Ф
Фабри Курт Эрнестович
Фарбер Дебора Ароновна
Фельдштейн Давид Иосифович
Флоренская Тамара Александровна
Фортунатов Григорий Алексеевич
Франк Семен Людвигович
Фабри Курт Эрнестович (1923-1990) Российский зоопсихолог, этолог, специализировался в области зоологии позвоночных, антропологии и психологии, ученик Н.Н. Ладыгиной-Котс, доктор психологических наук (1976), профессор (1984). Закончил биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1946). С 1971 г.- преподаватель, профессор (1983) кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Область научной деятельности Ф.-этология, зоопсихология, сравнительная психология. Основная тематика его работ-онтогенез поведения и психики животных, эволюция психики, психическая деятельность приматов, этологические и биопсихологические предпосылки антропогенеза. Ф. выполнены оригинальные исследования импритинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена (Основы зоопсихологии. 1976; 1993). Он разрабатывал прикладные аспекты зоопсихологии; его работа положена в основу нового курса для студентов Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства (Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. 1988). Ф. удалось выявить сходные (по форме, но не по содержанию) признаки в развитии игры в онтогенезе человека и высших животных (Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты). // Вопросы психологии, 1982). | |
Российский физиолог и психолог, действительный член РАО (1992). Окончив в 1947 году биологический ф-т МГУ, Ф. защитила в 1957 году кандидатскую, а в 1966 году докторскую диссертацию "Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе". Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов. Результаты этих исследований отражены в работах Ф. ""Электроэнцефалограммы детей и подростков" (1972), "Сенсорные механизмы развивающегося мозга" (1977), "Физиология школьника" (1990), "Developing brain and cognition" (1993) и "Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга" (1995). Полученные в исследованиях Ф. факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей ею были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психо-физиологические особенности детей. | |
Российский психолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1974), академик РАО (1998), вице-президент(2001?) С 1974 г. руководит лабораторией психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО. Ф.-специалист в области психологии развития, психологии личности, возрастной и педагогической психологии. Им разработана концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе, раскрывающая закономерности становления социальной зрелости детей, подростков, юношества. Предложена оригинальная периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении глубокой внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации. Тем самым обоснована принципиальная возможность целенаправленного социального влияния на процесс развития личности в соответствии с внутренней логикой ее становления. Ф. выдвинул и эмпирически подтвердил концепцию социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это позволило ему не только установить особенности формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков, но и направленно стимулировать социальную активность развивающейся личности. В работах Ф. определены психологические условия, установлены принципы и раскрыты механизмы коррекции различных форм отклоняющегося поведения подростков, апробированные в опытно-экспериментальной работе и успешно внедренные в практику педагогической деятельности. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними (Трудный подросток. 1972, Психология современного подростка. 1987, Психология становления личности. 1994, Проблемы возрастной и педагогической психологии. 1995). Флоренская Тамара Александровна (1936-1999) Российский психолог. Доктор психологических наук (1994). Действительный член Нью-Йоркской академии наук (1995). Окончила МГУ им.М.В. Ломоносова. До 1999 года работала ст. научным сотрудником в Психологическом институте РАО. Т.А. Флоренской разработаны принципы духовно-ориентированного диалога в психологическом консультировании. Основные из этих принципов: Втупая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное Я - образ Божий в человеке. Консультанту нельзя воздействовать на собеседника и управлять им. Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника, основанном на убеждении в духовном достоинстве человека независимо от его наличного состояния. Консультант стремится помочь осознанию противоречия между духовным Я и наличным Я, оставляя консультируемому свободу выбора. Основные труды: Катарсис как осознание: Эдип Софокла и Эдип Фрейда (В кн. "Бессознательное", т. 2, Тбилиси, 1978); Я - против "я" (1985); Диалог в практической психологии (1991), Этика и психология семейной жизни: программа курса для старшеклассников (1997); Мир дома твоего: психология в жизни (1998); Диалог в практической психологии: наука о душе (2001); Диалоги о воспитании и здоровье: духовно-ориентированная психотерапия (2001); Мир дома твоего: человек в решении жизненных проблем (2004, 2006) | |
Российский психолог. В 1916 году окончил Московский университет, где специализировался в области психологии, преподавал на педагогическом факультете 2 МГУ, а с 1930 года являлся доцентом Московского областного педагогического института и Московского городского педагогического института им. В.П.Потемкина на кафедре психологии. Специалист в области дошкольной психологии, психологии творчества и эмоциональных процессов, автор одного из первых фундаментальных учебников по педологии и возрастной психологии. | |
Российский философ и психолог. Уделял большое внимание исследованию духовной активности человека, доказывая, что психология должна оставаться, прежде всего, наукой о душе, а не о психических процессах. Наиболее значительной психологической работой явилось сочинение Ф. "Душа человека" (1917). Главная идея этого произведения в стремлении вернуть в психологию понятия души взамен понятия душевных явлений, которые, с его точки зрения, не имеют самостоятельного значения и потому не могут быть предметом науки. Он считал, что основой психологии является и должна являться философия, а не естествознание, так как она изучает не реальные процессы предметного бытия в их причинной или другой естественной закономерности, а дает "общие логические разъяснения идеальной природы и строения душевного мира и его же идеального отношения к другим объектам бытия". Под душой он понимает "общую родовую природу мира душевного бытия, как качественно своеобразного целостного единства". Большое значение имеет тот факт, что Ф. в своей работе разводил такие понятия как душевная жизнь, душа и сознание. В аномальных случаях, подчеркивает он, душевная жизнь как бы выходит из берегов и затопляет сознание, именно по этим состояниям и можно дать некоторую характеристику душевной жизни как состояние рассеянного внимания, в котором соединяются предметы и смутные переживания, связанные с ними. Приходя фактически к тем же выводам, что и психоанализ, Ф. писал о том, что под тонким слоем затвердевших форм рассудочной культуры тлеет жар великих страстей, темных и светлых, которые и в жизни отдельной личности и в жизни народа в целом могут прорвать плотину и выйти наружу, сметая все на своем пути, ведя к агрессии, бунту и анархии. Таким образом, с точки зрения Ф., главным содержанием души является слепая, хаотическая, иррациональная душевная жизнь. При этом он доказывает, что в игре и в искусстве человек выплескивает наружу эту свою смутную, неосознанную душевную жизнь и тем самым дополняет узкий круг осознанных переживаний. Теория познания, разрабатываемая Ф., также как и его понимание сущности души, во многом опирается на монадологию Лейбница. Ф. писал, что чистый разум сверхиндивидуален и сверхличен и потому познание происходит не только и не столько на основе соприкосновения с внешним миром, сколько развиваясь изнутри. На своей периферии душа соприкасается с предметной стороной бытия и таким образом становится носительницей знаний о внешнем мире. Однако по своим внутренним каналам душа соединяется с чистым разумом и таким образом наполняется не относительными понятиями, но чистым объективным знанием. Из всех психологов первой половины ХХ века Ф. полнее и точнее всех отразил влияние религиозной философии, которая берет свое начало в позиции Соловьева, на психологию. При этом в его концепции в полной мере отразились как достоинства, так и недостатки такой позиции. |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты