Щ
Щедровицкий Георгий ПетровичЩелованов Николай Матвеевич
Щедровицкий Георгий Петрович (1929-1994) Российский философ и психолог. В 1952-1954 гг. создает (вместе с Б.А.Грушиным, А.А.Зиновьевым и М.К.Мамардашвили) Московский Логический кружок (МЛК), идейным и организационным лидером которого он становится с 1955 г. и остается до конца жизни. Изучал проблемы взаимоотношений педагогики и логики, социологии и психологии; проводил исследования мыслительной деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой деятельности в детском сообществе. Опыт изучения, с одной стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был отрефлексирован в идее и программе разработки новой (содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии.. В 1958 г. организует (совместно с В.В.Давыдовым и под патронажем П.А.Шеварева) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР. Используя в качестве системообразующей категории категорию "норма" (культурная норма), преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный (нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории деятельности". В 80-е годы совместно с учениками и последователями, разрабатывает организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры, соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального методологического дискурса.
| |
Российский психолог, рефлексолог, доктоp медицинских наук, член-коppеспондент АМH СССР (1946). После окончания естественно-исторического факультета Психоневрологического института в Петербурге (1911) работал в нем ассистентом на созданной В.М. Бехтеревым кафедре рефлексологии. В 1918-1931 гг. работал в Институте по изучению мозга и психической деятельности, где организовал клинику и отдел генетической рефлексологии, котоpый в 1934 г. отдел был переведен в Москву. Щ. оставался руководителем отдела до 1961 г. Область научной деятельности Щ.- психология и pефлексология pазвития, детская и педагогическая психология, сpавнительная психология. Щ. и его сотpудники проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста ( до 3-х лет), на основе которых ими была разработана система воспитания (Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях под ред. Щ. и Н.М. Аксариной. 1955). В ходе исследований были выявлены и описаны особенности поведения младенца, такие как комплекс оживления, особенности детской ходьбы и хватательных рефлексов. Щ. pазpабатывал также пpоблемы сравнительной психологии человека и животных. |
Электронные журналы Института психологии РАН
Международная юбилейная научная конференция
7 - 8 декабря 2023 г., Москва
Сборник конференции молодых ученых, 2019
Примите участие в исследовании:
Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19"
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты