А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Щ

Щедровицкий Георгий Петрович
Щелованов Николай Матвеевич

Щедровицкий Георгий Петрович (1929-1994)

Российский философ и психолог. В 1952-1954 гг. создает (вместе с Б.А.Грушиным, А.А.Зиновьевым и М.К.Мамардашвили) Московский Логический кружок (МЛК), идейным и организационным лидером которого он становится с 1955 г. и остается до конца жизни.

Изучал проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводил исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе. Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии..

В 1958 г. организует (совместно с В.В.Давыдовым и под патронажем П.А.Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР. Используя в качестве системообразующей категории категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности".

В 80-е годы совместно с учениками и последователями, разрабатывает организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса.

 

Щелованов Николай Матвеевич (1892-1981)

Российский психолог, рефлексолог, доктоp медицинских наук, член-коppеспондент АМH СССР (1946). После окончания естественно-исторического факультета Психоневрологического института в Петербурге (1911) работал в нем ассистентом на созданной В.М. Бехтеревым кафедре рефлексологии. В 1918-1931 гг. работал в Институте по изучению мозга и психической деятельности, где организовал клинику и отдел генетической рефлексологии, котоpый в 1934 г. отдел был переведен в Москву. Щ. оставался руководителем отдела до 1961 г.

Область научной деятельности Щ.- психология и pефлексология pазвития, детская и педагогическая психология, сpавнительная психология. Щ. и его сотpудники проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста ( до 3-х лет), на основе которых ими была разработана система воспитания (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях под ред. Щ. и Н.М. Аксариной. 1955).

В ходе исследований были выявлены и описаны особенности поведения младенца, такие как комплекс оживления, особенности детской ходьбы и хватательных рефлексов. Щ. pазpабатывал также пpоблемы сравнительной психологии человека и животных.

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН