А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я 

Х

Хомская Евгения Давыдовна
Харламенкова Наталья Евгеньевна
Холодная Марина Александровна

 

Хомская Евгения Давыдовна 1929-2003

Российский нейpо- и патопсихолог, доктоp психологических наук (1971), пpофессоp (1976). Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1952). С 1958 г. работает на факультете психологии МГУ, с 1974 г.-в должности профессора кафедpы нейpо- и патопсихологии.

Ученица А.Р.Лурия. Х. продолжает развивать традиции отечественной нейропсихологической школы, pазрабатывает шиpокий кpуг проблем нейропсихологии. Она внесла большой вклад в pазвитие психофизиологического напpавления в нейpопсихологии (Пpоблемы нейpопсихологии под pед. Х. 1979), в изучение функций лобных долей мозга и их pоли в pегуляции психических пpоцессов (Функции лобных долей мозга под pед. Х. 1982), в исследование проблемы межполушарной оpганизации мозга, в анализ теоpетических основ нейpопсихологии, в изучение нейропсихологических основ индивидуальных различий, эмоционально-личностных pасстpойств, в создание новых методических пpиемов исследования познавательных и эмоциональных пpоцессов (Hовые методы нейpопсихологического исследования под pед. Х. 1989), в нейpопсихологический анализ погpаничных состояний. Х. опубликован первый в нашей стране учебник "Нейропсихология"(1987), а также подготовлен pяд учебных пособий по нейpопсихологии

 

Харламенкова Наталья Евгеньевна (род. в 1957 г.)

Доктор психологических наук, профессор, с 1 окт. 2011 зав. лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН.

В 1980 г. закончила факультет психологии МГУ им . М.В. Ломоносова, затем – аспирантуру Института психологии АН СССР. Доктор психологических наук (2005), профессор (2010).

Специалист в области психологии личности и психологии развития. Приоритетными проблемами исследования являются генез, структура и механизмы самоутверждения личности; гендерная идентичность и ее особенности в норме и при аномалиях полового развития, роль отца в дифференциации гендерной идентичности; спонтанность как критерий зрелости личности.

Основные труды:
Монографии: Самоутверждение подростка. М: Издательство Института психологии РАН, 2004.
Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алетейя, 2000 (в соавторстве с Е.П. Никитиным).
Статьи: Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). В соавторстве с Е.П. Никитиным / Вопросы философии. 1995, № 8. С. 73-91; Тематический апперцептивный тест: диагностика и применение. М., МОСУ, 2000;  Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности. В соавторстве с Е.П. Никитиной / Психологический журнал, 2000, Т. 21,  № 6. С. 67-76; Возможности заместительной гормональной терапии в решении проблем психосоциальной адаптации девочек с первичным эстрогенным дефицитом / Акушерство и гинекология. Женские болезни. 2003. № 5 С.39-45. В соавторстве с Е.В. Уваровой, Н.А. Астаховой.
Разработан и апробирован сетевой учебно-методический комплекс электронных средств по учебной дисциплине «Психология личности» (2004).

Холодная Марина Александровна

Доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией психологии способностей им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН.
В 1971 году закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. С 1971 по 1981 гг. работала на кафедре психологии и педагогики Томского государственного университета. В 1974 г. на факультете психологии ЛГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления». С 1981 г. – доцент, а затем профессор кафедры психодиагностики и медицинской психологии Киевского государственного университета. В 1990 г. на факультете психологии МГУ защитила докторскую диссертацию на тему «Структурная организация индивидуального интеллекта». С 1994 г. – ведущий научный сотрудник лаборатории психологии способностей Института психологии РАН (Москва), с 2001 г. – зав. лабораторией психологии способностей им. В.Н. Дружинина.
Лауреат конкурса в сфере образования и науки (1997). ·Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования (1999). ·Лауреат премии целевой программы "Одаренные дети" и президентской программы "Дети России" (2002)
Научный соруководитель образовательного проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ), в рамках которого разработано новое поколение школьных учебников по математике для 5–9-х классов общеобразовательной школы, ориентированных на интеллектуальное воспитание учащихся на основе обогащения их ментального опыта (совместно с Э.Г. Гельфман).
Сфера научных интересов – психология познания, в том числе интеллект, когнитивные стили, понятийное мышление, интеллектуальная одаренность, интеллектуальное воспитание учащихся в процессе обучения, психодиагностика интеллектуальных способностей.
Имеет более 150 научных публикаций.
Основные труды:
Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб, 2004.
(совместно с Гельфманом Э.Г.) Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся). СПб, 2006.

 

 

Электронные журналы Института психологии РАН

Приглашаем к публикации в электронных журналах:

Примите участие в исследовании:




Моя экономическая жизнь в условиях пандемии COVID-19" 
и поделитесь ссылкой на него с другими!
Ситуация пандемии COVID-19 - уникальна, требует изучения и осознания. Сроки для этого сжаты 

Коллективная память о событиях отечественной истории


Новая монография Т.П. Емельяновой
(скачать текст, pdf) 

Психология глобальных рисков

Семинар Института психологии РАН