анализа профессиональной деятельности...............................504
В. В. Козлов
«Веерная» модель системного анализа причин ошибки
пилота и разработки профилактических мероприятий..........523
А.Н. Костин, Ю.Я. Голиков
Требования к психологическим методам анализа сложной профессиональной деятельности.........................................536
П.Я. Шлаен
Зарождение и развитие военной эргономики в России (Фрагменты из книги «Дни моей жизни»)................................553
А.В. Чунтул, В.В. Поляков, А.Н. Петрова
Эргономические аспекты разработки перспективных
и модернизируемых вертолетов...........................................570
М.Б. Меликова
Направления развития эргономического обеспечения
летных испытаний авиационных систем...................................576
Сведения об авторах ……………………………………585

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН