Научная школа субъектного подхода в психологии С. Л. Рубинштейна - А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой

Основатель школы – выдающийся отечественный психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), первый среди советских психологов член-корреспондент АН СССР (1943 г.).
Основные вехи жизненного пути С.Л. Рубинштейна
Учился в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию: “Eine Studie zum Problem der Method”. С 1919 – доцент, с 1921 – профессор кафедры философии и психологии Новороссийского университета (Одесса). С 1922 по 1930г. – директор Научной библиотеки Одессы. С 1930 по 1942 – зав. кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена.

За труд «Основы общей психологии» (1940) С.Л. Рубинштейн был удостоен Сталинской премии (1942).

В 1942 г. Рубинштейн создает кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова и остается заведующим этой кафедрой до 1949 г. С 1942 по 1945 гг. он также директор Института психологии АПН РСФСР.

Начало академической психологии можно датировать 1945 годом, когда Сергей Леонидович Рубинштейн создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР. Этот сектор он возглавлял до 1949 года, и затем – с 1956 по 1960 гг.
С.Л. Рубинштейн – основоположник деятельностного подхода в психологии и педагогике (1922 г.), названного им «принцип творческой самодеятельности (1922г.), а позднее – «принцип единства сознания и деятельности» (сам термин «деятельностный подход» появился уже после смерти С.Л. Рубинштейна).

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание включено в контекст жизненных связей личности с объективным миром. Основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам.
Труды
Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики), 1922. (Опубликована в журнале «Вопросы психологии», 1986, №4)
Проблемы психологии в трудах Карла Маркса, 1934.
Основы психологии, 1935.
Основы общей психологии, 1940.
Бытие и сознание, 1957.
Принципы и пути развития психологии, 1959.
Человек и мир (опубликовано в книге «Проблемы общей психологии», 1973, 1976)
О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Принципы и пути развития психологии. М., 1959
Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения /под ред. Рубинштейна. М., 1960.
Ученики
Абульханова (Славская) Ксения Александровна (р. 1932 г.)
Брушлинский Андрей Владимирович (1933-2002)
Богоявленская Диана Борисовна (р. 1932)
Будилова Елена Александровна (1909-1991)

  • о научной школе С.Л. Рубинштейна
  • Сергей Леонидович Рубинштейн
  • О философии и философе (часть 1)
  • О философии и философе (часть 2)
  • Бытие и сознание
  • О мышлении и путях его исследования
  • Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения
  • Основы общей психологии
  • Принципы и пути развития психологии
  • Основы психологии
  • Человек и мир
  • Одесский период С.Л. Рубинштейна (видео)
  • Научно-психологическое общество С.Л. Рубинштейн
  • Электронные журналы Института психологии РАН

    Приглашаем к публикации в электронных журналах:

    Примите участие в исследовании:




    Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
    и поделитесь ссылкой на него с другими!
    Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

    Коллективная память о событиях отечественной истории


    Новая монография Т.П. Емельяновой
    (скачать текст, pdf) 

    Психология глобальных рисков

    Семинар Института психологии РАН